Решение б/н Решение от 24 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64 тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70 e-mail: to56@fas.gov.ru |
Заказчик |
|||||||||||
Заявитель
|
||||||||||||
|
|
№ |
|
|
||||||||
|
На № |
|
от |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Рассмотрение жалобы состоялось 18 февраля 2022 г. В полном объеме решение изготовлено 24 февраля 2022 г. г. Оренбург
Решение по делу № 056/07/3-99/2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:
Председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России членов Комиссии:
- специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
в присутствии представителя Заказчика (на основании доверенности), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи,
в присутствии директора Заявителя дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;
рассмотрев жалобу (вх. № 1299 от 10.02.2022 г.) Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку месторождения строительного камня в Оренбургской области (Извещение ЕИС: №),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 1299 от 10.02.2022 г.) Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку месторождения строительного камня в районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: №).
Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 11.02.2022 исх. № 1087, заказчику от 11.02.2022 исх. № 1086.
Рассмотрение жалобы было назначено на 18.02.2022 в 12 ч. 00 мин.
Исходя из доводов жалобы следует, что установление Заказчиком в п. 2.7. Приложения № 1 к информационной карте конкурса такого критерия оценки как: согласованные управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», «Положение о маркшейдерской службе», является недопустимым.
Данное требование не относится к выполняемой услуге по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения Оренбургской области, а, следовательно приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Заявитель в своей жалобе также указывает, что Заказчиком в проекте договора установлено следующее требование: «Разработка и согласование в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора Проекта производства маркшейдерских работ на Западно-Аниховском месторождении строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области в соответствии с действующим законодательством РФ и условиями Договора, а Заказчик обязуется принять услуги и оплатить».
По мнению Заявителя, запрашиваемый Заказчиком проект производства маркшейдерских работ не имеет правого статуса и не утвержден нормативно правовым актом или административным регламентом, определяющим процедуру разработки, объем и требования к содержанию проекта, а также необходимости согласования в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора.
Данное условие договора является явно обременительными для участника на основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной.
В Комиссию от Заказчика поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых они не согласились с доводами жалобы, указав следующее.
Количество баллов, присуждаемых по оспариваемому показателю, определяется следующим образом : У исполнителя имеется хотя бы один из документов: Лицензия на производство маркшейдерских работ; согласованные управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр»; «Положение о маркшейдерской службе» - 10 баллов
У исполнителя отсутствуют: Лицензия на производство маркшейдерских работ; согласованные управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр»; «Положение о маркшейдерской службе» или документ не предоставлен в заявке участника - 0 баллов
При наличии одного из требуемого документа участник получает 10 баллов.
Заказчик не создал одному участнику закупки преимущество перед другими, условия не являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, также как и для Заявителя.
Кроме того, Заказчик в своих возражениях указывает, что Заказчик установил а проекте договора требование о разработке и согласованию проекта производства маркшейдерских работ исходя из практики взаимодействия с организациями, курирующими данную деятельность. Соответственно требования, условия согласования, регламенты согласования именно в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора установлены на основании данных рекомендаций и приказов Ростехнадзора, которые были перечислены в ответе Заказчика на запрос Заявителя.
Данная закупка отменена по решению Заказчика 09.02.2022 г. в связи с изменениями и корректировкой потребностей Заказчика.
Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
24.12.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Западно-Аниховского месторождения строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: №).
Дата начала срока подачи заявок 24.12.2021
Дата окончания срока подачи заявок 10.02.2022 в 09:00 (МСК+2)
Дата подведения итогов 11.02.2022 (МСК+2)
ООО «МАГ+С» не являлось участником данных торгов, но жалоба подана до окончания срока подачи заявок (поступила на электронную почту 09.02.2022 г., зарегистрировано 10.02.2022 г.).
Согласно служебной записке начальника маркшейдерской службы Заказчика от, закупка в электронной форме, на оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ (Извещение:) отменена в связи с изменениями и корректировкой потребностей Заказчика (сведения размещены в ЕИС 14.02.2022 07:24 (МСК+2).
Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчик (далее - Положение), утверждено 29.09.2021 г. и 13.10.2021 г. размещено в ЕИС.
Конкурсная документация по проведению открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Западно-Аниховского месторождения строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области (далее – Документация) размещена в ЕИС в действующей редакции 24.12.2021 г.
Рассматривая довод жалобы о необоснованности установление Заказчиком критерия оценки, установленного в п. 2.7 Приложения № 1 к Информационной карты конкурса, Комиссия приходит к следующему.
Решением Оренбургского УФАС России по делу № 056/07/3-46/2022 от 25.01.2022, антимонопольным органом дана оценка доводу Заявителя о неправомерности установления Заказчиком критерия оценки, установленного в п. 2.7 Приложения № 1 к Документации конкурса на оказание услуг на разработку и согласование проектной документации на разработку Западно-Аниховского месторождения строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: №).
В соответствии с п. 4 ч. 9 и ч. 21 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В связи с изложенным, Комиссия Оренбургского УФАС России оставляет указанный довод заявителя без рассмотрения.
Рассматривая довод жалобы о необоснованности установления Заказчиком в проекте договора требования о необходимости разработки и согласования в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора проекта производства маркшейдерских работ, Комиссией установлено следующее.
Согласно пп. 3 п. 1.1 Проекта договора на оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Западно-Аниховского месторождения строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области (далее – Проект договора), Исполнитель обязуется оказать услуги по разработке и согласованию в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора Проекта производства маркшейдерских работ на Западно-Аниховском месторождении строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области в соответствии с действующим законодательством РФ и условиями Договора, а Заказчик обязуется принять услуги и оплатить.
В соответствии с п. 2.1.4. Проекта договора, Исполнитель обязуется предоставить заказчику в том числе - согласованный проект производства маркшейдерских работ Западно-Аниховского месторождения строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора.
В рамках указанной закупки (Извещение: № ) со стороны Заявителя в адрес Заказчика направлялся запрос о даче разъяснений положений документации.
Заказчиком по указанному запросу даны разъяснения, которые размещены на сайте ЕИС (14.02.2022 г.). В разъяснениях заказчика сообщается следующее:
-разработка Проектов производства маркшейдерских работ осуществляется в соответствии с «Рекомендациями по подготовке проектной документации на производство маркшейдерских работ» (письмо заместителя руководителя Ростехнадзора 16.01.2009 № БК-45/54);
- согласование Проектов производства маркшейдерских работ осуществляется в соответствии с пп. е п. 5 «Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.09.2020;
- согласование в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора Проекта производства маркшейдерских работ на Западно-Аниховском месторождении строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области осуществляется на основании приказа Ростехнадзора от 28.06.2016 № 250 «Об утверждении Положения о Западно-Уральском управлении Ростехнадзора» (пп. 1, 4.3).
Данные разъяснения положений документации являются доступными для всех участников закупки с момента размещения на сайте ЕИС.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1)информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Предпочтительный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.
Комиссией установлено, что Заказчиком, разъяснением на запрос определен порядок, согласно которому участникам необходимо производить разработку и согласование Проекта производства маркшейдерских работ Западно-Аниховского месторождения строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области. Кроме того, Заказчиком установлен конкретный перечень документов, в соответствии с которыми участникам необходимо осуществлять разработку и согласование Проекта производства маркшейдерских работ.
Требования, установленные заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.
Доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Проекте договора требования являются непреодолимыми для заявителя в части формирования предложения и исполнения договора, представлено не было. При этом, предпринимательская деятельность определена в ст. 2 ГК РФ как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, следовательно любой участник принимая решение участвовать в закупке самостоятельно формирует предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей и рисков, с учетом интереса одержать победу в закупке. Учитывая данное обстоятельство, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат действующему законодательству, довод жалобы необоснованный.
Учитывая изложенное, соблюдая баланс интересов сторон, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. № 1299 от 10.02.2022 г.) Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Западно-Аниховского месторождения строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: №), необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на закупку (Извещение: №) уведомлением Оренбургского УФАС России 11.02.2022 исх. № 1086.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии Л
Члены Комиссии Р.
И.