Решение б/н Решение от 4 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

 

…..

460051, г. Оренбург,

ул. Геннадия Донковцева, ….

 

 

….

 

«Газпромбанк» (Акционерное общество)

117420, г. Москва,

ул. Наметкина, д. 16, корп.1

 

mailbox@gazprombank.ru

 

 

     

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
                 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №056/05/28-380/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» мая 2021г.

Решение изготовлено в полном объеме «04» июня 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

…. – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;

…. – члена Комиссии, специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

….. – члена Комиссии, специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в отсутствие:

 - заявителя ..;

в присутствии:

 - представителя Банка ГПБ «АО» …., действующей на основании Доверенности №Д-07/135 от 26.03.2020г. О дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежащим образом,

рассмотрев дело №056/05/28-380/2021, возбужденное в отношении «ГАЗПРОМБАНК» (Акционерное общество) (ИНН 7744001497; ОГРН 1027700167110; юр. адрес: 117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, корп. 1) по признакам нарушения требований п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту- ФЗ «О рекламе»), содержащихся в рекламе зарплатной карты с кэшбэк Банка ГПБ (АО), распространяющейся посредством листовки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе Центрального Банка РФ передано обращение …. (вх. №1194 от 09.02.2021г.) по факту распространения посредством листовки информации рекламного характера о зарплатной карте с кэшбэк Банка ГПБ (АО) («ГАЗПРОМБАНК» (АО) следующего содержания: «ГАЗПРОМБАНК ЗАРПЛАТНАЯ КАРТА С КЭШБЭК для сотрудников бюджетной сферы Зарплатные карты: БЕСПЛАТНОЕ СНЯТИЕ НАЛИЧНЫХ В БАНКОМАТАХ ЛЮБЫХ БАНКОВ на всей территории России и ОТСУТСТВИЕ ЛИМИТОВ НА СНЯТИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ БЕСПЛАТНОЕ СМС-информирование обо всех операциях по счету БЕСПЛАТНЫЕ ПЕРЕВОДЫ НА КАРТЫ ДРУГИХ БАНКОВ БЕСПЛАТНЫЙ Интернет-банк и Мобильное приложение Оплата ЖКХ, мобильной связи, интернета, и прочих платежей БЕЗ КОМИССИИ БЕСПЛАТНЫЙ выпуск и обслуживание до 4-х дополнительных карт Гарантия обслуживания за рубежом (две платежные системы на одной карте) КЭШБЭК от Банка 1-2% от суммы покупок по карте Начисление процентов на остаток по зарплатной карте до – 2% Накопительный счет – 5,8% Кредитные карты: Кредитный лимит до 600 тыс. рублей; ЛЬГОТНЫЙ период кредитования – ДО 62 ДНЕЙ; РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛЬГОТНОГО ПЕРИОДА кредитования на СНЯТИЕ НАЛИЧНЫХ; Умный КЭШБЭК до 10% Потребительское кредитование: Срок кредитования до 7 лет; Процентные ставки на потребительские цели – от 8,5% (ставка достигается при условии участия в программе финансовой защиты) Ипотечное кредитование: Срок кредитования до 30 лет; «Семейная ипотека» по ставке 4,5% По вопросам оформления: Гаврилов Артём 8 (987) 862 00 07 Ложкина Алевтина 8 (922) 894 94 00 Банк ГПБ (АО). Генеральная лицензия ЦБ РФ №354. На правах рекламы».

Как указывает заявитель, данная листовка была выдана ему менеджером Банка ГПБ (АО) вместе с банковской картой в рамках зарплатного проекта. По его мнению она содержит некорректную информацию о возможности бесплатных переводов на карты других банков, так как при осуществлении им 16.01.2021г. перевода денежных средств с зарплатной карты Банка ГПБ (АО) на карту ПАО Сбербанк на сумму 300 тыс. рублей, с его карты была списана комиссия в размере 4 тыс. 278 руб.

При обращении за разъяснениями в Банк через форму обратной связи, заявитель получил ответ, что Комиссия была списана в соответствии с Тарифами Банка. При этом, по словам заявителя, листовка не содержит информацию о каких-либо дополнительных условиях пользования данной услугой, а значит дезинформирует потребителей.

Антимонопольный орган в пределах своих полномочий осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе, руководствуясь Федеральным законом РФ «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 г.

Оренбургским УФАС России определено, что рассматриваемая информация является рекламой по смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – банковскому продукту - зарплатной карте с кэшбэк Банка ГПБ (АО).  Следовательно, на нее распространяются требования указанного закона.

Усмотрев признаки нарушения Закона о рекламе при распространении указанной рекламы, Оренбургское УФАС России 09 апреля 2021г. Определением исх. №3239 от 12.04.2021г. в отношении «ГАЗПРОМБАНК» (Акционерное общество) (ИНН 7744001497) возбудило дело №056/05/28-380/2021 по признакам нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», которое было назначено к рассмотрению на 07 мая 2021 года в 12 часов 00 минут. В адрес ответчика был сделан запрос необходимых документов и пояснений.

В связи с п. 1 Указа Президента РФ №242 от 23.04.2021г. «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021г.» Определением исх. №3737 от 26.04.2021г. рассмотрение дела было отложено и назначено на 17 мая 2021г. 12 часов 00 минут. Затем в заседании Комиссии объявлялся перерыв до 24 мая 2021г. 12 часов 30 минут в связи с необходимостью представления ответчиком в материалы дела дополнительных сведений.

24.05.2021г. в режиме видеоконференцсвязи состоялось рассмотрение дела №056/05/28-380/2021. На заседании Комиссии присутствовала представитель ответчика …., которая дала ряд пояснений по существу возбужденного дела.

Из пояснений представителя Банка следует, что банковская карта МИР Maestro была выдана …. 31.01.2020г. Условия пользования картой регулируются «Тарифами Банка ГПБ (АО) на предоставление физическим лицам пакета услуг «Зарплатный МИР». Вместе с картой сотрудниками Банка … была выдана и рассматриваемая листовка. Ответчик указывает, что содержание данной листовки было определено сотрудниками Филиала Газпромбанк (АО) «Поволжский» самостоятельно и по личной инициативе, в отсутствие полномочий на разработку листовок и их распространение.

…. уточнила также, что с апреля 2020 года и по настоящее время спорная листовка не распространяется среди клиентов Банка, а с работниками Филиала проведена разъяснительная работа и дополнительный инструктаж о соблюдении стандартов качества обслуживания клиентов и недопущения подобных ситуаций в будущем. Также, по словам ответчика, с целью урегулирования сложившейся ситуации ….. 12.02.2021г. была возвращена в полном объеме сумма комиссии, взысканной за операцию по переводу денежных средств.

Проанализировав представленные материалы и письменные пояснения, а также действующее законодательство, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - это кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, основной вид деятельности «ГАЗПРОМБАНК» (АО) - денежное посредничество прочее.

Зарплатная карта с кэшбэк Банка ГПБ (АО) является банковским продуктом и представляет собой, фактически, способ и результат оказания комплекса финансовых услуг клиентам Банка. Следовательно, спорная реклама является рекламой финансовых услуг, оказываемых финансовой организацией.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования при распространении рекламы, предъявляемые законодательством о рекламе.                                                             

Статьей 5 ФЗ «О рекламе» определены общие требования к рекламе - реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Статья 28 указанного закона устанавливает специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В свою очередь, часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» регламентирует, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Исходя из Тарифов Банка ГПБ (АО) на предоставление физическим лицам пакета услуг «Зарплатный Мир», действующие с 07.10.2019г., перевод денежных средств клиенту стороннего банка без взимания дополнительной платы (комиссии) возможен только по основной карте на общую сумму до 15 000 рублей за календарный месяц (предусмотрено п. 5.2.2.1 Тарифов). В остальных случаях, за исключением указанных в п. 5.2.2.1, установлена комиссия в размере 1,5% от суммы перевода (минимум 50 руб.) (п. 5.2.2.2).

В спорной рекламе содержится существенное условие пользования банковским продуктом - «БЕСПЛАТНЫЕ ПЕРЕВОДЫ НА КАРТЫ ДРУГИХ БАНКОВ», однако не содержится указание на существующие лимиты и ограничения, предусмотренные Тарифами, ввиду чего Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что рассматриваемая реклама Банка ГПБ (АО) является ненадлежащей, нарушающей требования, установленные  п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение вышеуказанных требований несет рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По результатам анализа материалов дела Оренбургским УФАС России рекламодателем спорной рекламы определено «ГАЗПРОМБАНК» (Акционерное общество) (ИНН 7744001497).

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Ввиду того, что выявленное нарушение устранено ответчиком в добровольном порядке (в материалы дела Банком представлен оригинал листовки, выдаваемой в настоящее время клиентам Банка с зарплатной картой с «Умным кэшбеком» МИР Maestro, где указаны дополнительные условия пользования услугой бесплатных переводов на карты других банков) у Комиссии не имеется оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

При решении вопроса о передаче материалов настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении ответчика дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Комиссия учитывает, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Установлено, что дата совершения административного правонарушения 31.01.2020г. (дата выдачи листовки …..), а значит срок, в течение которого является возможным привлечь юридическое лицо «ГАЗПРОМБАНК» (Акционерное общество) (ИНН 7744001497) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (за нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»), истек.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу зарплатной карты с кэшбэк МИР Maestro «ГАЗПРОМБАНК» (Акционерное общество) (ИНН 7744001497), распространяющуюся посредством листовки, поскольку при ее распространении нарушены требования, установленные п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона РФ «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Материалы дела №056/05/28-380/2021 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении рекламодателя «ГАЗПРОМБАНК» (Акционерное общество) (ИНН 7744001497) дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, не передавать, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      ….

 

Члены Комиссии                                                                                                 …

                                                                                                                 …

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны