Решение б/н Решение от 14 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64 тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70 e-mail: to56@fas.gov.ru |
ООО «Энергия Дальнего Востока» |
|||||||||||
6770008, г. Якутск, шоссе Хатын-Юряхское 6 км, д. 116
aaa@yumk.ru
ГУП «Оренбургремдорстрой»
ул. 60 лет Октября, 1/9, корпус 2, г. Оренбург, 460021
E-mail: zakupki@orenrds.ru
|
||||||||||||
|
|
№ |
|
|
||||||||
|
На № |
|
от |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
14.04.2021 года г. Оренбург
Решение по делу № 056/07/3-363/2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:
Председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России Полубояровой Л.Ю., членов Комиссии:
Загидуллина Р.Р. - специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
Блинова И.В. - специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
Гайнутдинова Р.О. - специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
в присутствии представителя ООО «Энергия Дальнего Востока» Аляпкина А.А. (доверенность от 05.04.2021), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи,
в присутствии представителя ГУП «Оренбургремдорстрой» Павельева Д.В. (на основании доверенности № 02-09/519 от 17.09.2020 г.) дистанционно, посредством видеоконференцсвязи.
рассмотрев жалобу (вх. № 3476 от 05.04.2021) ООО «Энергия Дальнего Востока» на действия ГУП «Оренбургремдорстрой» при запросе цен, на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) автогрейдера (Извещение № 32110151594),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ((вх. № 3476 от 05.04.2021) ООО «Энергия Дальнего Востока» на действия ГУП «Оренбургремдорстрой» при запросе цен, на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) автогрейдера (Извещение № 32110151594).
Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 08.04.2021 исх. № 3117, организатору закупки от 08.04.2021 исх. № 3118.
Рассмотрение жалобы было назначено на 13.04.2021 в 12 ч. 00 мин. При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14.04.2021 г. 15 ч. 00 мин.
Исходя из доводов жалобы следует, что заказчиком в документации о закупке указал конкретное наименование товара, в отношении которого проводится закупка на оказание услуги финансовой аренды (лизинга) автогрейдера, а именно на автогрейдер импортного производства Liugong CLG425. Исходя из данных плана закупок заказчика на 2021 год, все закупки автогрейдеров у заказчика нацелены исключительно на приобретение автогрейдеров импортного производства, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения». Кроме того, на ограничение конкуренции указывает ограничение срока поставки в 3 рабочих дня и указание на необходимость наличия у потенциального Поставщика сервисного центра на территории г. Оренбурга. Прием документов для участия в закупке производится исключительно только на бумажном носителе, по адресу, расположенному в городе Оренбурге. Таким образом потенциальные участники закупки, находящиеся за пределами города Оренбурга, ограничены в возможности принять участие в данной закупке, поскольку требуется направление своего представителя для подачи документов на бумажном носителе.
В Комиссию от ГУП «Оренбургремдорстрой» поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых они не согласились с доводами жалобы.
Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
01.04.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении запроса цен, на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) автогрейдера (Извещение № 32110151594).
Дата начала срока подачи заявок 01.04.2021
Дата окончания срока подачи заявок 09.04.2021 в 10:00 (мск +2).
Дата подведения итогов 12.04.2021 г.10:00 (мск +2)
Заявитель не является участником данных торгов, однако жалоба подана до окончания срока подачи заявок (05.04.2021 г.), в связи с чем принята к рассмотрению.
Положение о закупках Государственного унитарного предприятия «Оренбургремдорстрой» (далее – Положение) утверждено генеральным директором ГУП «Оренбургремдорстрой» В.В. Шумских 15.02.2020 г. и размещено в ЕИС.
Документация об открытом запросе цен на право заключения договора на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) автогрейдера (далее – Документация) размещена в ЕИС 01.04.2021 г.
Приложением № 1 «Техническое задание» к Документации, установлены следующие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара: Технические характеристики автогрейдера Liugong CLG 4215D или эквивалент, Технические характеристики автогрейдера Liugong CLG425 или эквивалент.
1. Одним из доводов жалобы, является то, что все закупки автогрейдеров у заказчика нацелены исключительно на приобретение автогрейдеров импортного производства, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013. Комиссия, рассмотрев указанный довод, пришла к следующему.
Согласно пп. 1 п. 8 ст. 3 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее – Постановление № 2013) установлено, что согласно приложению, минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году. В данном случае предмету закупки соответствует позиция 158 приложения к Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013 «Грейдеры и планировщики самоходные» с минимальной долей закупки в 2021 г. в размере 90%.
Согласно пояснениям представителя заказчика, ГУП «Оренбургремдорстрой» планируется внесение изменений в план закупки на 2021 г., что в дальнейшем приведет к соблюдению Постановления № 2013.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о закупках, заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
В соответствии позициями плана на 2021 г., ГУП «Оренбургремдорстрой» было запланировано 5 закупок автогрейдеров.
Комиссия приходит к выводу, о том, что проведение ГУП «Оренбургремдорстрой» хоть одной закупки из 5 автогрейдеров не российского происхождения в 2021 г., приведет к нарушению положений Постановления № 2013.
На основании изложенного, данный довод жалобы является обоснованным.
2. Довод жалобы о том, что прием документов для участия в закупке производится исключительно только на бумажном носителе, по адресу, расположенному в городе Оренбурге, потенциальные участники закупки, находящиеся за пределами города Оренбурга, ограничены в возможности принять участие в данной закупке, признается Комиссией необоснованным в связи с нижеследующим.
Согласно п. 3.1.2 Документации, для участия в Запросе цен любое лицо представляет Заказчику (лично или через своего полномочного представителя) либо посредством почтового отправления, курьерской службы в установленный срок свою заявку.
Соответственно, заказчиком предусмотрена возможность подачи заявки посредством почтового отправления, курьерской службы, для потенциальных участников, находящихся за пределами города Оренбурга.
3. С своей жалобы, заявитель указывает на недопустимость ограничения срока поставки в 3 рабочих дня и указания на необходимость наличия у потенциального Поставщика сервисного центра на территории г. Оренбурга. Рассмотрев данный довод жалобы, Комиссия приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1)информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.
Заказчик самостоятельно определяет необходимость приобретения конкретного товара, а также качественные характеристики такого товара, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности и достигнуть стоящие перед ним задачи.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Документации требования являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, заявителем, представлено не было.
Комиссия приходит к выводу о признании данного довода необоснованным.
В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. № 3476 от 05.04.2021) ООО «Энергия Дальнего Востока» на действия ГУП «Оренбургремдорстрой» при запросе цен, на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) автогрейдера (Извещение № 32110151594), частично обоснованной.
2. ГУП «Оренбургремдорстрой» выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии Л.Ю. Полубоярова
Члены Комиссии
Р.Р. Загидуллин
Р.О. Гайнутдинов
И.В. Блинов