Решение №б/н Признать жалобу ООО «Бионикс» (вх. № 10188 от 11.11.2022) на... от 25 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 106 от 26.08.2020 г.), в составе:

(...)

рассмотрев жалобу ООО «Бионикс» (вх. № 10188 от 11.11.2022) на действия ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку медицинских изделий (Стол операционный универсальный, электрогидравлический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 32211820821),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Бионикс» (вх. № 10188 от 11.11.2022) на действия ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку медицинских изделий (Стол операционный универсальный, электрогидравлический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 32211820821).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю – от 14.11.2022 исх. №8252, заказчику, организатору закупки - от 14.11.2022 исх. № 8253.

Рассмотрение жалобы было назначено на 18.11.2022 г. 10 ч. 00 мин.

В ходе рассмотрения жалобы в связи с поступлением ходатайства заявителя о приобщении документов и необходимости запроса дополнительных пояснений заказчика, Комиссией Оренбургского УФАС России объявлен перерыв в рассмотрении жалобы, о чем направлены соответствующие уведомления заявителю – от 18.11.2022 исх. №8407, заказчику, организатору закупки – от 18.11.2022 исх.№8406.

Рассмотрение жалобы после перерыва было назначено на 22.11.2022 г. 15 ч. 00 мин.

Согласно доводам Заявителя им был подан запрос на разъяснение положений документации, однако ответ Заказчика не содержал информации по существу запроса, также Заявитель полагает, что документация закупки содержит нарушения в части установления излишних требований, в документации закупки содержатся противоречивые требования к предмету закупки, при описании объекта закупки Заказчиком установлены технические требования, которым в совокупности соответствует товар только одного производителя, также полагает, что Заказчик формально подошел к формированию начальной (максимальной) цены договора, что создает условия для неэффективного расхода бюджетных средств, просил признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводами Заявителя не согласился.

Представитель Заказчика пояснил, что ответы на запросы разъяснений даны в соответствии с требованиями Закона о закупках, относительно противоречий в требованиях к предмету закупки указал, что в документацию закупки были внесены изменения, также указал, что требования к предмету закупки установлены в соответствии с потребностями Заказчика, пояснил, что требованиям Заказчика соответствуют столы операционные как минимум двух производителей: Лидкор Россия, Aeonmed Китай. В части обжалования обоснования начальной (максимальной) цены договора Заказчик указал, что обоснование документация о закупке содержит сведения о начальной максимальной цене договора (далее – НМЦД), порядок определения НМЦД - метод сопоставления рыночных цен, размещая рассматриваемую закупку, Заказчик исходил из того, что конкурентная закупка предусматривает снижение максимальной цены договора, что отвечает потребностям заказчика, просил признать жалобу необоснованной.

В Комиссию от ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» поступили  документы, письменные пояснения, запрашиваемые Оренбургским УФАС России.

Исследовав материалы дела, проанализировав представленные документы и доводы сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

11 ноября 2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» размещены действующие редакции извещения и документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку медицинских изделий (Стол операционный универсальный, электрогидравлический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 32211820821).

Согласно Извещению о проведении закупки (в редакции № 2 от 11.11.2022) дата начала срока подачи заявок: 03.11.2022.

Дата окончания срока подачи заявок: 18.11.2022 10:00.

Дата подведения итогов: 24.11.2022.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» (далее – Положение) утверждено протоколом наблюдательного совета ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» № 21 от 15.09.2022 г.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В силу ч. 4 ст. 3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Указанные положения также утверждены в п. 4.8-4.10 Положения о закупке Заказчика.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, в адрес Заказчика 07.11.2022 г. поступил запрос на дачу разъяснений положений документации об обосновании необходимости установления Заказчиком определенных требований к предмету закупки.

Заказчиком дан ответ, содержащий пояснения по каждому из пунктов запроса разъяснений положений документации.

  Форма ответа на поступивший запрос разъяснений положений документации, его содержание не установлены на законодательном уровне. Повторно с запросом разъяснений при получении ответа на запрос Заявитель не обращался. Доказательств обратного не представлено.

 Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что ответ на запрос разъяснений, полученный 07.11.2022 г., размещен Заказчиком на сайте ЕИС 10.11.2022 г., т.е. в установленные Законом о закупках сроки.

Также 10.11.2022 г. в адрес Заказчика поступил запрос разъяснений, содержащий сведения о том, что документация аукциона в электронной форме содержит противоречивые требования.

14.11.2022 г. Заказчиком дан ответ, в котором он сообщил о внесенных изменениях в документацию закупки.

Согласно ч. 11 ст. 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в соответствии с действующей редакцией документации закупки, размещенной Заказчиком в ЕИС 11.11.2022 7:52 (МСК+2) по итогам рассмотрения данного запроса разъяснений Заказчиком внесены изменения в документацию, обоснование НМЦД размещено в новой редакции, разночтения устранены, при этом срок подачи заявок продлен.

Данные действия Заказчика не противоречат положениям ст. 4 Закона о закупках и не ограничивают права потенциальных участников закупки. Доказательств обратного Заявителем не представлено.

С учетом изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден порядок разъяснения положений документации и внесения изменений в документацию.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках заказчик сам устанавливает требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 6.5 Положения в документации о закупке указываются следующие сведения: описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

В Разделе II документации аукциона в электронной форме «Техническое задание» установлены конкретные требования поставляемого товара.

Исходя из вышеизложенного, Положением о закупке Заказчика предусмотрено право установления требований к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), соответствующим потребностям Заказчика. Кроме того, документация закупки не содержит упоминания или ссылок на конкретное оборудование (марка, модель, производитель).

Исходя из письменных пояснений Заказчика требования Заказчика по предъявлению к предмету закупки обжалуемых характеристик (положения flex/reflex, подушка гелевая, безопасная рабочая нагрузка не менее 297 кг, пятисекционная поверхность стола и др.) обусловлена доказанной потребностью Заказчика в предмете закупки именно с такими характеристиками.

У Заказчика имеется право указать такие технические характеристики к оборудованию, которые обусловлены потребностями самого Заказчика. Доказательств обратного Заявителем не представлено.

Из приведенных норм Закона о закупках следует, что заказчик вправе включить в документацию закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения.

При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о закупках не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Соответствие установленным требованиям товара только одного производителя не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции среди участников электронного аукциона. В свою очередь Закон о закупках не предусматривает обязанности заказчика при определении требований к объекту закупки руководствоваться количеством производителей/изготовителей такого товара.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком предъявлено требование не к участникам аукциона, подавшим заявку на участие, а к продукции, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, соответствующей предъявленным требованиям не ограничен в правах на заключение договора. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар, определенный Техническим заданием документации закупки с определенными характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках.

 Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что ООО «Бионикс», равно как и другие участники закупки, имело возможность поставки товара с требуемыми характеристиками и не было ограничено в праве принять участие в аукционе с товаром, который соответствует потребностям заказчика. В ходе рассмотрения жалобы представитель Заявителя данный факт не отрицал.

Кроме того, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к предмету закупки являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также доказательств невозможности подачи заявки на участие в закупке Заявителем не представлено.

Также Комиссия Оренбургского УФАС России учитывает, что на момент подачи жалобы Заявителем и рассмотрения Комиссией Оренбургского УФАС России жалобы срок подачи заявок, установленный Извещением закупки, не истек, исходя из чего можно предположить о наличии возможных потенциальных участников закупки.

Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав изложенное,  учитывая совокупность вышеуказанных норм, приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно сформированы требования к подлежащему поставке товару, исходя из своих потребностей, соблюдая ограничения, установленные положениями Закона о закупках. Необходимость установления данных характеристик обусловлено потребностями заказчика.

Начальная (максимальная) цена контракта обоснована тремя коммерческими предложениями.

Согласно пояснениям Заказчика, в рамках сбора предварительной ценовой информации в ответ на направленные запросы с техническими характеристиками, с которыми размещено извещение по данной закупке, заказчиком были получены предложения о поставке товаров разных производителей.

Согласно п. 5 ч. 9 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно документации, размещенной в ЕИС Заказчиком установлена НМЦД договора – 2 056 000 руб. 00 коп., а также представлен расчет в Приложении 1 к обоснованию НМЦД. Кроме того, в п. 6 Информационной карты документации закупки установлено: «Начальная (максимальная) цена договора (единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки) 2 056 000,00 руб. Сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки, указаны в разделе II настоящей документации».

Таким образом, в данной части Заказчиком соблюдены требования Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что доводы Заявителя необоснованны.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, а так же то, что закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, соблюдая баланс интересов сторон, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Бионикс» (вх. № 10188 от 11.11.2022) на действия ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку медицинских изделий (Стол операционный универсальный, электрогидравлический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 32211820821) необоснованной.

2. ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» предписание об устранении нарушений не выдавать.

 3. Снять ограничения, наложенные на закупку (извещение 32211820821) уведомлением Оренбургского УФАС России от 14.11.2022 исх. № 8253.

Связанные организации

Связанные организации не указаны