Решение б/н Решение от 14 ноября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

 

   

Обществу с ограниченной ответственностью «Природа»

 

460021, г. Оренбург, ул. Луговая, 1Б

 

ООО «Саночистка»

461040, Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Челюскинцев, д.87

 

ООО «Управление коммунального хозяйства»

462351, Оренбургская область,

г. Новотроицк, ул. Советская, 102-А

 

ООО «САЯН»

462781, Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.9, пом.61

 

МП «Коммунально-эксплуатационное предприятие» МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области

462781, Оренбургская область, г. Ясный, ул. Комарова д.3а

 

ООО «Хозбытсервис»

462407, Оренбургская область, г. Орск, ул. Гончарова, 1А

 

МУП МО «город Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство»

461630, Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Гая, д.16

 

ООО «Мечта»

462280, Оренбургская область,

г. Медногорск, ул. Чапаева, д.1А

 

      

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
                 

 

РЕШЕНИЕ

по  делу № 056/01/10-671/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» ноября  2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «14» ноября  2019 г.                г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – (…) – заместитель  руководителя управления, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля общественных связей;

Члены Комиссии:

(…)- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

(…) - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

(…) - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

в присутствии представителей ООО «Природа» (…) (доверенность б/н от 07.02.2019г.), (…) (паспорт <...> выписка из ЕГРЮЛ),

в отсутствии  представителей ООО «Саян», ООО «Саночистка», ООО «Управление коммунального хозяйства», МП «Коммунально-эксплуатационное предприятие» МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области, ООО «Хозбытсервис», МУП МО «город Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство», ООО «Мечта» (уведомлённых надлежащим образом),

рассмотрев дело № 056/01/10-671/2019 по признакам нарушения ООО «Природа» требований, установленных п. 9 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» 135-ФЗ от 26.07.2006 года (далее – Закон о защите конкуренции),  

УСТАНОВИЛА:

 

 

Во исполнение письма ФАС России от 11.04.2019г. № ИА/297991/19, в целях осуществления антимонопольного контроля Оренбургским УФАС России проведен  мониторинг ситуации по обращению с  ТКО в Оренбургской области. По итогам проведенного правового анализа установлено следующее.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона об отходах под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее — Правила № 881) .

Таким образом, Законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.

При этом пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила № 1156), установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Статьей 6 Закона об отходах предусмотрено, что разработка таких схем отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области  от 26.09.2016 № 682-п (ред. от 21.03.2018) зоной деятельности регионального оператора была определена вся территория Оренбургской области.

07.03.2018г. на сайте torgi.gov.ru Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее – организатор торгов) размещено извещение №070318/4724037/01 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области.

Согласно протоколу №1 вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 17.04.2018г., на момент окончания срока подачи заявок поступила одна заявка от ООО «Природа», в соответствии с пунктом 34 раздела VI Правил конкурсного отбора, Конкурс признан несостоявшимся.

В соответствии с пунктом 34 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2016г. №881 в случае, если после окончания срока подачи заявок выясняют, что подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, конкурсный отбор признается несостоявшимся. В случае если подана только одна заявка, отвечающая требованиям Правил, с участником конкурсного отбора, подавшим заявку, заключается соглашение.

Согласно протоколу № 2 от 19.04.2018г. рассмотрения заявки на участие в Конкурсе, заявка ООО «Природа» признана соответствующей требованиям документации о конкурсном отборе и Постановлению Правительства РФ от 05.09.2016г. №881, в связи с чем, ООО «Природа» признано единственным участником Конкурса.

По результатам проведенного Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области 28.04.2018 конкурсного отбора региональным оператором в Оренбургской области выбрано ООО «Природа».

ООО «Природа» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами  от 28.04.2018г. с Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. На основании указанного соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО ООО «Природа» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО.  Согласно п. 6.1 Соглашение вступает в силу с даты подписания его сторонами и действует в течение 10 лет.

В соответствии с Соглашением региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему Соглашению со дня введения в действие единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее 01.01.2019г. Тариф на услуги по сбору ТКО регионального оператора утвержден 20.12.2018г.

Потребителями услуг ООО «Природа» являются население и юридические лица на территории Оренбургской области.

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, население и юридические лица на территории Оренбургской области в соответствии с пунктом 5 Правил № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, так как ООО «Природа» является единственным региональным оператором на территории Оренбургской области.

Учитывая изложенное, ООО «Природа» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность регионального оператора на территории Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

На основании аналитического отчета по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 03.07.2019 г. ООО «Природа» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО на территории Оренбургской области в период времени с 20.12.2018г. по 30.06.2019г. в соответствии с нормами действующего законодательства.

Разделом II Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 (ред. от 18.10.2018) "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" определены случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов формируются по результатам торгов.

Пунктом 9 Правил № 1133 установлено, что услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).

Пунктом 10 Правил № 1133 предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан провести аукцион в следующих случаях:

- если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, то в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

- если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором, то в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Таким образом, организатор торгов в целях реализации возложенных полномочий по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе положениями Правил № 1133.

Учитывая изложенное, и в соответствии с пунктом 10 Правил № 1133, ООО «Природа» было обязано провести торги по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

  По итогам мониторинга сайта zakupki.gov.ru, а также на основании запроса информации (№ 3666 от 22.04.2019г.) Оренбургским УФАС России установлено, что ООО «Природа» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.11.2016г. № 1133 проводились закупки № 2100700001919000001, № 2100700001919000002, №2100700001919000003 (дата размещения извещений – 17.01.2019г.) на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по трем лотам. По результатам проведённых закупочных процедур, аукционы признаны не состоявшимся. Следует отметить, что повторные конкурентные процедуры ООО «Природа» не проводились.

ООО «Природа» в материалы дела представлены письма Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (№36/02-01-465 от 19.10.2018, №36/02-01-5 от 10.01.2019г.)  о предварительном согласовании  условий проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора.

  Согласно представленной ООО «Природа» информации, 29.12.2018г., то есть до даты проведения ООО «Природа» конкурсных процедур,  обществом заключены договоры на транспортирование ТКО с операторами, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности. В числе которых следующие. 

Договор № 1 от 29.12.2018г. на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов заключен с ООО «САЯН», сроком действия с 01.01.2019г. по 28 февраля 2019г. Дополнительным соглашением от 28.02.2019г. срок договора продлен до 31.03.2019г. Дополнительным соглашением от 29.03.2019г. срок договора продлен до 30.04.2019г.

  Договор № 2 от 29.12.2018г. заключен с ООО «Мечта», сроком действия с 01.01.2019г. по 31 января 2019г. Дополнительным соглашением от 28.01.2019г. срок договора продлен до 30.04.2019г.

Договор № 3 от 29.12.2018г. заключен с ООО «Саночистка», сроком действия с 01.01.2019г. до 31.12.2019г.

  Договор № 4 от 29.12.2018г. заключен с МУП МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области.  Договор заключен на срок с 01.01.2019г. до 28 февраля 2019г. Дополнительным соглашением срок договора продлен до 31.03.2019г.

Договор № 10 от 29.12.2018г. с ООО «Управление коммунального хозяйства», сроком действия с 01.01.2019г. до 28.02.2019г. Дополнительным соглашением срок договора продлен до 31.03.2019г.

Договор № 11 от 29.12.2019г. заключен с ООО «Хозбытсервис» сроком действия с 01.01.2019г. до 31.03.2019г. Дополнительным соглашением срок действия продлен до 30.04.2019г.

Договор № 14 от 29.12.2018г. с МУП «город Бугуруслан «Специальное автомобильное хозяйство» сроком действия с 01.01.2019г. до 31.01.2019г. Дополнительным соглашение срок договора продлен до 30.04.2019г.

В соответствии с п. 13 Правил №1133 в случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.

Правилами 1133 не предусмотрено право регионального оператора по ТКО заключать договоры с хозяйствующими субъектами без проведения закупочных процедур.   

  Не проведение торгов по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора может привести к ограничению конкуренции на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, следовательно, такое бездействие свидетельствует о нарушении пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.    

  В Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.04.2011г. указано, в случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

  Следует отметить, что в аукционной документации при проведении электронных аукционов устанавливаются обязательные условия и гарантии надлежащего исполнения контрактов, в частности обеспечение исполнения договоров. Тогда как в договорах, заключенных региональным оператором без проведения торгов такие условия отсутствуют. 

  На заседание Комиссии ООО «Природа» представила письменные пояснения и документы,  исходя их которых следует, что договоры заключены в 2018г. до утверждения тарифа на ТКО. Учитывая что с января нам нужно было осуществлять деятельность п в сфере ТКО, и в указанном периоде отсутствовало наличие техники ООО «Природа» в связи с этим были заключены договоры с хозяйствующими субъектами без проведения процедуры торгов. Затем нами была согласована документация с Министерством природных ресурсов и проведены торги на транспортирование отходов. На тот момент практики не было по формированию лотов. Лоты были сформированы и торги проведены в феврале 2019г. Были участники на лоты, но их заявки отклонены в связи с несоответствием представленных документов документации. Согласно Постановлению № 1133 региональным оператором ведется постоянно по подготовке документов для проведения торгов по транспортированию ТКО. В настоящее время Региональным оператором не осуществляется 100 % транспортирование ТКО по Оренбургской области, действуют 4 договора с хозяйствующими субъектами.

В настоящий момент обществом направлено в Министерство природных ресурсов на согласование документацию по 10 лотам на проведение торгов по транспортированию ТКО, с учетом участия малого бизнеса.

На момент рассмотрения дела продолжают действовать договоры на оказание услуг по транспортированию твердых  коммунальных отходов с ООО «САЯН» (м/о Ясненский городской округ, в т.ч. г. Ясный, Светлинский муниципальный район, Домбаровский муниципальный район). ООО «Саночистка» (Курманаевский муниципальный район, Первомайский муниципальный район, Бузулукский муниципальный район, Грачевский муниципальный район, Тоцкий муниципальный район),  МУП «ЗАТО Комаровский Оренбургской области» (городской округ ЗАТО пос. Комаровский), ООО «Управление коммунального хозяйства» (Городской округ г. Новотроицк).

В соответствии с представленными ООО «Природа» документами по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 3 от 29.12.2018г., заключенного с ООО «Саночистка» за период с 1 января 2019г. по сентябрь 2019г. общая стоимость оказания услуг составила 53 577 380 рублей.

По договору № 10 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 29.12.2018г., заключенного с ООО «Управление коммунального хозяйства»  за период с 1 января 2019г. по сентябрь 2019г. общая стоимость оказания услуг составила 19 675 045 руб. 90 коп.

По договору № 1 на оказание услуг  по транспортированию твердых коммунальных отходов от 29.12.2018г., заключенного с ООО «Саян» за период с 1 января 2019г. по сентябрь 2019г. общая стоимость оказания услуг составила 11 546 809 руб. 00 коп.

По договору № 4 на оказание услуг  по транспортированию твердых коммунальных отходов от 29.12.2018г., заключенного с МП «Коммунально-эксплуатационное предприятие» МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области за период с 1 января 2019г. по сентябрь 2019г. общая стоимость оказания услуг составила 1 886 447 руб.80 коп.

По договору № 11  на оказание услуг  по транспортированию твердых коммунальных отходов от 29.12.2018г., заключенного с ООО «Хозбытсервис» за период с 1 января 2019 г. по май 2019 г. общая стоимость оказания услуг составила 107 520 руб. 00 коп.

По договору № 14 на оказание услуг  по транспортированию твердых коммунальных отходов от 29.12.2018г., заключенного с МУП МО «город Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство» за период с 1 января 2019г. по июнь 2019г. общая стоимость оказания услуг составила 18 093 543 руб. 00 коп.

По договору № 2 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 29.12.2018г., заключенного с ООО «Мечта» за период с 1 января 2019 г. по апрель 2019 г. общая стоимость оказания услуг составила 2 064 555 руб. 00 коп.

  Согласно представленной информации ООО «Природа»:

-Договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 2 от 29.12.2018г., заключенный  с ООО «Мечта» на обслуживание Городского округа Медногорск расторгнут 30.04.2019г.

       - Договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 11 от 29.12.2018г.  заключенный с ООО «Хозбытсервис» на обслуживание Городского округа г. Орск расторгнут 31.05.2019г.

       - Договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 14, заключенный с МУП МО «Спецавтохозяйство» на обслуживание Бугурусланского муниципального района, в т.ч. г. Бугуруслана расторгнут 30.06.2019г. 

  ООО «Природа» осуществляет собственными силами  транспортирование ТКО в Ноорском муниципальном районе, Кваркенском муниципальном районе, Адамовском муниципальном районе, Кувандыкский городской округ, Акбулакский муниципальный район, Соль-Илецкий городской округ, Сакмарский муниципальный район, Тюльганский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район, Шарлыкский муниципальный район, Оренбургский муниципальный район, Саракташский муниципальный район, Беляевский муниципальный район, Новосергеевский муниципальный район, Красногрвардейский муниципальный район, Сорочинский городской округ, Александровский муниципальный район, Илекский муниципальный район, Переволоцкий муниципальный район, Ташлинский муниципальный район, Северный муниципальный район, Асекеевский муниципальный район, Абдулинский муниципальный район, Матвеевский муниципальный район, Пономаревский муниципальный район, город Оренбург, г. Медногорск, г. Бугуруслан и Бугурусланский район, Гайский городской округ, г. Орск.

  На основании норм действующего законодательства цена на услугу по транспортированию  ТКО должна сформироваться в результате конкурентных процедур, позволяющих заключить договор с экономически обоснованной стоимостью, а именно с хозяйствующим субъектом, который предложил наименьшую цену транспортировки ТКО.

  ООО «Природа» является региональным оператором, на основании аналитического отчета занимает доминирующее положение на территории Оренбургской области и может  оказывать определяющее влияние на товарный рынок.

  Таким образом, ООО «Природа» не проводя аукционы, злоупотребило своим доминирующим положением, что привело к ограничению конкуренции, поскольку создало для хозяйствующих субъектов препятствия доступу на товарный рынок.

Исходя из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, как злоупотребление доминирующим положением запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Следовательно, злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.01.2015 N 185-О, в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции называются наиболее распространенные виды злоупотреблений доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а также ущемление интересов других лиц. Из содержания данной нормы следует, что в ней приведен лишь примерный общий перечень запрещенных действий, и соответственно, он носит открытый характер.

Исходя из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, как злоупотребление доминирующим положением запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Следовательно, злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

  1. хозяйствующий субъект должен занимать доминирующее положение;
  2.  хозяйствующему субъекту необходимо совершить конкретные действия,

которые не были совершены хозяйствующим субъектом.

В большинстве случаев злоупотребление доминирующим положением осуществляется в форме активного поведения хозяйствующего субъекта - действий.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции также предусматривает запрет злоупотребления доминирующим положением в форме бездействия, представляющего собой пассивную форму поведения. Для квалификации бездействия в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в решении установлению подлежат:

- конкретные действия, которые не были совершены хозяйствующим субъектом, а также обязанность совершения таких действий, предусмотренных действующим законодательством, устанавливающим обязанность совершения таких действий.

         В абзаце 2 пункта 4 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. 

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, о том, что бездействие ООО «Природа», выразившееся в непроведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам — организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области, что запрещено пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Комиссией в адрес ООО «Природа» направлено заключение об обстоятельствах дела № 056/01/10-671/2019 от 24.10.2019 № 10545.

Заседание Комиссии в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела было отложено на 06.10.2019 г.

 После принятия заключения об обстоятельствах дела №  056/01/10-671/2019 от 24.10.2019 года ООО «Природа» на заседании Комиссии представило пояснения в устном виде.  Представлен расчет стоимости услуг по договорам с хозяйствующими субъектами на транспортирование ТКО.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов и ограничений является обязательным,  в  целях недопущения ограничения конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Природа», выразившиеся в создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области, являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Природа» нарушившим п.9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с созданием препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам- организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области.

2. ООО «Природа» выдать предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председатель Комиссии                                                                   

Члены Комиссии                                                                                     

 

     (…)

(…)

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны