Решение №4738 Решение по делу № 056/01/18.1-166/2019 от 23 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14.01.2016 № 12) в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России «…» , членов Комиссии «…», «…», «…», «…»;

в присутствии заявителя «…» (паспорт серия <...> «…» номер <...> «…», выдан «…», дата рождения: «…»);

в присутствии представителя Организатора торгов «…» (уведомлен 29.04.2019 исх. №«…», 08.05.2019 исх. №«…») – «…» (доверенность «…»);

рассмотрев жалобу «…» (вх. № «…» от 24.04.2019) на действия Администрации МО Соль-Илецкий городской округ при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Соль-Илецкого городского округа по нерегулируемым тарифам, (Извещение о проведении конкурса от 11.04.2019),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России 24.04.2019 поступила жалоба «…» (вх. № 3317э от 24.04.2019) на действия Администрации МО Соль-Илецкий городской округ (далее - Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Соль-Илецкого городского округа по нерегулируемым тарифам (далее – Конкурс), адрес сайта, на котором размещена конкурсная документация: официальный сайт Соль-Илецкого городского округа (Главная - Власть - Администрация округа - Отдел по строительству, транспорту, ЖКХ, дорожному хозяйству, газификации и связи - Транспортное обслуживание, http://soliletsk.ru/transportnoe-obsluzhivanie.html), Извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Соль-Илецкого городского округа по нерегулируемым тарифам от 11.04.2019 (далее – Извещение),

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 29.04.2019 исх. № 3975, Организатору торгов от 29.04.2019
исх. № 3976.

Рассмотрение жалобы назначено на 08.05.2019 в 11 часов 30 минут.

Руководствуясь ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции 08.05.2019 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб объявила о перерыве в рассмотрении жалобы
«…» до 11 ч.30 мин. 16.05.2019. 16.05.2019 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб объявила о перерыве в рассмотрении жалобы «…» до 11 ч.30 мин. 20.05.2019.

В материалах дела присутствует расписка представителя
«…»., представителя Организатора торгов в уведомлении о перерыве в рассмотрении жалобы от 16.05.2019.

По мнению Заявителя, действия Организатора торгов не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, порядку проведения торгов. Извещение, Порядок проведения открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Соль - Илецкого городского округа по нерегулируемым тарифам, утвержденном постановлением администрации муниципального образования Соль - Илецкий городской округ от 06.12.2018
№ 2727-п (далее – Порядок проведения конкурсов), не соответствуют требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ), а именно:

 

 

11.04.2019 на официальном сайте Соль-Илецкого городского округа организатор разместил информацию о проведении обжалуемого открытого конкурса.

В Извещении о проведении конкурса (далее – Извещение) организатор прописал требования к претендентам (участникам конкурса).

Согласно п. 4.1 Извещения указано, что в конкурсе могут принимать участие юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества (при наличии договора простого товарищества в письменной форме), соответствующие следующим требованиям:

  1. наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  2. принятие на себя обязательств в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;
  3. непроведение ликвидации участника открытого конкурса – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса – юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
  4. отсутствие у участника открытого конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
  5. наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);
  6. отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обязательств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Закона № 220-ФЗ.

Согласно части 8 статьи 29 Закона № 220-ФЗ в случае, если действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2, 7 или 8 части 1 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство, утрачивают право в течение одного года со дня прекращения его действия инициировать установление межрегиональных маршрутов регулярных перевозок и участвовать в открытых конкурсах.

Применительно к настоящего конкурсу по муниципальным маршрутам городского округа указанное требование в п.п. 6 п. 4.1 Извещения является дополнительным административным инструментом для отказа в допуске к участию в конкурсе по основаниям «отсутствие в составе заявки представленной претендентом документов, которые должны быть представлены в соответствии с настоящими требованиями». 

В п. 5 Извещения указано, что дата и время окончания подачи заявок 06.05.2019 в 10.00 ч., а дата и время вскрытия конвертов с заявками 07.05.2019 в 10.00 ч. Между датой окончания подачи заявок и датой вскрытия конвертов с заявками 24 часа. При этом согласно п. 10 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие.

 В разделе 3.1 Порядка проведения конкурса и п. 4.2 Извещения указано, что к заявке прилагаются сведения о влияющих на качество перевозок характеристиках транспортных средств, предлагаемых претендентом, для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и иные характеристики). При этом организатор не раскрывает понятия «иные характеристики», тем самым создавая неопределенность для претендентов при подготовке транспортного средства к конкурсу.

В соответствии с разделом 6.2 Порядка проведения конкурса организатор указывает, что оценка и сопоставление заявок осуществляется в соответствии со шкалой критериев оценки и сопоставления заявок, утвержденной постановлением администрации Соль-Илецкого городского округа. При этом на сайте, где размещена конкурсная документация указанное постановление отсутствует.

В абзаце 2 раздела 6.2 Порядка проведения конкурсов организатор указывает, что оценка заявки осуществляется на основании данных, содержащихся в документах, представленных участником конкурса, а также документах, полученных от третьих лиц в случаях, предусмотренных конкурсной документацией.

В абзаце 5 раздела 6.2 Порядка проведения конкурсов организатор указывает, что в случае если из сведений, представленных участником, невозможно определить количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете исходя из среднего количества транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, при оценке такой заявки конкурсной комиссией указывается ноль баллов по указанному критерию.

Данные положения Порядка проведения конкурсов противоречит ч.3 ст. 24 Закона № 220-ФЗ, и являются дополнительными административными барьерами для входа на рынок пассажирских перевозок.

Из положений раздела 7 Порядка проведения конкурсов следует, что организатор протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не намеревается размещать на официальном сайте администрации, что нарушает принцип открытости и публичности конкурсной процедуры.

В абзаце 1 раздела 9 Порядка проведения конкурсов указано, что в случае если открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе только одна заявка была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, или если по результатам открытого конкурса определен его победитель в течение 10 дней после опубликования соответствующего протокола конкурса, конкурсной комиссией проводится осмотр транспортных средств в целях подтверждения их наличия и соответствия заявке участника на участие в открытом конкурсе.

Однако, из указанной нормы нельзя сделать вывод какой именно протокол конкурса организатор называет «соответствующим».

Согласно абзацу 2 раздела 9 Порядка проведения конкурсов на транспортные средства, обязательство о приобретении которых принято участником на себя в составе заявки, должны быть приобретены Участником, заявка которого признана единственной соответствующей требованиям конкурсной документации по лоту, или участником, признанным победителем конкурса, в срок, установленный конкурсной документацией, но не более 7 дней с момента опубликования соответствующего протокола конкурсной комиссии.

Заявитель считает, что установление семидневного срока с целью подтверждения наличия и соответствия заявке, недопустимо, так как в случае внесения изменений в конструкцию транспортного средства указанного времени будет недостаточно. 

Согласно абзаца 2 раздела 6.1 Порядка проведения конкурса срок рассмотрения заявок не должен превышать 10 рабочих дней с момента подписания протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

В абзаце 1 раздела 6.2 Порядка проведения конкурса установлено, что конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок в соответствии со шкалой критериев оценки и сопоставления заявок, утверждаемой постановлением администрации Соль-Илецкого городского округа. Срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 15 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе.

Заявитель считает, что организатор через установление срока рассмотрения и оценки заявок на участие в не менее 25 рабочих дней фактически сформировал срок в 47 календарных дней (с учетом праздничных дней), что также может привести к нарушению конкуренции.

Кроме того, в конкурсной документации не содержится информации о порядке получения разъяснения данной документации.

На основании п. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции заявитель просит признать жалобу обоснованной и приостановить конкурс на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Соль - Илецкого городского округа, а также обязать организатора привести конкурсную документацию в соответствие требованиям Закона № 220-ФЗ и Закона №44-ФЗ.

На заседание комиссии Организатором торгов представлены дополнительные документы по конкурсу: Извещение о проведение открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Соль-Илецкого городского округа по нерегулируемым тарифам от 11.04.2019, Постановление от 11.04.2019 № 795-п «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок», Постановление от 11.04.2019 № 793-п о внесении изменений в Порядок проведения конкурсов, Постановление от 06.12.2018 № 2727-п о внесении изменений в Порядок проведения конкурсов, Постановление от 15.05.2018 № 1074-п «Об утверждении порядка проведения открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Соль-Илецкого городского округа по нерегулируемым тарифам и создании конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Соль-Илецкого городского округа», Постановление от 10.01.2019 № 1-п о внесении изменений в постановление № 1074-п от 15.05.2018, Постановление от 27.12.2018 № 2958-п о внесении изменений в постановление № 1074-п от 15.05.2018, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и признания конкурса несостоявшимся, протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и признании конкурса несостоявшимся, протокол оценки и сопоставления заявок, подведения итогов открытого конкурса. 

В ходе рассмотрения жалобы представитель Организатора торгов требования Заявителя не признал и пояснил следующее.

По мнению заявителя, требование к участникам открытого конкурса, предусмотренное в п.п. 6 п. 4.1 Извещения не соответствует виду перевозок, по которым проводится данный открытый конкурс.  Однако в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона № 220-ФЗ установлен закрытый перечень требований к участникам открытого конкурса и имеется отсылочная норма на ч. 8 ст. 29 указанного закона.

Между датой окончания подачи заявок и датой вскрытия конвертов с заявками установлено 24 часа. Заявитель ссылается на нормы Закона №44-ФЗ, указанную ссылку представитель Организатора торгов считает несостоятельной, так как в Законе 220-ФЗ имеется отсылка Закон 44-ФЗ только в части регулируемых перевозок, а жалоба, которая была подана, касается нерегулируемых перевозок, следовательно, Организатор торгов вправе установить самостоятельно срок вскрытия конвертов.

В разделе 3.1 Порядка проведения конкурса и п. 4.2 Извещения организатор не раскрывает понятия «иные характеристики», тем самым создавая неопределенность для претендентов при подготовке транспортного средства к конкурсу. Указанные иные характеристики, влияющие на качество перевозок, заявитель мог отследить в Постановлении об утверждении шкалы критериев оценки и сопоставления заявок.

Довод жалобы о том, что шкала критериев оценки и сопоставления не размещена на сайте, считаю несостоятельным, так как она изначально входила в конкурсную документацию 2018 года и была размещена на сайте Администрации Соль-Илецкого городского округа.

В абзаце 2 раздела 6.2 Порядка проведения конкурсов организатор указывает, что оценка заявки осуществляется на основании данных, содержащихся в документах, представленных участником конкурса, а также документах, полученных от третьих лиц в случаях, предусмотренных конкурсной документацией.

Организатор торгов считает необходимым проводить проверку некоторых документов, представленных претендентом, для подтверждения их достоверности, но указанное действие носят исключительный характер. Случаи, при которых будет проводиться указанная проверка в конкурсной документации не прописаны.   

В конкурсной документации отсутствует порядок обращения участников конкурса за разъяснениями к Организатору торгов. Однако в Извещении указано кто организатор данных торгов, адрес, отдел и сотрудник ответственный за проведение данного конкурса, номер телефона, поэтому любой участник может обратиться за разъяснениями.

В абзаце 5 раздела 6.2 Порядка проведения конкурсов организатор указывает, что в случае если из сведений, представленных участником, невозможно определить количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете исходя из среднего количества транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, при оценке такой заявки конкурсной комиссией указывается ноль баллов по указанному критерию.

Формулировка данного пункта была из предыдущей редакции Закона № 220-ФЗ, следовательно, указанное положение Порядка проведения конкурсов действительно противоречит ч.3 ст. 24 Закона № 220-ФЗ.

Из положений раздела 7 Порядка проведения конкурсов следует, что организатор протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не намеревается размещать на официальном сайте администрации, что нарушает принцип открытости и публичности конкурсной процедуры.

Всего ведется три протокола. Протокол оценки и сопоставления заявок и протокол о результатах открытого конкурса, это один протокол. В Порядке проведения конкурса предусмотрена его публикация на сайте.

В абзаце 1 раздела 9 Порядка проведения конкурсов указано, что в течение 10 дней после опубликования соответствующего протокола конкурса, конкурсной комиссией проводится осмотр транспортных средств в целях подтверждения их наличия и соответствия заявке участника на участие в открытом конкурсе. Однако, из указанной нормы нельзя сделать вывод какой именно протокол конкурса организатор называет «соответствующим».

В данном случае речь идет об опубликовании единого протокола оценки и сопоставления заявкой и подведения результатов конкурса.

Заявитель считает, что установление семидневного срока с целью подтверждения наличия и соответствия заявке, недопустимо, так как в случае внесения изменений в конструкцию транспортного средства указанного времени будет недостаточно. 

Извещение о проведение конкурса размещается за 30 дней, и участник уже понимает какие необходимо принять меры для улучшения характеристик транспортного средства. Кроме того, участникам не запрещено предоставлять договор о том, что он приобрел транспортное средство, или заключил договор с подрядной организацией об изменении технических характеристик транспортного средства. 

В ранее проводимых конкурсах организатор высокодифференцированного подхода к величине критерия «опыт осуществления регулярных перевозок» не устанавливал и все перевозчики, имеющие опыт работы от 5 до 7 лет, получали одинаковый балл, далее перевозчики, имеющие опыт работы более 7 лет, получают одинаковый балл при оценке заявки. Данная позиция организатора ущемляет права перевозчиков, имеющих опыт работы 6 лет в соответствии с перевозчиком, имеющим опыт работы 5 лет.

Однако в Законе № 220-ФЗ отсутствуют конкретные критерии по установлению баллов, поэтому организатор вправе на свое усмотрение устанавливать величину баллов.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения присутствующих лиц со стороны заявителя и организатора торгов при рассмотрении жалобы Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (п. 2 ст. 21 Закона № 220-ФЗ).

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок в муниципальном образовании подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 220-ФЗ под муниципальным маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут регулярных перевозок в границах поселения, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута предусмотрен ст. 19 Закона № 220-ФЗ.

Указанные свидетельства, а также карты маршрута в соответствии с ч.2 ст.19 Закона № 220-ФЗ выдаются по результатам открытого конкурса.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Постановлением администрации МО Соль-Илецкий городской округ от 11.04.2019 № 795-п «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок» объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Соль-Илецкого городского округа.

Из абзаца 2 пункта 2 Порядка проведения конкурсов следует, что конкурсная документация включает в себя настоящий порядок и извещение, утверждаемое уполномоченным должностным лицом организатора конкурса, и размещается на официальном интернет-портале Соль-Илецкого ГО не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.

11.04.2019 на сайте МО Администрации Соль-Илецкого ГО (Главная - Власть - Администрация округа - Отдел по строительству, транспорту, ЖКХ, дорожному хозяйству, газификации и связи - Транспортное обслуживание, http://soliletsk.ru/transportnoe-obsluzhivanie.html) было размещено Извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Соль-Илецкого ГО по нерегулируемым тарифам и конкурсная документация.

Согласно п.2 Извещения предметом конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по одному ил нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок Соль-Илецкого ГО.

В пункте 4.1 Извещения закреплены требования к участникам конкурса, в числе которых имеется требование отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанное выше требование предусмотрено также в пункте 4 Порядка проведения конкурсов.

Кроме того, в пункт 1 Порядка проведения конкурса установлено, что к претендентам на участие в конкурсе относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, подавшие заявки на участие в открытом конкурсе. К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям статьи 23 Закона № 220-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона № 220-ФЗ К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);

6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 8 ст. 29 Закона № 220-ФЗ в случае, если действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2, 7 или 8 части 1 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство, утрачивают право в течение одного года со дня прекращения его действия инициировать установление межрегиональных маршрутов регулярных перевозок и участвовать в открытых конкурсах.

Установленный перечень требований по допуску к участию в открытом конкурсе является полным и исчерпывающим, при этом названным Федеральным законом требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса (п. 2 ст. 24 Закона № 220-ФЗ).

Довод заявителя о том, что указанное требование применяется в отношении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок является необоснованным, так как в Законе № 220-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к участникам открытого конкурса.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона № 220-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения: место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а также место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов открытого конкурса.

Согласно пункта 5 Извещения дата и время подачи заявок: 12.04.2019 10:00 ч., дата и время окончания подачи заявок 06.05.2019 в 10:00 ч., дата, время и место вскрытия конвертов с заявками 07.05.2019 10:00 ч., г. Соль-Илецк, ул. Карла Маркса, д. 6, каб. № 44.

Таким образом, к указанным отношениям нормы Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не применяются, так как отношения по организации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам урегулированы Законом № 220-ФЗ, в связи с чем довод заявителя о том, что прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие, является необоснованным.

  В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона № 220-ФЗ форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.

Кроме того, ч. 3 ст. 24 Закона №220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе. Одним из критериев оценки и сопоставления заявок является влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.

Согласно ч. 4.1 ст. 24 Закона № 220-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна в том числе содержать следующие сведения:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.

То есть, законодатель устанавливает перечень сведений, которые обязательно должны быть приложены к заявке, при этом допускает право организатора по своему усмотрению запрашивать от участников дополнительные сведения.   

В пункте 4.2 Извещения установлен перечень документов, которые прилагаются к заявке, в том числе участникам необходимо представить сведения о влияющих на качество перевозок характеристиках транспортных средств, предлагаемых претендентом, для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики).

Аналогичные требования предусмотрены и в пункте 3.1 Порядка проведения конкурсов.

Таким образом, организатор конкурса допуская формулировку иные характеристики, влияющие на качество перевозок, предлагает участникам конкурса в соответствии со шкалой критериев оценки и сопоставления заявок самим определить улучшения необходимые для внесения в конструкцию транспортных средств.

Довод заявителя о том, что организатор конкурса, не раскрыв понятия иные характеристики, влияющие на качество перевозок, создал неопределенность для претендентов при подготовке транспортных средств является необоснованным.

Согласно ч.4 ст.24 закона № 220-ФЗ шкала для оценки указанных критериев устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6.2 Порядка проведения конкурса оценка заявки осуществляется на основании данных, содержащихся в документах, представленных участником конкурса, а также документах, полученных от третьих лиц в случаях, предусмотренных конкурсной документацией.

Постановлением Администрации МО Соль-Илецкого ГО от 14.05.2018 №1068-п утверждена шкала критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Соль-Илецкого ГО.

Указанная шкала критериев оценки и сопоставления заявок размещена на сайте МО Администрации Соль-Илецкого ГО http://soliletsk.ru/fajlovyij-arxiv-o.html в разделе Главная - Официально - Нормативные правовые акты.

Кроме того, конкурсная документация включает в себя настоящий порядок и извещение, утверждаемое уполномоченным должностным лицом организатора конкурса (абзац 2 пункт 2 Порядка проведения конкурсов).

Таким образом, шкала критериев оценки и сопоставления заявок не является составной частью конкурсной документации.

Довод заявителя о том, что шкала критериев оценки и сопоставления заявок не размещена в составе конкурсной документации является необоснованным, так как в Законе № 220-ФЗ отсутствует норма, обязывающая организатора конкурса размещать указанную шкалу именно в составе конкурсной документации. Данная шкала была размещена на официальном сайте организатора конкурса и у заявителя имелась возможность с ней ознакомиться.

В ч. 3 ст. 24 Закона № 220-ФЗ определены критерии оценки и сопоставления заявок.

Положениями ст. 23, ч. 4.1 ст. 24 установлены требования к участникам открытого конкурса, а также содержание заявки.

 Согласно пункта 6.1 Порядка проведения конкурсов рассмотрение заявки на участие в конкурсе на достоверность состоит в:

- проверке предоставленной претендентом документации и информации, приведенных в заявке на участие в конкурсе;

- запросах дополнительной информации о претендентах в муниципальных и государственных органах, учреждениях, организациях.

В пункте 6.2 Порядка проведения конкурсов установлено, что оценка заявки осуществляется на основании данных, содержащихся в документах, представленных участником конкурса, а также документах, полученных от третьих лиц в случаях, предусмотренных конкурсной документацией.

Организатор торгов считает необходимым проводить проверку некоторых документов, представленных претендентом, для подтверждения их достоверности. Однако случаи, при которых будет проводиться указанная проверка в конкурсной документации не прописаны.  

Довод заявителя о том, что проведение оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по документам, полученным от третьих лиц противоречит ст. 24 Закона № 220-ФЗ является обоснованным

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 24 Закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по установленным критериям, в том числе по критерию количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.

Абзацем 5 пункта 6.2 Порядка проведения конкурса предусмотрено, что в случае если из сведений, представленных Участником, невозможно определить количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете исходя из среднего количества транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, при оценке такой заявки конкурсной комиссией указывается ноль баллов по указанному критерию.

Пунктом 7.2 Порядка проведения конкурса оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям, одним из которых является количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

Организатором торгов установлены требования, которые могут повлечь ограничение конкуренции, следовательно, нарушена ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции», довод заявителя о противоречии указанного пункта Порядка проведения конкурса п. 1 ст. 24 Закону № 220-ФЗ является обоснованным.

 

Из Порядка проведения конкурса можно выделить следующие виды протоколов, составляемые организатором конкурса:

- протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, который размещается организатором конкурса на официальном интернет-портале в течение рабочего дня, следующего за днем подписания такого протокола (абзац 9 пункт 5 Порядка проведения конкурса);

- протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который размещается на официальном интернет-портале организатора конкурса в день окончания рассмотрения заявок (абзац 8 пункт 6.1 Порядка проведения конкурса);

- протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (абзац 3 пункт 6.2 Порядка проведения конкурса);

- протокол о результатах открытого конкурса, который в течение 10 рабочих дней после подведения итогов открытого конкурса публикуется в газете «Илекская Защита» и размещается на официальном интернет-портале Соль-Илецкого ГО (пункт 8 Порядка проведения конкурса).

Организатор конкурса ссылается на то, что протокол оценки и сопоставления заявок и протокол о результатах открытого конкурса составляется в виде единого документа и публикуется на сайте в течение 10 рабочих дней.

Однако доказательств, того что данные протоколы являются единым документом в материалы дела организатором конкурса не представлено.

Довод заявителя о том, что в пункте 9 Порядка проведения конкурса не указано в течение каких календарных или рабочих дней будет опубликован протокол о результатах открытого конкурса является несостоятельным, так как в указанном пункте организатор конкурса указывает на то что указанный протокол публикуется в течение 10 рабочих дней.

Согласно ч. 11 ст. 24 Закона № 220-ФЗ порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.

В соответствии с ч. 9 ст. 24 Закона № 220-ФЗ в случае, если победитель открытого конкурса отказался от права на получение хотя бы одного свидетельства об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.

Если участник открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок, отказался от права на получение хотя бы одного из свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, такой конкурс признается несостоявшимся и назначается повторное проведение открытого конкурса (ч. 10 ст. 24 Закона № 220-ФЗ).

Пунктом 9 Порядка проведения конкурса установлен порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

В целях подтверждения наличия у участника транспортных средств и их соответствия заявке, данные транспортные средства предоставляются им для осмотра конкурсной комиссией в срок не позднее 10 дней с момента опубликования протокола конкурсной комиссии, на основании которого Участник признан победителем конкурса или его единственным участником (абзац 7 пункт 9 Порядка проведения конкурса).

Следовательно, законодатель установил требование подтвердить наличие у участника конкурса транспортного средства, указание на необходимость представлять транспортное средство на осмотр в указанные сроки в Законе № 220-ФЗ отсутствует.

В связи с вышеизложенным довод заявителя о том, что установление короткого срока для представления транспортного средства на осмотр ограничивает конкуренцию является обоснованным.

Довод заявителя о том, что установление срока для рассмотрения и оценки заявок на участие в не менее 25 рабочих дней фактически же сформировал срок в 47 календарных дней, является необоснованным, так как в Законе № 220-ФЗ не установлены сроки рассмотрения заявок.

Согласно пункта 12 Порядка проведения конкурса ни один из претендентов (участников конкурса) не должен вступать в контакты с организатором конкурса по каким-либо вопросам, связанным с оценкой его заявки, с момента вскрытия конвертов с заявками до момента опубликования протокола подведения итогов открытого конкурса.

Таким образом, организатор конкурса предоставляет претендентам (участникам конкурса) обратиться за разъяснениями к организатору.

Кроме того, в п. 1.1 Извещения указаны контактные данные Организатора конкурса.

Довод заявителя в данной части является необоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу «…»обоснованной.
  2. Признать организатора торгов нарушившим ст.23, ст.24 Закона №220-ФЗ, ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать организатору торгов - Администрации МО Соль-Илецкий городской округ предписание об аннулировании открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Соль-Илецкого городского округа по нерегулируемым тарифам (Извещение от 11.04.2019).
  4. Передать материалы дела № 06-18-12/2019 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          

Члены Комиссии                                                                                    

 

 

                                                                               

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны