Решение №ЛП/5343/23 Решение по делу № 056/07/3-1193/2023 от 1 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение принято 28 ноября 2023 г.                                                                                                                                                                В полном объеме решение изготовлено 01 декабря 2023 г.                                           г. Оренбург

 

Решение по делу № 056/07/3-1193/2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – руководителя Оренбургского УФАС России «…», членов Комиссии:

«…» – ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

«…» - ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в присутствии представителей ООО «Салеко» - «…»,«…» (общая доверенность от 22.11.2023г.) дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

в присутствии представителей ГАУЗ «Областная детская клиническая больница» - «…»,«…» (общая доверенность от 05.06.2023г.) дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

рассмотрев жалобу ООО «Салеко» (далее – заявитель, Общество) на действия ГАУЗ «Областная детская клиническая больница» (далее – заказчик, ГАУЗ) при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для нужд ГАУЗ «ОДКБ» (СНХ) (извещение №32312913713),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Салеко» (вх.№8122-ЭП/23 от 17.11.2023г.) на действия ГАУЗ «Областная детская клиническая больница» при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для нужд ГАУЗ «ОДКБ» (СНХ) (далее - закупка) (извещение №32312913713).

Жалоба подана в соответствии со ст.18.1 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч.6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции сторонам было направлено уведомление (исх.№ИБ/5076/23 от 22.11.2023г.) о принятии жалобы к рассмотрению.

В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 28.11.2023г. 10 час. 00 мин., запрашивались дополнительные сведения и документы (исх.№ИБ/5140/23 от 24.11.2023г.; исх.№ ИБ/5141/23 от 24.11.2023г.; исх.№ ИБ/5152/23 от 24.11.2023г.).

В жалобе заявитель указывает, что в описании объекта закупки установлены характеристики товара, значения показателей которых (в частности – пункты 1.4.1.4; 2.7; 4; 11.9.2; 11.9.10.3; 11.9.10.4; 11.10.1.17; 11.10.1.23; 11.10.2.7; 11.10.3.3) в совокупности относятся к медицинскому оборудованию одного конкретного производителя, что направлено на ограничение конкуренции при проведении закупки.

По мнению ООО «Салеко» установленные заказчиком технические характеристики объекта закупки нарушают принципы Федерального закона от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), в частности, о целевом и экономически эффективном расходовании денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, так как установленные в пунктах 9.7-9.51 технического задания характеристики оборудования не позволят осуществлять медицинскую помощь детям до трёх лет.

Представители ООО «Салеко» на заседании Комиссии доводы жалобы поддержали.

Представители ГАУЗ «Областная детская клиническая больница» не согласились с доводами, изложенными в жалобе, предоставили письменные возражения и документы, запрошенные уведомлениями Оренбургского УФАС России.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках предусмотрено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ «Областная детская клиническая больница» в редакции от 01.02.2023г. (далее – Положение о закупке) размещено в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 30.03.2023г.

Комиссией установлено, что 31.10.2023 года заказчиком в ЕИС размещено извещение №32312913713 о проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для нужд ГАУЗ «ОДКБ» (СНХ).

Указанная закупка осуществлялась на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» http://www.rts-tender.ru.

Документация по данной закупке размещена в ЕИС также 31.10.2023г., с внесенными изменениями - 10.11.2023г. (далее-Документация).

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно п.4 Раздела I Документации количество товара, требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика определяется в соответствии с Техническим заданием, прилагаемым к настоящей документации.

Пунктом 14 Раздела I Документации предусмотрено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.

В соответствии с п.22 Раздела I Документации участникам предоставляется приоритет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

В техническом задании (Раздел II Документации) определены основные технические характеристики объекта закупки системы навигационной хирургической в количестве 1 комплект, в частности, требования к: системе навигации при проведении нейрохирургических вмешательств; стойке блока оптического системы навигации; системе для стабилизации и ретракции черепа (не менее 1 шт.); набору элементов для идентификации инструмента или области оперативного вмешательства и устройства для их размещения; специализированному программному обеспечению; характеристикам медицинской рабочей станции блока управления.

Пунктом 2 Инструкции по заполнению заявки (приложение 1 к Документации) предусмотрено, что участник закупки формирует заявку на основании данных и требований к качеству и техническим (функциональным) характеристикам товара, работы, услуги, указанным в техническом задании и (или) иных документах содержащих таковые требования.

Участник должен указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в техническом задании и (или) иных документах содержащих таковые требования, и указание на товарный знак (при наличии) в случае отсутствия в перечисленных документах указания на товарный знак (п.3 Инструкции по заполнению заявки).

В п.2 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен один из основных принципов охраны здоровья – это приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Из пояснений ГАУЗ «Областная детская клиническая больница» следует, что заказчиком были установлены такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.

В материалы дела представлена копия рапорта инициатора данной закупки-заместителя главного врача по организационно-методической работе «…» от 27.07.2023г. согласно которому последний, с целью оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям, просит закупить нейрохирургическую навигационную систему для проведения операций по удалению опухолей, кист головного мозга, фармакорезистентной эпилепсии, гидроцефалии и т.п. «…» указывает, что имеются следующие навигационные системы: Мильтитрек, AUTOPLAN, Брейнлаб.

Также приобщены к материалам дела копии двух коммерческих предложений (от 04.08.2023г. и 20.10.2023г.), направленных в адрес заказчика в ответ на его запрос (до объявления процедуры закупки): от ООО «НТЦ Синергия» - о готовности поставить многофункциональную навигационную хирургическую систему Kick производства «БрейнЛАБ АГ», Германия по цене 43 000 000, 00 руб. и ООО «Хотри» - о готовности поставить систему медицинскую навигационно-оптическую «МУЛЬТИТРЕК» производства ООО «МП НПФ «ГАММАМЕД-П», Россия по цене 25 000 000, 00 руб.

Согласно представленным документам при формировании технического задания по закупке №32312913713 ГАУЗ «Областная детская клиническая больница» также учитывались многочисленные положительные отзывы о Российской хирургической навигационной системе «Мультитрек» со стороны врачей с многолетней практикой проведения нейрохирургических операций на головном мозге (отзывы приобщены к материалам дела).

Заказчиком обоснована необходимость установления в техническом задании характеристик оборудования, обжалованных заявителем, следующим образом:

-П.1.4.1.4. (педаль), п.2.7 (управление системой навигации из стерильного поля посредством двухклавишной педали) – «педаль позволяет управлять системой во время хирургического вмешательства, когда хирург «стерилен» и не может касаться других нестерильных устройств.  Поэтому наличие педали обязательно. Оперировать в стерильном пространстве с педалью удобнее, поскольку хирург не готов трогать стерильными перчатками экран, а ассистент не всегда рядом. Нет уверенности, что стерильные чехлы для монитора можно оперативно закупить, учитывая современную обстановку, к тому же дополнительная закупка стерильных чехлов – это необоснованный расход денежных средств при объективной возможности его минимизировать. Двухклавишная педаль, в отличие от трехклавишной, позволяет полностью управлять системой во время оперативного вмешательства без визуального контроля со стороны врача».

- П.4 (максимальные габаритные размеры (Д × Ш × В), мм: не более 750 × не более 1400 × не более 2200), который, по мнению заявителя является избыточным требованием – «задание максимальных габаритов обусловлено необходимостью перемещения системы навигации между помещениями (например, из одной операционной в другую), при этом перемещение производится через стандартные дверные проемы. Данное требование является объективной потребностью заказчика.»

- пункты 11.9.2; 11.9.10.3; 11.9.10.4; 11.10.1.17; 11.10.1.23; 11.10.2.7; 11.10.3.3 (технические характеристики к специализированному программному обеспечению) – «п.11.9.2-стандартная функция для всех систем навигации при поиске для просмотра ранее созданных планов и проведенных операций. Пункты 11.9.10.3, 11.9.10.4 – требование обусловлено необходимостью корректной регистрации при отсутствии большой площади поверхности, подходящей для регистрации пациента (предоперационное КТ/МРТ), пункты 11.10.1.17, 11.10.1.23, 11.10.2.7, 11.10.3.3 – стандартные функции обработки и визуализации изображений КТ, МРТ для комплексного подхода к локализации оперируемой области при планировании и проведении операции.

По доводу ООО «Салеко» о том, что установленные в пунктах 9.7-9.51 технического задания характеристики оборудования не позволят осуществлять медицинскую помощь детям до трёх лет заказчик пояснил, что оперировать детей до трёх лет при помощи оптической навигации можно и без жесткой фиксации, техническим заданием предусмотрено наличие специальных средств для детей до трёх лет: п.9.37 (подковообразный подголовник для детей не менее 1) и п.9.40 (гелевые подушки для фиксатора общего назначения не менее 1).

Письмом от 27.11.2023г. №35 ООО «Биокерамика» сообщает ГАУЗ «Областная детская клиническая больница», что система хирургической навигации «Автоплан» (AUTOPLAN) соответствует техническому заданию по закупке №32312913713.

ООО «МП НПФ «ГАММАМЕД-П» в письме от 27.11.2023г. №410-2 также сообщает, что система медицинская навигационно-оптическая «МУЛЬТИТРЕК» производства Общества соответствует техническому заданию №32312913713 за исключением п.п. 9.7-9.51, в которых изложены требования к системе стабилизации и ретракции черепа, при этом система «МУЛЬТИТРЕК» полноценно работает с любыми средствами фиксации черепа, разрешенными в РФ.

Комиссией установлено, что на участие в данной закупке была подана 1 заявка, заявителем заявка не подавалась, запросов на разъяснения требований Документации заказчику им не направлялись.

Как было указано выше, при формировании начальной (максимальной) цены договора заказчиком было получено 2 коммерческих предложения с возможностью поставки товара с характеристиками, указанными в документации.

При этом, заявителем не представлено доказательств ограничения конкуренции оспариваемыми требованиями, равно как и не представлено доказательств невозможности подачи заявки в соответствии с требованиями документации. Следует отметить, что закупка проводилась не среди производителей товара, её участником может быть любое лицо или несколько лиц на стороне одного участника (п.14 Раздела I Документации).

 Представители ООО «Салеко» пояснили, что Общество работает с производителем медицинского оборудования, технические характеристики которого отличны от тех, что установлены заказчиком в Документации по данной закупке.

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что указание заказчиком в Документации оспариваемых заявителем требований к поставляемому оборудованию обусловлены его потребностями.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений приведенных норм Закона о закупках отсутствуют.

В материалы дела заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту, равно как не представлено доказательств невозможности поставки товара заявителем с необходимыми заказчику характеристиками не может однозначно свидетельствовать об ограничении ГБУЗ круга потенциальных участников закупки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что жалоба заявителя является необоснованной.

Руководствуясь ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Салеко» (вх.№8122-ЭП/23 от 17.11.2023г.) на действия ГАУЗ «Областная детская клиническая больница» при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для нужд ГАУЗ «ОДКБ» (СНХ) (извещение №32312913713) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные на закупку уведомлением (исх.№ИБ/5076/23 от 22.11.2023г.) Оренбургского УФАС России.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                               «…»

 

Члены Комиссии                                                                                   «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны