Решение №б/н Признать жалобу ООО «ЮУРЦС» на действия Государственного бюд... от 19 октября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии: Членов комиссии:

рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» - (по доверенности),

представители ООО «ЮУРЦС» на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены,

представители Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница» города Бугуруслана на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены, направили письменные пояснения по доводам жалобы;

рассмотрев жалобу ООО «ЮУРЦС» на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница» города Бугуруслана при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (монитора больного), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (номер извещения № 0853500000322008436),   

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.10.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «ЮУРЦС» (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница» города Бугуруслана (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (монитора больного), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (номер извещения № 0853500000322008436) (далее – Закупка, Аукцион).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) (здесь и далее по тексту в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о проведении закупки), заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводу жалобы Заявителя, при формировании технического задания заказчик был обязан использовать следующие позиции КТРУ: 26.60.12.129-00000217, 26.60.12.129-00000218, 26.60.12.119-00000944, 26.60.12.119-00000945,однако при осуществлении закупки был установлен код позиции ОКПД2 26.60.12.119 «Аппараты электродиагностические прочие» и характеристики товара, не предусмотренные КТРУ.

В письменных пояснениях Заказчик просил признать жалобу необоснованной.

Представитель Уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной, в письменных пояснениях указав, что позиции КТРУ, на которые ссылается Заявитель, не отображают технические характеристики монитора, необходимого к поставке Заказчику, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару, что может привести к поставке аппарата, не отвечающего требованиям Заказчика.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.

10.10.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку медицинских изделий (монитора больного), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (номер извещения № 0853500000322008436).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 266 999,99 рублей.

В силу частей 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения на официальном сайте ЕИС каталога товаров, работ, услуг) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление № 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878) в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр) и утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также перечень).

Комиссия особо отмечает, что в силу Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" от 06.12.2021 № 2213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утратили силу положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 в части оснований неустановления ограничений на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также в части подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, в случае, если закупаемый товар включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики обязаны устанавливать в извещении об осуществлении закупки соответствующие ограничения допуска.

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что закупаемый товар включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (код ОКПД2 26.60.12.119 «Монитор пациента»).

В извещении об осуществлении закупки указанные ограничения были установлены.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки № 0853500000322008436, Заказчиком при осуществлении закупки использован код позиции КТРУ: 26.60.12.119:

 

Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ

Код позиции

Характеристики товара, работы, услуги

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Монитор больного

26.60.12.119

 

описание - согласно техническому заданию

 

В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в соответствии с классификатором, позиции КТРУ 26.60.12.129-00000217, 26.60.12.129-0000218 имеют следующее описание: «Комплект устройств с питанием от батарей для непрерывной оценки нескольких жизненно важных физиологических параметров [например, электрокардиограммы (ЭКГ), артериального давления, частоты сердечных сокращений, температуры, сердечного выброса, апноэ и концентрации дыхательных/анестезиологических газов] пациента в процессе его/её транспортировки, например, каретой скорой помощи при госпитализации или на каталке при переводе в другое отделение стационара. Система обычно содержит записывающее устройство, усилитель, дисплей и отведения/устройства для подключения к пациенту. Она может также использоваться у постели больного, где она обычно подключена к электросети». Данное описание не соответствует закупаемому оборудованию, так как Заказчику не требуется монитор пациента для транспортировки пациентов.

Также Заказчиком отмечается, что позиция КТРУ 26.60.12.119-00000945, является укрупненной и не может быть применена Заказчиком для описания объекта закупки, в состав укрупненной позиции входит позиция КТРУ 26.60.12.119-00000944. Позиция КТРУ 26.60.12.119-00000944 соответствует закупаемому оборудованию по наименованию и коду вида медицинских изделий. Однако согласно описанию по классификатору, данный монитор не предназначен для новорожденных пациентов, в то время как, согласно потребностям Заказчика, оборудование должно быть предназначено для всех категорий пациентов: взрослые, дети, новорожденные.

Кроме того, в соответствии с пояснениями Заказчика, использование данной позиции не позволяет Заказчику конкретизировать функциональные и технические характеристики к закупаемому оборудованию. Показатель «Количество отведений ЭКГ: 3-12, 3-6, Неважно» - не позволяет установить конкретные значения к закупаемому оборудованию. Так как количество отведений ЭКГ не является диапазонным значением. Показатель «Насыщение крови кислородом (SpO2)» требует конкретизации в части диапазона измерения и точности (погрешности) измерения в клинически наиболее значимом диапазоне 70-100%. Показатель «Капнография» не позволяет указать метод измерения, а именно капнография в прямом потоке, или капнография в боковом потоке, или капнография в микропотоке, что является клинически значимым. Заказчику необходимо осуществлять мониторинг показателя «капнография» методом прямого потока (без отбора пробы), так как в капнографе основного потока измерительная часть размещается в непосредственной близости от дыхательных путей пациента в разрыве дыхательной трубки. Данное расположение обеспечивает более точную и качественную передачу сигналов по сравнению с устройствами «бокового потока», что позволяет получить четкое графическое представление меняющейся во времени капнограмы.

Дополнительно Заказчик указывает на то, что данная позиция КТРУ не позволяет должным образом конкретизировать требования к закупаемому оборудованию в части комплекта поставки, указав, какие именно расходные материалы (одноразовые или многоразовые, взрослые и/или детские и/или неонатальные) и в каком количестве требуются Заказчику.

Оборудование, являющееся предметом аукциона, закупается для оказания медицинской помощи паллиативным больным и финансируется за счет средств, выделенных по национальному проекту. Характеристики показателей, требуемых Заказчику, непосредственно связаны с паллиативом и отсутствуют в КТРУ. При закупке оборудования с использованием КТРУ не будут достигнуты цели, поставленные при реализации национального проекта, а именно оказание медицинской помощи паллиативным больным, и как следствие нецелевое использование денежных средств.

 

Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020 г., механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.

 

Комиссией Оренбургского УФАС России также отмечается, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах

Вместе с тем, доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации об аукционе, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.

Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России считает довод Заявителя необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения приведенного довода и его обоснованности.

Кроме того, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, уточняющих вопросов задать не представилось возможным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЮУРЦС» на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница» города Бугуруслана при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (монитора больного), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (номер извещения № 0853500000322008436) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны