Решение б/н РЕШЕНИЕ от 11 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии: Членов комиссии:

в присутствии представителей Государственного казенного учреждения «Административно-хозяйственное управление» –

представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок»  –

представители ООО «Центр Закупок»  на рассмотрение жалобы не явились, о дате, месте и времени рассмотрения уведомлены, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии заявителя (вх. № 8970 от 08.10.2019),

рассмотрев жалобу ООО «Центр Закупок» на действия Государственного казенного учреждения «Административно-хозяйственное управление» при проведении электронного аукциона на поставку офисной оргтехники и расходных материалов к ней (№0853500000319010153),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.10.2019г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба                                       ООО «Центр Закупок» (далее – Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения «Административно-хозяйственное управление» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку офисной оргтехники и расходных материалов к ней (№0853500000319010153) (далее – аукцион).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Из жалобы следует, что:

1)  в техническом задании аукционной документации Заказчиком установлено требование к программному обеспечению и к производителю программного обеспечения Microsoft без указания «или эквивалент»;

2) не соблюдены требования к обоснованию невозможности соблюдения запрета на допуск обеспечения, происходящего из иностранных государств;

3) заказчиком неправомерно объединены в один лот закупаемые товары;

4) в нарушение плана перехода на использование отечественного программного обеспечения Заказчик планирует закупку программного обеспечения иностранного производства  (тип лицензии - бессрочно).

Представители Заказчика просили признать жалобу необоснованной, пояснили, что:

1) установленное требование к программному обеспечению Microsoft, без указания эквивалентности, полностью обоснованно, так как Заказчик работает с программными продуктами совместимыми только с операционной системой Microsoft 10 Pro. Данный факт отражен в технических требованиях по установке и эксплуатации программных продуктов;     

2) обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, содержит сведения в отношении всех программ по классу «Офисные предложения», запись которых содержалась в Едином реестре российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на момент подготовки аукционной документации;

3) в связи с тем, что аукцион организован в целях оснащения рабочих мест компьютерной техникой, закупка техники без предустановленного персонального оборудования нецелесообразна, так как в штате не имеется программистов. Данное требование также вытекает из Приказа Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области от 13.12.2016 №256 о/д «Об утверждении требований к закупаемым аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области и подведомственным казенным учреждениям отдельным видам товаров, работ, услуг»;

4) тип лицензии «бессрочный» установлен Заказчиком в целях экономии бюджетных средств, во избежание дальнейшего их расходования на обновление существующих лицензий или приобретение новых.

  Представитель Уполномоченного органа подержал позицию представителей Заказчика в полном объеме.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с  ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:

16.09.2019г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе) на поставку офисной оргтехники и расходных материалов к ней (извещение №0853500000319010153).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 370 731,60 рублей.

Аукционная документация утверждена Заказчиком.

1) Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться  следующим: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Из смысла указанных статей следует, что Заказчик определяет требования к товару, исходя из своих потребностей, с учетом ограничений, установленных ст. 33 Закона о контрактной системе.

В п. 1, 3, 10 технического задания аукционной документации «Ноутбук» установлены следующие требования: «тип операционной системы-лицензированная операционная система Microsoft Windows 10 Pro …»; «предустановленная операционная система система Microsoft Windows10 Pro(русская версия) … »; «тип офисного пакета- Microsoft Office…»; «состав офисного пакета –не менее Microsoft Office Home and Business 2016…».

Указанные пункты технического задания содержат указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности.

Из пояснений Заказчика следует, что при закупке офисной техники Заказчиком было установлено требование к предустановленному на моноблоках, системных блоках, ноутбуках программному обеспечению производителя Microsoft, а именно операционной системы Microsoft Windows 10 Pro и офисного пакета не менее Microsoft Office Home and Business 2016. Данное программное обеспечение необходимо Заказчику для организации взаимодействия с товарами (информационными ресурсами, программными продуктами), используемыми Заказчиком при ежедневной работе. Заказчик работает одновременно со следующими программными продуктами-«1-С», криптопровайдер КриптоПро, антивирусная программа Kaspersky Total Security и другие, разработчиками данных программных продуктов в технических требованиях по их установке и эксплуатации указано, что они могут работать только в операционной системе Microsoft Windows.

Принимая во внимание пояснения сторон, положения Закона о контрактной системе в части определения требований к товару, исходя из потребностей Заказчика, Комиссия Оренбургского УФАС России оснований для признания жалобы обоснованной в данной части не усматривает.

2) В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Постановление № 1236) утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Согласно п. 1 Постановления № 1236 настоящий Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования.

В соответствии с п. 2 Постановления №  1236  обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно п. 3. Постановления №  1236  обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в состав аукционной документации входит «Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором указаны обстоятельства, обуславливающие невозможность соблюдения ограничения на допуск закупаемой продукции из иностранных государств, соотвествующее вышеуказанным положениям Постановления № 1236.

В соответствии с пояснениями Заказчика, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из  иностранных государств, содержит сведения в отношении всех программ по классу «офисные приложения» запись о которых содержалась в Едином реестре российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, на момент подготовки аукционной документации. Сведения в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных и баз данных периодически обновляются. Заявитель указал, что на 16.09.2019 в реестре находилось 140 программ, но уже по состоянию на 03.10.2019г. в реестре находится 204 программы. Процесс подготовки, утверждения и публикации аукционной документации может занимать несколько дней. Так же, не смотря на ежедневное обновление реестра, на настоящий момент ни одного аналога, подходящего под требования Заказчика, для операционной системы Windows нет.

Проанализировав положения аукционной документации в части заявленных доводов, принимая во внимание пояснение сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что довод Заявителя не находит своего подтверждения.

3) В своей жалобе Заявитель указывает, что закупаемые товары неправомерно объединены в один лот.

Между тем, из пояснений представителей Заказчика и Уполномоченного органа следует, что данный аукцион организован в целях оснащения рабочих мест компьютерной техникой. Так как в штате отсутствуют программисты закупка техники без предустановленного персонального оборудования нецелесообразна. Кроме того, установление данного требования продиктовано Приказом Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области от 13.12.2016 №256 о/д «Об утверждении требований к закупаемым аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области и подведомственным казенным учреждениям отдельным видам товаров, работ, услуг».

Принимая во внимание пояснение сторон,  Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что действия Заказчика в части рассматриваемого довода не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Отсюда следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе, Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, не доказана невозможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе, и тот факт, каким образом действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают его права и законные интересы.

Кроме того, представители Заявителя на рассмотрение жалобы не явились, в связи с чем, Комиссией Оренбургского УФАС России не могли быть заданы вопросы, уточняющие доводы жалобы.

4) В соответствии с техническим заданием установлено: «… тип офисного пакета Microsoft Office, бессрочный…».

Согласно пояснениям Заказчика тип лицензии «бессрочный» установлен Заказчиком в целях экономии бюджетных средств, во избежание дальнейшего их расходования на обновление существующих лицензий или приобретение новых.

Проанализировав техническую часть аукционной документации, принимая во внимание пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России оснований для признания жалобы обоснованной в данной части не усматривает, поскольку Заявителем не доказана неправомерность установления подобных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Центр Закупок» на действия Государственного казенного учреждения «Административно-хозяйственное управление» при проведении электронного аукциона на поставку офисной оргтехники и расходных материалов к ней (№0853500000319010153) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев

Связанные организации

Связанные организации не указаны