Решение №б/н Без аннотации от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:

рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:

Представителя Администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области –

Представитель ИП . – не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ИП  на действия Администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения для предоставления по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения № 0153300059623000021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.03.2023 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступила жалоба ИП  (далее – Заявитель) на действия Администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения для предоставления по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения № 0153300059623000021) (далее – аукцион).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15.03.2023 г. 16 ч. 10 мин. (время местное), о чем стороны были извещены надлежащим образом.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель полагает, что требования, содержащиеся в Техническом задании по закупке, в частности: к материалу стен, входной двери, отоплению – соответствуют только одному застройщику, исключают участие других застройщиков. Кроме того, как указывает Заявитель, в ответе на запрос о разъяснении положений извещения о закупке Заказчиком фактически ответ не дан. Как указал Заявитель, для создания комфортной температуры помещения площадью 33-66 кв.м достаточно мощности котла - 4-7 кВт.

Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. При формировании технического задания заказчику положениями Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Представитель Заказчика отметил, что в описании объекта закупки нет конкретных требований, относительно обжалуемых позиций установлено несколько вариантов для выбора участникам закупки. Заказчик при установлении требований к жилым помещениям, руководствовался исключительно целью получить наиболее качественный товар (жилое помещение). Относительно материала стен, Заявитель делает акцент на отсутствии варианта оформления стен сайдингом, между тем, однозначно, облицовка стен кирпичом или штукатурка имеют большие преимуществ, такая облицовка более надежна и имеет более презентабельный внешний вид, имеет более долговечный срок использования. Сайдинг имеет свойство деформироваться, трескаться, выгорать, капитальный ремонт домов сайдингом необходимо выполнять чаще. Кроме того, в целях уменьшения вероятности возгорания фасада дома, Заказчиком выдвигаются требования по применению облицовки стен из кирпича и штукатурки наружных стен. Относительно требований к входным дверям – если на действующих объектах у участника закупки на данный момент установлены двери с иными характеристиками, то замена двери до приемки жилого помещения не представляет сложности. Требования использования котлов мощностью от 15 кВт обосновывается их энергоэффективностью и большим сроком службы, что не может рассматриваться, как ограничение для участия в закупке.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:

01.03.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» Заказчиком было размещено извещение об электронном аукционе на приобретение жилого помещения для предоставления по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения № 0153300059623000021).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 716 825,00 рублей.

Срок окончания подачи заявок 09.03.2023 г.

В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Исходя из материалов дела, а также сведений, содержащихся в Единой информационной системе, ответ на поступивший запрос о разъяснении положений извещения о закупке, был размещен в Единой информационной системе 06.03.2023 г., то есть с соблюдением сроков, предусмотренных ст. 42 Закона о контрактной системе, с изложением текста запроса. При таких обстоятельствах, Комиссия Оренбургского УФАС России в данной части нарушений положений ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе не усматривает, неудовлетворенность содержанием разъяснений положений извещения, отдельными участниками закупки не может свидетельствовать о наличии в действиях Заказчика нарушений положений ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.

Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 2 ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.

Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).

При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

Частью 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам и услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Иными словами, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить интересующий Заказчика товар, в соответствии с требованиями Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки или неверном составлении извещения об осуществлении такой закупки.

Исходя из толкования положений ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя должна содержать доводы и документы, подтверждающие их обоснованность.

Заявитель на рассмотрение дела не явился, задать ему уточняющие вопросы относительно доводов жалобы, не представилось возможным, указывая, что вышеизложенные требования к жилым помещениям соответствуют помещениям единственного застройщика (при этом, Заявитель не указал его), Заявитель доказательств данного факта, в подтверждение своих доводов не представил, а также не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении при подобном изложении тех или иных характеристик, невозможности подачи предложения по данным позициям.

Заявитель не пояснил, чем установленные требования ограничивают его в участии в данной закупке, и чем ограничивают его в приобретении соответствующих требованиям Заказчика жилых помещений.

В полномочия антимонопольного органа разъяснение тех или иных положений извещения об аукционе в рамках рассмотрения жалобы, в порядке, определенном ст. 105, 106, 99 Закона о контрактной системе, не входит.

Между тем, изучив данные положения Технического задания, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком предусмотрены, в том числе и такие требования: к материалу стен жилого помещения – «Облицовка наружных стен жилого дома или многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение, выполнены из керамического или силикатного кирпича или декоративной штукатурки»; к входной двери - «толщиной полотна не менее 100 мм, толщиной стали не менее 1,5 мм»; к отоплению – котел отопления с номинальной тепловой мощностью системы не менее 15,5 кВт».  В связи с тем, что требуемые Заказчику жилые помещения должны располагаться на территории Черкасского сельсовета Саракташского района Оренбургской области, установление вышеуказанных характеристик подобным образом, Комиссия Оренбургского УФАС России, с учетом того, что Заказчик не доказал законность обратного, полагает избыточным, не соответствующим п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с Техническим заданием Заказчиком установлены в том числе, такие требования к жилому помещению, как наличие счетчиков. При этом, оно установлено следующим образом «наличие поверенных приборов индивидуального учета горячей и холодной воды, электроэнергии», что противоречит требованию к автономному водоснабжению. В этой связи, указанный довод Заявителя является обоснованным, а в действиях Заказчика усматривается нарушение положений ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Вышеуказанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.03.2023 №ИЭА1 до окончания срока подачи заявок, на участие в аукционе была подана 1 заявка, которая была признана аукционной комиссией Заказчика не соответствующей положениям Технического задания, по иным позициям, не оспариваемым Заявителем.

С учетом того факта, что электронная процедура признана несостоявшейся по п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным, в данном случае, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП  на действия Администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения для предоставления по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения № 0153300059623000021), частично обоснованной.

2. Признать Администрацию муниципального образования Саракташский район Оренбургской области нарушившей п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, не выдавать.

4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Оренбургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны