Решение б/н Решение от 30 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул.Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

 

   

Заявитель:

Индивидуальному предпринимателю В…

 

Заказчик:

Директору Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области»

 

Уполномоченный орган:

Директору Государственного казенного учреждения Оренбургской области

«Центр организации закупок»

 

 

     

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
                 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 056/06/64-1609/2020

 

26 ноября 2020 года                                                                                                       г. Оренбург

                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2020 года

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии: ..., Членов Комиссии: ..., ...,

рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:

представителя Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» - ... по доверенности;

представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» на рассмотрении жалобы не явились, о времени, месте и дате извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,

представители индивидуального предпринимателя Васильева Виталия Евгеньевича на рассмотрении жалобы не явились, о времени, месте и дате извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Васильева Виталия Евгеньевича на действия Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» при проведении электронного аукциона на оказание услуг подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры: Мост через р. Урал на км 5+258 автомобильной дороги Нижняя Павловка - Каргала в Оренбургском районе Оренбургской области, реестровый номер ДХА0032996 (3 категория) (номер извещения №  0853500000320011801),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.11.2020 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Васильева Виталия Евгеньевича (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры: Мост через р. Урал на км 5+258 автомобильной дороги Нижняя Павловка - Каргала в Оренбургском районе Оренбургской области, реестровый номер ДХА0032996 (3 категория) (номер извещения №  0853500000320011801) (далее – Закупка).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Из жалобы следует, что документация об электронном аукционе утверждена с нарушениями требований Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:

19.11.2020 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на оказание услуг подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры: Мост через р. Урал на км 5+258 автомобильной дороги Нижняя Павловка - Каргала в Оренбургском районе Оренбургской области, реестровый номер ДХА0032996 (3 категория) (номер извещения №  0853500000320011801).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 751 056,00 рублей.

Аукционная документация утверждена Заказчиком.

1) Из жалобы Заявителя следует, что в требование о наличии у участника закупки свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности является излишним и не соответствует законодательству о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В п. 22.1 Информационной карты Документации об Аукционе, в числе прочего, указано следующее:

 

22.1

Перечень документов (копий документов), подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки

Участник закупки должен соответствовать следующим условиям:

1. Участник закупки должен иметь свидетельство об аккредитации организации в качестве подразделения транспортной безопасности, выданное Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ, в соответствие с п. 9, ст. 12.1. Федерального Закона РФ № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности».

    В качестве подтверждения соответствия данным требованиям участник закупки должен представить копию свидетельства об аккредитации организации в качестве подразделения транспортной безопасности, выданное Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ, в соответствие с п. 9, ст. 12.1. Федерального Закона РФ № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности»

 

            Предметом закупки является оказание услуг подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры: Мост через р. Урал на км 5+258 автомобильной дороги Нижняя Павловка - Каргала в Оренбургском районе Оренбургской области, реестровый номер ДХА0032996 (3 категория).

             В соответствии ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее – Закон о транспортной безопасности) требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п.п. 3 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924 (далее – Требования) субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства образовать (формировать) и (или) привлекать в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план объекта транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее - группы быстрого реагирования) в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной части, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи реагирования на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

            Таким образом, для реализации мероприятий, определенных Требованиями установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры образовывать (формировать) и (или) привлекать в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.

            Согласно ч. 9 ст. 12.1 Закон о транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности подлежат аккредитации в соответствии с приказом Минтранса России от 01.04.2015 N 145 "Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним".

            Как следует из пояснений Заказчика для защиты объектов транспортной инфраструктуры могут привлекаться только подразделения транспортной безопасности, прошедшие аккредитацию.

            Таким образом, п. 22.1 Информационной карты Документации об Аукционе не противоречит требованиям Закона о транспортной безопасности и Приказу Минтранса от 01.04.2015 № 145.

             На рассмотрении жалобы представитель Заявителя не присутствовал, доводы Заказчика не опроверг.

            Таким образом довод жалобы не нашел своего подтверждения.

2) Согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствие с требованиями п.п. 3 п. 6 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства РФ №           924 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (формировать) и (или) привлекать в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, определенных Совместным приказом Министерства транспорта РФ № 52, ФСБ РФ № 112, МВД РФ № 134 от «05» марта 2010 года «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

В соответствие с требованиями п.п. 3 «Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ № 34 от «11» февраля 2010 года «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

В соответствие с требованиями ч. 8 ст. 5 Федерального Закона РФ № 16-ФЗ от «09» февраля 2007 года «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный Закон РФ № 16) порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствие с требованиями ч. 3 ст. 9 Федерального Закона РФ № 16, сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры представляет собой документ объемом более 100 листов, содержащий в себе сведения не только о количестве работников дежурной смены, но и требования к техническому оснащению привлекаемого подразделения транспортной безопасности, порядке передаче данных в органы ФСБ, МВД и РОСТРАНСНАДЗОРА, критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, границах зоны транспортной безопасности, порядках задержания и передачи задержанных лиц органам ФСБ и/или МВД, порядках реагирования при угрозах «захвата», «взрыва», а также ряд внутренних организационно­-распорядительных документов, направленных на предотвращение террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры.

Заявитель в запросе ссылается на нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от «05» апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» согласно которым, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Вместе с тем положения пункта 2 части 1 стати 33 вышеуказанного закона установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки руководствуется использованием показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Государственным стандартом ГОСТ Р 7.0.97-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утвержденного Приказом Росстандарта от «08» декабря 2016 № 2004-ст) в пункте 5.14 установлено, что виды используемых в организации грифов ограничения доступа должны соответствовать законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и должны быть закреплены в локальных нормативных актах.

Положениями части 3 статьи 8 Федерального закона № 149-ФЗ от «27» июля 2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ от «27» июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 16 вышеуказанного закона защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа.

Пунктом 3 Приказа Минпромторга России № 1730 от «27» мая 2016 года «Об утверждении Порядка свободного доступа к документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации» определено, что свободный доступ на официальном сайте Росстандарта в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» предоставляется к следующим документам национальной системы стандартизации:

а)     национальным стандартам Российской Федерации, которые включены в перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 162-ФЗ от «29» июня 2015 года «О стандартизации в Российской Федерации»;

б)     основополагающим национальным стандартам Российской Федерации;

в)     правилам стандартизации;

г)     рекомендациям по стандартизации;

д)     информационно-техническим справочникам.

Вместе с тем, частью 1 статьи 6 Федерального закона № 162-ФЗ от «29» июня 2015 года «О стандартизации в Российской Федерации» установлено, что порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок обращения со сведениями, содержащимися в результатах оценки уязвимости, планах обеспечения транспортной безопасности установлен Федеральным Законом РФ № 16-Фз от «09» февраля 2007 года «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства РФ № 1257 от «24» ноября 2015 года «Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки Заказчиком сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу» (далее - Постановление Правительства РФ № 1257).

В соответствие с требованиями п. 3 Постановления Правительства РФ № 1257 допуск работников субъекта транспортной инфраструктуры или специализированной организации, а также сил обеспечения транспортной безопасности к информации ограниченного доступа осуществляется на основании письменного распоряжения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, и (или) лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры (группе объектов транспортной инфраструктуры), и (или) лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве (группе транспортных средств), и (или) руководителя специализированной организации, что исключает возможность размещения указанной информации в открытом доступе в глобальной телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, государственным заказчиком исполнены требования, установленные в статье 33 Закона о контрактной системе с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации в сфере транспортной безопасности, информации и стандартизации.

Вместе с тем, план обеспечения транспортной безопасности позволяет потенциальному участнику закупки получить всю необходимую информацию без посещения объектов транспортной инфраструктуры, которые зачастую находятся в труднодоступных участках местности и на значительном удалении от населенных пунктов в различных районах и/или даже субъектах Российской Федерации, а также избежать возможных необоснованных трат.

В соответствие с аукционной документацией, вся необходимая информация предоставляется Участникам закупки по месту расположения Заказчика в период срока подачи заявок в рабочие дни в рабочее время (понедельник-пятница, с 09.00 до 17.00), на основании заявления, поданного в письменной форме, подписанного руководителем, с указанием контактного лица, контактных номеров телефона и (или) факса с соблюдением требований Постановления Правительства РФ № 1257 от «24» ноября 2015 года «Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу».

Лицо, направленное для ознакомления с документами должно иметь доверенность от Участника закупки, иметь при себе паспорт гражданина РФ для оформления пропуска на территорию субъекта транспортной инфраструктуры и копию свидетельства об аттестации Федеральным Дорожным Агентством в качестве работника подразделения транспортной безопасности, руководящего выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Позиция о правомерности включения в закупочную документацию требования о прибытии представителя подразделения транспортной безопасности для ознакомления с материалами, имеющими гриф ограничения доступа «Для служебного пользования» в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ № 1257 от «24» ноября 2015 года «Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу» подтверждена сложившейся практикой проведения аналогичных закупок.

Указанная позиция полностью поддержана в разъяснении Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ № 09-29/3579 от 05.02.2020 года.

Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика, в ходе формирования начальной (максимальной) цены контракта для ознакомления с документами, имеющими гриф ограничения доступа «Для служебного пользования» в субъект транспортной инфраструктуры прибывали представители различных подразделений транспортной безопасности и только после ознакомления с документами, имеющим гриф ограничения доступа «Для служебного пользования» предоставляли коммерческие предложения, на основании которых формировалась начальная максимальная цена контракта, что подтверждается предоставленными коммерческими предложениями, в которых указано, что они предоставлены после ознакомления с планами обеспечения транспортной безопасности.

Поскольку информация о составе дежурной смены, количестве постов, общего количества сотрудников, наличие которых требуется для оказания услуг, требования к качеству материально-технических ресурсов, которыми должен располагать участник является информацией ограниченного доступа, действия Заказчика и Уполномоченного учреждения по неразмещению данной информации в ЕИС, не нарушают законодательство о контрактной системе.

3,4) Из жалобы Заявителя следует, что в Документации об Аукционе указано, что исполнителю необходимо предоставить в ходе услуг мобильный автономный пункт обеспечения транспортной безопасности, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. Также план обеспечения транспортной безопасности объекта разработан с нарушением требований действующего законодательства.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствии с п.п. 3 п. 6 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта», утвержденных Постановлением Правительства РФ от «14» сентября 2016 года № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (далее - Требования) для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства образовать (формировать) и (или) привлекать в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план объекта транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее - группы быстрого реагирования) в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной части, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи реагирования на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

План объекта транспортной инфраструктуры, утвержденный Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ, предусматривает наличие у привлекаемого подразделения транспортной безопасности мобильного автономного пункта управления транспортной безопасностью (выписка из плана обеспечения транспортной безопасности прилагается).

В соответствие с требованиями п.п. 48, 49 Приказа Министерства транспорта РФ № 227 от «23» июля 2015 года «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с Требованиями, в случаях определенных планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр проводится на оборудованных КПП и на постах, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными планами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по обследованию объектов досмотра. Данные аудио- и видеозаписи подлежат хранению подразделениями транспортной безопасности в течение не менее 30 суток.

Таким образом, мобильный автономный пункт управления обеспечением транспортной безопасности предусмотрен планом обеспечения транспортной безопасности для проведения досмотровых мероприятий, в том числе, предусмотренных п. 27 Требований.

Доводы заявителя о том, что нормативно-правовые акты в области обеспечения транспортной безопасности не предусматривают использование мобильных автономных пунктов управления обеспечением транспортной не соответствуют действительности, т.к. в соответствие с п. 32 Требований в случае выявления нефункционирующих и (или) неисправных технических средств обеспечения транспортной безопасности, наличие которых определено планом объекта транспортной инфраструктуры, а также в случае невозможности выполнения с их помощью требований настоящего документа вводить в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры иные меры по обеспечению транспортной безопасности.

Таким образом, для каждого конкретного субъекта транспортной инфраструктуры, планами обеспечения транспортной безопасности могут быть предусмотрены любые технические мероприятия, системы и оборудование, если они утверждены Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ.

В соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального Закона РФ № 16-ФЗ от «09» февраля 2007 года «О транспортной безопасности» компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствие с п. 5.14.13. «Положения о Федеральном дорожном агентстве» Утвержденным Постановлением Правительства РФ № 374 от «23» июля 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» на Федеральное дорожного агентство Министерства транспорта РФ возложены полномочия по оказанию государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности.

Таким образом, в компетенцию заявителя не входит оспаривание решений Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ, которым утверждены минимальные требования к привлекаемому подразделению транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, предусмотренных Совместным приказом Министерства транспорта РФ № 52, ФСБ РФ № 112, МВД РФ № 134 от «05» марта 2010 года «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Исполнение требований по реализации плана обеспечения транспортной безопасности является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры, нарушение которых влечет за собой наложение санкций, предусмотренных ст. 11.15.1 КоАП РФ «Нарушение требований в области транспортной безопасности», а также ст. 263.1. УК РФ «Нарушение требований в области транспортной безопасности».

На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

5) Согласно доводу жалобы, Заказчик незаконно пытается переложить на подразделение транспортной безопасности иметь работников аттестованных по программам № 1,2 предусмотренными Приказом Министерства транспорта РФ № 243 от «08» сентября 2014 года «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности»

Вместе с тем, согласно пояснениям представителей Заказчика, в соответствии с требованиями п. 10 Раздела I Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2015 года № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» решения о проведении дополнительного досмотра, повторного досмотра, а также о допуске объектов досмотра в зону транспортной безопасности или ее часть, принимаются лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС, или лицами из числа сил обеспечения транспортной безопасности, уполномоченными на это субъектом транспортной инфраструктуры.

В связи с тем, что защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства осуществляется непрерывно и круглосуточно, а в субъекте транспортной инфраструктуры назначен только один человек в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, то он не может находиться на нескольких объектах транспортной инфраструктуры одновременно, поэтому в соответствие с должностными инструкциями, которые должны согласовываться заказчиком и исполнителем обязанность о принятии решения о проведении досмотровых мероприятий предполагается возлагать на старшего смены работников подразделения транспортной безопасности, который соответственно должен быть аттестован в качестве работника субъекта транспортной инфраструктуры, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.

Наличие у старшего смены подразделения транспортной безопасности аттестации в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, обусловлено Приказом Министерства транспорта РФ № 243 от «08» сентября 2014 года «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».

Так, указанным нормативно-правовым актом утверждены требования к знаниям умениям и навыкам работников подразделения транспортной безопасности в зависимости от программы подготовки.

Так, в соответствие с п. 8 Раздела III Приложения № 1 Приказа Министерства транспорта РФ № 243 от «08» сентября 2014 года «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» в результате изучения программы слушатель должен, в том числе уметь:

- осуществлять контроль за реализацией плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

- осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти, об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

- разрабатывать мероприятия по совершенствованию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС с учетом угроз совершенствования АНВ.

Указанные обязанности напрямую связаны с предметом исполнения обязанностей по контракту.

На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

6) Из жалобы Заявителя следует, что в Документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии у участника закупки лицензии, на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) для досмотра людей, багажа и товаров по месту нахождения объекта транспортной инфраструктуры.

В п. 22.1 Информационной карты Документации об Аукционе, в числе прочего, указано следующее:

 

22.1

Перечень документов (копий документов), подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки

Участник закупки должен соответствовать следующим условиям:

3. Участник закупки должен иметь лицензию на право использования источников ионизирующего излучения, в соответствие с требованиями Постановления Правительства № 278 от 02 апреля 2012 года «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)».

     В качестве подтверждения соответствия данным требованиям участник закупки должен представить копию лицензии на право использования источников ионизирующего излучения, в соответствие с требованиями Постановления Правительства № 278 от 02 апреля 2012 года «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)».

.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что план объекта транспортной инфраструктуры, утвержденный Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ, предусматривает наличие у подразделения транспортной безопасности на использование источников ионизирующего излучения.

Данным планом предусмотрено использование мобильного досмотрового комплекса, включающего в себя тоннельный интроскоп и рентгенотелевизионную установку для персонального досмотра людей, а также ряд переносных рентгенотелевизионных установок.

В соответствии с п.п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) в соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" в перечень работ, составляющих лицензируемую деятельности входит эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих); хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Таким образом, действия Заказчика по установлению в требованиях к участникам закупки наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) не противоречат законодательству о контрактной системе.

7) Из жалобы Заявителя следует, что делегирование обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости и внесению изменений в план обеспечения транспортной безопасности противоречит требованиям действующего законодательства.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствии с утвержденным Федеральным дорожным агентством Планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ Исполнителю необходимо предоставить в ходе оказания Услуг мобильный автономный пункт обеспечения транспортной безопасности (далее - МАПУ), а также мобильный досмотровый комплекс с рентгенотелевизионными установками.

Данные технические системы обеспечения транспортной безопасности имеют разные конфигурации и соответственно границы зоны транспортной безопасности. В соответствии с требованиями п.п. 26 п. 6 Требований в области обеспечения транспортной безопасности, в случае изменения границ зоны транспортной безопасности, секторов свободного доступа, перевозочных секторов объекта транспортной инфраструктуры, технологических секторов объекта транспортной инфраструктуры и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры, а также размещение и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры необходимо проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждения плана объекта транспортной инфраструктуры.

Также техническим заданием (п.п. 4.8. - 4.10.) предусмотрено проведение дополнительной оценки уязвимости и внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с последующим утверждением в Федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта РФ.

Привлечение подразделения транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ.

Проведение оценки уязвимости, разработка и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности, привлечение подразделения транспортной безопасности регламентируются Федеральным Законом РФ № 16-ФЗ от «09» февраля 2007 года «О транспортной безопасности» и отнесены к работам непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от «05» ноября 2009 года № 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности».

Таким образом, необходимость внесения изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обусловлена не действиями заказчика, а привлечением подразделения транспортной безопасности, в результате чего необходимо обеспечить пересогласование с территориальными подразделениями МВД и ФСБ по Оренбургской области порядков передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности и задержанных лиц.

Данными о технических средствах обеспечения транспортной безопасности (модели камер, номера источников ионизирующего излучения и т.д.) располагает исключительно привлекаемое подразделение транспортной безопасности, на которое и возлагаются обязанности по внесению изменений в указанные документы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1653-р от «05» ноября 2009 года «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности», оценка уязвимости ОТИ, разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ отнесены к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности.

Оценка уязвимости ОТИ выполняется в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального Закона РФ № 16-ФЗ от «09» февраля 2020 года «От транспортной безопасности», а также в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 87от 12 апреля 2010 года «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Разработка планов обеспечения транспортной безопасности выполняется в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального Закона РФ № 16-ФЗ от «09» февраля 2020 года «От транспортной безопасности», а также в соответствии с требованиями Порядка.

В соответствии с пунктом 3 Порядка, план обеспечения транспортной безопасности разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты ОТИ от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального Закона РФ № 16-ФЗ от «09» февраля 2020 года «От транспортной безопасности», реализация планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

Привлечение подразделения транспортной безопасности является одним из этапов реализации планов ОТИ и осуществляется в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 12.2. Федерального Закона РФ № 16-ФЗ от «09» февраля 2020 года «От транспортной безопасности», а также требованиями к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 969 от «26» сентября 2016 года «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

Таким образом, работы по проведению оценки уязвимости, разработке и реализации планов обеспечения транспортной безопасности (привлечение подразделения транспортной безопасности), являются технологически и функционально связанными.

Правомерность включения в одну закупку работ, предусмотренных Распоряжением Правительства РФ от «05» ноября 2009 года № 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности», которые между собой функционально и технологически связаны, а также требование к наличию у подразделения транспортной безопасности аккредитации в качестве специализированной организации в области транспортной безопасности, подтверждено разъяснением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ Исх. № 09-25/12552 от «27» апреля 2020 года.

Таким образом, работы по проведению оценки уязвимости, разработке планов обеспечения транспортной безопасности, а также защите ОТИ от актов незаконного вмешательства, являются технологически и функционально связанными

Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах

Вместе с тем, доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации об аукционе, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.

Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

На рассмотрении жалобы представитель Заявителя не присутствовал, не опроверг доводы Заказчика.

Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России считает доводы Заявителя необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения и их обоснованности.

Из жалобы Заявителя следует, что расчет начальной (максимальной) цены контракта выполнен с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, в полномочия Оренбургского УФАС России не входит рассмотрение вопросов, связанных с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Васильева Виталия Евгеньевича на действия Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» при проведении электронного аукциона на оказание услуг подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры: Мост через р. Урал на км 5+258 автомобильной дороги Нижняя Павловка - Каргала в Оренбургском районе Оренбургской области, реестровый номер ДХА0032996 (3 категория) (номер извещения №  0853500000320011801) необоснованной.

 

 Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

                                                           …                              

                                              

Члены комиссии:                

 

                                                  …

 

 

                                                

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны