Решение б/н Решение от 25 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

 

   

«………….»

ГБУ «Государственный архив Оренбургской области»

 

460014, г. Оренбург,

ул. Советская, д. 16

 

gosarhivoren@yandex.ru

 

Комитет по делам архива

Оренбургской области

 

460000, г. Оренбург, 4

переулок Свободина, д. 4

 

komarchive@mail.orb.ru

 

 

      

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
                 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 056/01/10-1347/2020 о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» ноября 2020 г.

В полном объёме решение изготовлено «25» ноября  2020 г.              

 

г. Оренбург                                                        

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – «………..» – заместитель  руководителя Управления;

Члены Комиссии:

«……»

в присутствии:

- «…………..»;

рассмотрев дело № 056/01/10-1347/2020 по признакам нарушения                                     ГБУ «ГАОО»  требований, установленных п. 1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.06.2020 (вх.№ 5334э), 20.07.2020 (вх.№ 6923) в Оренбургское УФАС России поступили  заявления «…» в которых содержится информация, указывающая на признаки  нарушения п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях Государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Оренбургской области» (далее по тексту – ГБУ «ГАОО»).

Заявитель указывает на то, что Приказом Комитета по делам архивов Оренбургской области от 04.05.2018 № 52 «Об утверждении Перечня платных услуг, оказываемых ГБУ «ГАОО» установлены монопольно высокие цены на услуги – пересылка электронных копий документов по электронной почте; изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования документов, печатных и периодических изданий; предоставление архивных документов для их копирования в помещении архива.

В силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно пункту 10 статьи 3 ФЗ «Об архивном деле в РФ» № 125-ФЗ от 22.10.2004 государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией (далее - федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации (далее - государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

В соответствии с частью 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 указанной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Согласно Аналитическому отчету Оренбургского УФАС России о состоянии конкурентной среды на рынке услуг государственного архива Оренбургской области в период с 2019 по первое полугодие 2020 года Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области» занимает доминирующее положение на рынке услуг государственных архивов на территории Оренбургской области и составляет 100 % долю.

Таким образом, государственные архивы являются хозяйствующими субъектами в понимании Закона о защите конкуренции, следовательно, их действия по установлению платы за копирование (сканирование) архивных документов подпадают под  требования пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

На основании поступивших заявлений в Оренбургское УФАС России, в действиях  ГБУ «ГАОО» были усмотрены признаки нарушения п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 года  «О защите конкуренции», выраженные в злоупотреблении доминирующим положением путем установления, поддержания монопольно высокой цены товара (услуг).

17.09.2020 был издан Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 11 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГБУ «ГАОО» п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела были предоставлены письменные пояснения  ГБУ «ГАОО» и Комитета по делам архивов Оренбургской области, учитывая которые Комиссия Оренбургского УФАС России устанавливает следующее.

Перечень платных работ и услуг, выполняемых государственными архивами Оренбургской области, утвержден действующим постановлением Правительства Оренбургской области от 10.01.2006 № 3-п на основании Закона Оренбургской области от 29 августа 2005 года  № 2551/460-III-ОЗ «Об архивном деле в Оренбургской области».

В соответствии с положением о комитете по делам архивов Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 08.11.2016 № 640-ук, комитет от имени Оренбургской области осуществляет функции и полномочия Учредителя государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Оренбургской области» (далее – ГБУ «ГАОО»), организует работу подведомственных комитету учреждений по оказанию платных услуг физическим и юридическим лицам.

Согласно п. 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных архивов Оренбургской области, для граждан и юридических лиц (далее – Порядок), утвержденного приказом комитета от 28.02.2011 № 5, подведомственные учреждения самостоятельно формируют перечень платных работ, разрабатывают цены на работы и услуги, представляют в комитет, и Учредитель их утверждает.

В соответствии с Уставом ГБУ «ГАОО» учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность и выполнять услуги (работы) на платной основе только относящиеся к основным видам деятельности и иным видам деятельности, указанным в Уставе, при этом, согласно п. 2.10, перечень платных работ и услуг, а также цены на данные услуги  и работы утверждает Учредитель по представлению Учреждения.

Пунктом 2 Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных архивов Оренбургской области, для граждан и юридических лиц, утвержденного приказом комитета от 28.02.2011 № 5, разработанного в том числе на основании Номенклатуры платных работ и услуг, выполняемых архивными учреждениями и организациями, Методических рекомендаций «Расчет свободных цен на работы и услуги, выполняемые архивными учреждениями и организациями», утвержденных приказом Государственной архивной службы России от 08.02.1993 № 10, предусмотрена методика расчета цен на работы и услуги:

«2. Методика расчета цен на работы и услуги, выполняемые (оказываемые) подведомственными комитету государственными и бюджетными учреждениями на платной основе

    1. Затраты учреждения делятся на затраты, непосредственно связанные с выполнением (оказанием) платной работы или услуги и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.
    2. Цены на платные работы и услуги учреждения формируются с учетом следующих факторов:

учета полного комплекса технологических процессов и операций, необходимых для осуществления единицы работы или оказываемой услуги;

использования научно-обоснованных норм времени или выработки на работы и услуги, полученные на основе данных хронометража;

размера дневного заработка (часовой тарифной ставки) работника, определяемого на основе среднего расчетного уровня оплаты труда и среднего сложившегося уровня материальных расходов на содержание административно-управленческого персонала.

Стоимость выполняемых (предоставляемых) работ и услуг (ее цена для потребителя) складывается из прямых и косвенных затрат на ее производство и планируемой прибыли. К прямым затратам относится заработная плата, выплачиваемая работникам за выполненную работу, расходы на приобретение необходимых расходных материалов; оплата арендуемого помещения и оборудования и др. Этот вид затрат подлежит прямому учету. К косвенным относятся затраты на коммунальные расходы, зарплату административно- хозяйственного персонала учреждения, амортизационные отчисления, транспортные и другие хозяйственные расходы, расходы на рекламу.

Цены на платные работы и услуги формируются из производственной себестоимости и рентабельности.

Состав расходов, включаемых в производственную себестоимость, определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 25 «Налог на прибыль организаций») и Экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).

2.3 Для расчета цены на оказание платной услуги может быть использован расчетно-аналитический метод или метод прямого счета…

2.6. Затраты на приобретение материальных запасов и услуг, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги, включают в себя (в зависимости от отраслевой специфики):

затраты на приобретение расходных материалов для оргтехники;

затраты на материальные запасы;

затраты на приобретение материальных запасов рассчитываются как
произведение средних цен на материальные запасы на объем их потребления в процессе оказания платной услуги.

2.7. Сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, определяется исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы оборудования в процессе оказания платной услуги.

2.8. Объем накладных затрат относится на стоимость платной услуги пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги.

2.9. Расчет цены приводится по форме согласно Таблице 5:

Таблица 5

Расчет цены на оказание платной услуги

___________________________________

(наименование платной услуги)

 

Наименование статей затрат

Сумма

(руб.)

1.

Затраты на оплату труда основного персонала

 

2.

Затраты материальных запасов

 

3

Сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги

 

4.

Накладные затраты, относимые на платную услугу

 

5.

Итого затрат

 

6.

Цена на платную услугу

 

2.10. При формировании цены работы или услуги может быть установлен повышающий или понижающий коэффициент, учитывающий объективные различия (физическое состояние, формат и тип носителя архивного документа, его ценность, техническая оснащенность архива, срочность и формы представления результата, количество потребителей платной услуги и т.п.) в размерах нормативов затрат на оказание одной и той же платной услуги. При использовании корректирующих коэффициентов цена единицы платной услуги для конкретного потребителя определяется путем умножения среднего значения на корректирующий коэффициент. При этом цена, умноженная на соответствующий корректирующий коэффициент, не должна превышать предельную цену, установленную для данной платной услуги».

Проект Перечня цен на работы и услуги ГБУ «ГАОО» представлен рассмотрение комитета ГБУ «ГАОО» 14.03.2018 (письмо № 134/01-10). Проект приказа комитета «Об утверждении Перечня платных работ, оказываемых ГБУ «ГАОО» 15.03.2018 направлен в Прокуратуру Оренбургской области для проведения правовой экспертизы. Цены утверждены приказом комитета от 04.05.2018 № 52 после устранения замечаний Прокуратуры.

Комиссией установлено, что цены согласовывались с Департаментом по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области и утверждались комитетом по делам архивов Оренбургской области.

Соответственно ГБУ «ГАОО» не утверждало действующие цены на услуги – пересылка электронных копий документов по электронной почте; изготовление цифровой копии с имеющейся цифровой копии фонда пользования документов, печатных и периодических изданий; предоставление архивных документов для их копирования в помещении архива.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года  Комиссия  Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела              № 056/01/10-1347/2020 о нарушении антимонопольного законодательства  приходит к выводу  о прекращении рассмотрение дела  № 056/01/10-1347/2020 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ГБУ «ГАОО».   

Кроме того, Комиссия учитывает позицию Верховного Суда Российской Федерации (Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере  от 16.03.2016), согласно которой территориальным управлениям ФАС России рекомендовано направлять дела по рассматриваемому вопросу в органы прокуратуры. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, 45, пунктом 1  части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 056/01/10-1347/2020 прекратить в связи с отсутствием в действиях  ГБУ «Государственный архив Оренбургской области»  нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение  может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                             «………….»     

 

Члены Комиссии                                                                           «………….»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны