Решение б/н Решение от 20 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №056/07/3.2-621/2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии …..

в отсутствии представителя ООО «Родник», извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

в присутствии представителей государственного автономного учреждения Оренбургской области «Спортивно-культурный комплекс «Оренбуржье» - ….,

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Родник» (вх. №3904 от 30.04.2020) на действия ГАУ Оренбургской области «Спортивно-культурный комплекс «Оренбуржье» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли из ПВХ-мембраны ГАУ «СКК «Оренбуржье» по адресу: г. Оренбург, проспект Гагарина, 21/1, II этап (Извещение 32009076305),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Родник» (вх. №3904 от 30.04.2020) на действия ГАУ Оренбургской области «Спортивно-культурный комплекс «Оренбуржье» (далее - ГАУ «С-КК «Оренбуржье») при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли из ПВХ-мембраны ГАУ «С-КК «Оренбуржье» по адресу: г. Оренбург, проспект Гагарина, 21/1, II этап (Извещение 32009076305).

Сведения о том, что заявитель являлся участником данного аукциона в материалах дела, отсутствуют. Дата окончания подачи заявок, согласно документации, установлена 08.05.2020, жалоба подана в Оренбургское УФАС России 30.04.2020. Следовательно, срок подачи жалобы не нарушен.

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 07.05.2020 исх. № 4430, Организатору закупки от 07.05.2020 исх. № 4432.

Рассмотрение жалобы было назначено на 14.05.2020 в 11 час. 30 мин. В заседании комиссии был объявлен перерыв до 15.05.2020 до 12 час. 00 мин. Жюжэ.пт.рд

Исходя из доводов жалобы, следует, что заказчиком неправомерно установлены требования, сужающие круг участников аукциона, отсутствует требование о том, что участник аукциона должен являться членом саморегулируемой строительной организации, неверно выбран вид конкурентной процедуры в виде аукциона. Кроме того, заявителем был подан запрос на разъяснение положений документации, на что заказчиком в нарушение законодательства опубликован ответ с указанием лица подавшего данный запрос. Также в техническом задании отсутствуют наименования показателей товаров. В документации неправомерно указано на то, что первая часть заявки на участие должна содержать ценовое предложение.

Представители ответчика на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представили документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, а также письменные пояснения.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

1) В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

14.04.2020 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет zakupki.gov.ru (далее – сайт zakupki.gov.ru) и на сайте электронной площадки www.rts-tender.ru заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли из ПВХ-мембраны ГАУ «С-КК «Оренбуржье» по адресу: г. Оренбург, проспект Гагарина, 21/1, II этап.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупках ГАУ «С-КК «Оренбуржье» утверждено решением наблюдательного совета ГАУ «С-КК «Оренбуржье» (протокол заседания наблюдательного совета от 27.03.2020 № 6-20) (далее – Положение).

Согласно п. 1 Аукционной документации объектом закупки является работа по капитальному ремонту кровли из ПВХ - мембраны ГАУ «С-КК «Оренбуржье» по адресу: 460040, город Оренбург, проспект Гагарина, 21/1, II этап.

Дата начала срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: 14.04.2020 года 00 ч. 00 мин.   (время московское).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: 08.05.2020 года, 00 ч. 00 мин.  (время московское).

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме: 08.05.2020 года, 14 ч. 00 мин (время московское).

Дата проведения аукциона в электронной форме: 14.05.2020 года, 09 ч. 00 мин. (время московское).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Так, в п. 7 Положения установлены общие требования к участникам закупки.

В п. 7.3 Положения указано, что при необходимости Заказчик вправе предъявить к участникам закупки следующие квалификационные требования:

1) наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для обеспечения надлежащего и качественного исполнения договора;

2) положительная деловая репутация, наличие опыта выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 7.4 Положения предусмотрено что заказчик вправе предъявлять дополнительные требования к участникам закупки, в том числе сертификация систем менеджмента качества, и (или) систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, и (или) систем менеджмента безопасности пищевой продукции, и (или) систем экологического менеджмента, и (или) систем менеджмента информационной безопасности, и (или) систем менеджмента риска, и (или) иных систем управления (менеджмента) в зависимости от объекта закупки.

С учетом положения в п. 3 Аукционной документации установлены требования к участникам аукциона, в том числе наличие у участника закупки финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для обеспечения надлежащего и качественного исполнения договора: собственные трудовые ресурсы, иметь собственные или арендуемые складские, производственные и офисные помещения, собственные или арендованные машины и механизмы, средства малой механизации, инструмент и инвентарь для выполнения работ.

Иметь положительную деловую репутацию, опыт выполнения работ по капитальному ремонту кровли зданий из ПВХ — мембраны. Форма подтверждения: не менее 7 (семи) копий договоров (контрактов) с приложением подписанных заказчиками актов выполненных работ. Цена каждого такого договора (контракта) должна быть не менее 25% от начальной максимальной цены договора по настоящему аукциону.

Наличие квалифицированного персонала, непосредственно задействованного в выполнении работы по капитальному ремонту кровли из ПВХ — мембраны, подтверждается:

- для специалистов участника закупки (не менее двух) – уведомлением Национального объединения саморегулируемых организаций о принятом решении о включении сведений специалистов в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства в соответствии с порядком ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.

- для персонала, находящегося в штате участника закупки – выпиской из штатного расписания или справкой, подтверждающей наличие квалифицированного персонала, непосредственно задействованного в выполнении работ по капитальному ремонту кровли из ПВХ — мембраны.

- квалификационные удостоверения по проверке знаний требований охраны труда на объекте;

- для персонала не входящего в штат участника закупки – копией договоров ГПХ и копии паспортов сотрудников (предоставляются в отдельном архивированном файле).

При наличии у участника закупки в числе персонала лиц иностранного государства или лиц без гражданства дополнительно к указанным выше документам предоставляются копии документов установленной законодательством РФ формы, подтверждающие право таких лиц на работу в РФ).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в комплекте с каждым договором ГПХ должно быть приложено согласие сотрудника на обработку персональных данных.

Проанализировав документацию, комиссией установлено, что для участия в аукционе участникам необходимо подтвердить деловую репутацию представив 7 копий договоров с приложением подписанных заказчиками актов выполненных работ.

При этом в п. 3.6. Аукционной документации установлено, что участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе в случае, если он не соответствует требованиям, изложенным в настоящей документации.

В соответствии с п. 10.1. Положения при рассмотрении первых частей заявок на участие в конкурентной закупке заявка отклоняется в случае:

1)           не предоставления в первой части заявки на участие в закупке информации, предусмотренной документацией о закупке, или предоставления недостоверной информации;

2)           несоответствия первой части заявки на участие в закупке требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке;

3)           содержания в первой части заявки на участие в закупке сведений об участнике закупки, в том числе о его соответствии требованиям, установленным в документации о закупке, и (или) о ценовом предложении, если иное не предусмотрено документацией о закупке.

Следовательно, если потенциальный участник аукциона изъявит желание участвовать в закупке, но представит меньшее количество договоров, его заявка будет отклонена.

Кроме того, заказчиком не представлено доказательств о наличии организаций готовых представить не менее семи договоров на выполнение аналогичных работ.

Комиссия приходит к выводу, что требование о подтверждении наличия опыта работ предоставлением не мене семи договоров по предмету закупки является избыточным, поскольку отсутствие или недостаточность опыта выполнения работ по предмету аукциона не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам аукциона.

Таким образом, действия заказчика, установившего указанное положение документации, ограничивает количество участников закупки нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

2) В части довода жалобы о том, что отсутствует требование к участникам о наличии членства в саморегулируемой строительной организации, комиссия пришла к следующему.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена договора, которая составляет 8 638 993,00 руб.

Следовательно, заказчиком должно быть установлено требование о наличии у участников членства в саморегулируемой строительной организации.

Ссылку заказчика на то, что при осуществлении данных видов работ необходимо иметь соответствующие допуски СРО на определенные виды работ, которые установлены в Перечне утвержденным Приказа Минрегиона России № 624 от 01.07.2017, комиссия находит несостоятельной в виду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», а также разъяснениями Ростехнадзора по вопросу применения Приказа Минрегиона России № 624 от 01.07.2017, с 01.07.2017 г. не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, в связи с чем с указанной даты теряет свою актуальность Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624.

Таким образом, указанные работы являются работами по капитальному ремонту, требуют членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства. Для подтверждения такого членства необходимо представление соответствующего документа - выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу, что спорный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту кровли из ПВХ-мембраны ГАУ «СКК «Оренбуржье» является конкурентной процедурой на выполнение работ по капитальному ремонту, а значит требует участие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся членами саморегулируемой организации с области строительства, что должно быть подтверждено соответствующей выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.

3) В части довода жалобы о том, что при ответе на запрос о разъяснении положений документации, заказчиком были опубликованы в ЕИС данные о подавшем запрос, комиссия пришла к следующему.

Частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос (ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках).

Согласно ч. 1 Аукционной документации разъяснения участникам аукциона положений документации об аукционе предоставляются с 14 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года.

    Любой участник аукциона в электронной форме, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, указанный в п. 1 части I. настоящей документации об аукционе, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Из материалов дела следует, что в установленный срок от ООО «Родник» заказчику поступил запрос на разъяснение положений документации.

При этом, в Аукционной документации установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.

Аналогичные требования установлены в п. 4.9 Положения о закупках.

Заказчиком в нарушении указанной нормы были размещены разъяснения положений документации с указанием, что данный запрос поступил от ООО «Родник».

Данный факт представители ответчика не отрицали, в связи с чем, комиссия пришла к выводу, что данный довод жалобы нашел свое подтверждение.

4) Довод жалобы о том, что в техническом задании отсутствуют наименования показателей товаров, является необоснованным в виду следующего.

В соответствии с ГОСТ 21778-81 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Основные положения», ГОСТ 21779-82 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Технологические допуски», ГОСТ 26433.0-85 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения», ГОСТ Р ИСО 17123-1-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Оптика и оптические приборы. Методики полевых испытаний геодезических и топографических приборов. Часть 1. Теория», ГОСТ Р 8.563-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений», СП 126.13330.2012 «Геодезические работы в строительстве» в строительной документации измерения указываются в миллиметрах, и написание слова «миллиметр» не требуется. При указании в документации других видов измерений (метр, дециметр и др.) - они указываются.

Комиссия пришла к выводу, что в аукционной документации капитальному ремонту кровли из ПВХ-мембраны ГАУ «С-КК «Оренбуржье» по адресу: г. Оренбург, проспект Гагарина, 21/1, II этап все параметры описания предмета закупки указаны в соответствии в вышеуказанными стандартами ГОСТ.

5) В части довода жалобы о неправомерном указании в документации на то, что заявка на участие должна содержать ценовое предложение, комиссия пришла к следующему.

Согласно п. 10.4   Аукционной документации заявка на участие в закупке должна состоять из первой части, ценового предложения и второй части.

В соответствии с п. 10.6 Аукционной документации первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

Пунктом 14.10. Положения предусмотрено, что в аукционе в электронной форме вправе принимать участие только участники закупки, чьи первые части заявок признаны соответствующими требованиям документации о закупке.

Аукцион в электронной форме включает в себя порядок подачи его участниками ценовых предложений (п. 14.11 Положения).

Таким образом ценовое предложение подается участниками после рассмотрения первых частей заявок.

Следовательно, довод жалобы в данной части является необоснованной.

Рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, с учетом действующего законодательства, комиссия приходит к выводу о признании жалобы ООО «Родник» на действия ГАУ «С-КК «Оренбуржье» обоснованной.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

В материалы дела представлено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели № 41 от 20.03.2020, согласно которого ГАУ «С-КК «Оренбуржье» предоставлена субсидия в размере 16 000 000 руб.

На данные денежные средства заказчиком предполагалось провести работы по капитальному ремонту кровли из ПВХ-мембраны ГАУ «С-КК «Оренбуржье» по адресу: г. Оренбург, проспект Гагарина, 21/1, II этап.

Однако данное соглашение было расторгнуто 29.04.2020 (Соглашение № 43 от 29.04.2020) по инициативе Министерства физической культуры и спорта Оренбургской области.

На основании чего заказчиком 07.05.2020 в ЕИС размещено извещение об отмене аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту кровли из ПВХ-мембраны ГАУ «С-КК «Оренбуржье» по адресу: г. Оренбург, проспект Гагарина, 21/1, II этап.

Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований в выдаче ГАУ «С-КК «Оренбуржье» предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Родник» (вх. №3904 от 30.04.2020) на действия ГАУ Оренбургской области «Спортивно-культурный комплекс «Оренбуржье» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли из ПВХ-мембраны ГАУ «СКК «Оренбуржье» по адресу: г. Оренбург, проспект Гагарина, 21/1, II этап (Извещение 32009076305) обоснованной.

2.      Снять ограничения, наложенные уведомлением Оренбургского УФАС России (исх. № 4432 от 07.05.2020).

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                      …

 

Члены Комиссии                                                                                   …

                                                                                                                         

                                                                                                                          …

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны