Определение б/н Определение о назначении дела к рассмотрению от 22 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела № 056/01/17-587/2020 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению
«22» апреля 2020 года г. Оренбург
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на основании приказа Оренбургского УФАС России от 22.04.2020 № 46 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 056/01/17-587/2020 по признакам нарушения государственным автономным учреждением дополнительного образования “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр” (далее ГАУ ДО ООДЮМЦ) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ряда контрактов с ООО «Сервис Плюс», ООО «Центр учебного оборудования», ООО «Си-Систем» по правилам закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур,
УСТАНОВИЛ:
27.03.2020 (вх. № 2641) в Оренбургское УФАС России поступили материалы проверки Прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга совместно со Счетной палатой Оренбургской области исполнения законодательства в отношении ГАУ ДО “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр” при реализации регионального проекта “Успех каждого ребенка” в рамках приоритетного национального проекта “Образование”.
В рамках рассмотрения представленных материалов, Оренбургским УФАС России установлено следующее.
Как установлено из материалов, 12.12.2019 ГАУ ДО “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр” в целях оснащения детского технопарка “Кванториум” был заключен ряд без конкурентных договоров:
ООО «Сервис Плюс»
№ п/п |
№ договора |
Дата заключения договора/срок поставки |
Предмет договора |
Сумма договора |
Адрес доставки товара |
1. |
19-110 |
12.12.2019/ 31.12.2019 |
Оснащение детского технопарка “Кванториум” по направлениям: аэроквантум, /Тквантум, промдизайнквантум, хайтек зона, шахматы |
1 194 485.05 |
Оренбург, пр. Автоматики, 8 |
2. |
19-109 |
12.12.2019/ 31.12.2019 |
Оснащение детского технопарка “Кванториум” по направлениям: Хайтек |
444 240.00 |
Оренбург, пр. Автоматики, 8 |
3. |
19-114 |
12.12.2019/ 31.12.2019 |
Оснащение детского технопарка “Кванториум” по направлениям: аэроквантум, /тквантум, промробоквантум, промдизайнквантум, хайцтек зона |
703 455.00 |
Оренбург, пр. Автоматики, 8 |
|
|
|
2 342 180.05 |
|
|
|
ООО «Центр учебного оборудования» |
|
|
||
1. |
19-112 |
12.12.2019/ 31.12.2019 |
Оснащение детского технопарка “Кванториум” |
263 863.00 |
г. Оренбург, пр. Автоматики, 8 |
2. |
19-120 |
12.12.2019/ 31.12.2019 |
Оснащение детского технопарка “Кванториум” |
1 399 871.00 |
г. Оренбург, пр. Автоматики, 8 |
3. |
19-118 |
12.12.2019/ 31.12.2019 |
Оснащение детского технопарка “Кванториум”
|
609 400.00 |
г. Оренбург, пр. Автоматики, 8 |
|
|
|
2 273 134.00 |
|
|
|
ООО «Си-Систем» |
|
|
|
|
1. |
19-111 |
12.12.2019/ 31.12.2019 |
Оснащение детского технопарка “Кванториум” по направлению Биокантум |
903 709.00 |
г. Оренбург, пр. Автоматики, 8 |
2. |
19-119 |
12.12.2019/ 31.12.2019 |
Оснащение детского технопарка “Кванториум” по направлению Биокантум |
2 938 878.31 |
г. Оренбург, пр. Автоматики, 8 |
3. |
19-116 |
12.12.2019/ 31.12.2019 |
Оснащение детского технопарка “Кванториум” по направлению Биокантум |
380 700.00 |
г. Оренбург, пр. Автоматики, 8 |
4. |
19-117 |
12.12.2019/ 31.12.2019 |
Оснащение детского технопарка “Кванториум” по направлению Биокантум
|
759 316.49 |
г. Оренбург, пр. Автоматики, 8 |
|
|
|
4 982 603.80 |
|
ГАУ ДО “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр” относится к государственным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которых регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ).
В ч. 1 ст.1 данного закона закреплено, что целями регулирования нормативного правового акта являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
Статьей 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что к правовым основаниям закупок, которыми руководствуются заказчики, относятся принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Положения о закупке, являющиеся документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, содержащим требования к проведению процедур закупки (включая способы закупки), порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке – это документ, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Федерального закона № 223-ФЗ.
Ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Согласно ст. 3.6 Закона о закупках, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупках.
Решением наблюдательного совета ГАУ ДО “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр” (Протокол № 7 от 17.12.2018) утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУ ДО “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр” (далее — Положение), разделом 22 которого предусмотрен способ закупок у единственного поставщика.
Согласно пункту 22.3. Положения заказчик вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика вне зависимости от предмета закупки, в том числе, цена одного договора не превышает 1 000 000,00 рублей с учетом всех налогов и сборов, иных обязательных платежей.
Условиями Положения определены случаи закупки у единственного поставщика, при этом конкретики относительно каких товаров/работ/услуг оно должно применяться не содержит.
Решением наблюдательного совета ГАУ ДО “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр” (Протокол № 3 от 07.06.2019) в Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр» внесены изменения, в частности, раздел 22 пункт «22.3» в подпункт «1)» изложен в следующей редакции: «1) цена одного договора не превышает 3 000 000,00рублей с учетом всех налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, что вытекает из толкования Федерального закона № 223-ФЗ. Между тем при осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
Действия заказчика должны соответствовать указанным целям, при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность заказчика по обеспечению возможности участия юридических лиц и физических лиц в закупке, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, что следует из требований Закона о защите конкуренции и Закона №223-ФЗ (ч. 1 ст.1).
Фактически, исследуемые контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о закупках, Положением о закупках учреждения и 135-ФЗ.
Изучая условия заключенных сделок, стоит прийти к выводу о том, что договоры имеют единую направленность по оснащению детского технопарка “Кванториум» и заключены на поставку однородных товаров (инвентаря).
Более того, договоры заключены в один день 12.12.2019, установлен единый срок поставки 31.12.2019, оплата по договорам производится по единому порядку, в 2 этапа: 30% стоимости в течение 5раб. дней с даты выставленного счета, 70% стоимости в качестве окончательного расчета в течение 10раб. дней после подписания акта поставки.
Источником финансирования деятельности по созданию детского технопарка “Кванториум” явилось соглашение о предоставлении субсидии на иные цели № 303-АУ/ИЦ/4.5-1 от 12.03.2019 в рамках приоритетного национального проекта “Образование”, согласно которому учреждению предоставлена субсидия в размере 73 047 800.00руб. (федеральный бюджет-70 125 900.00руб., областной бюджет 2 921 900.00руб.)
Данные обстоятельства, свидетельствуют о том, что нужда заказчика ГАУ ДО “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр” для удовлетворения которой были заключены исследуемые договоры, является единой.
Непроведение конкурентных процедур в рассматриваемой ситуации способствовало созданию преимущественного положения поставщикам, каждому в отдельности, ООО «Сервис Плюс», ООО «Центр учебного оборудования», ООО «Си-Систем» и привело к лишению возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение договора.
Заключение ряда связанных между собой гражданско-правовых договоров, фактически образующих группу сделок, искусственно раздробленных для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных Законом о закупках и Положением, с целью ухода от необходимости проведения конкурентных процедур вступления в правоотношения с Заказчиком, по сути, отвергает его применение и открывает возможность для приобретения незаконных имущественных выгод.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно ч.5 ст.17 Закона о защите конкуренции, положения ч.1 указанной статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, при осуществлении вышеуказанных закупок в действиях ГАУ ДО “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр”, выразившихся в заключении контрактов с вышеуказанными поставщиками без проведения конкурентной процедуры, имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Назначить дело № 056/01/17-587/2020 к рассмотрению на « 25 » июня 2020 года на «11» часов «30» минут по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 22, каб. 608.
В связи с действующей в здании пропускной системой, информацию о явке представителя, его данные сообщить заблаговременно по тел. 8 (3532) 78-66-27.
- Привлечь к участию в рассмотрении дела № 056/01/17-587/2020 в качестве:
- Заявителя:
- Прокуратуру Ленинского района г. Оренбурга (460000, г. Оренбург, ул.Гая,23).
- Ответчика:
- ГАУ ДО “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр” (ГАУ ДО ООДЮМЦ) (ИНН “…”).
-
- Заинтересованных лиц:
- общество с ограниченной ответственностью «Сервис Плюс» (ИНН “…”);
- общество с ограниченной ответственностью «Центр учебного оборудования» (ИНН “…”);
- общество с ограниченной ответственностью «Си-Систем» (ИНН “…”).
- Прокуратуре Ленинского района г. Оренбурга (далее также Заявитель) представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу № 056/01/17-587/2020 в срок до «15» июня 2020 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):
- Письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.
- ГАУ ДО “Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр“ (далее также Ответчик) представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу № 056/01/17-587/2020 в срок до «15» июня 2020 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):
- Письменные пояснения каким образом проводится предварительный квалификационный отбор поставщиков при неконкурентных способах закупок, в том числе, закупок по правилам с единственным поставщиком (с документальным подтверждением своих доводов);
- Причины проведения исследуемых закупок отдельными процедурами (контрактами) при однородности/идентичности поставляемого товара;
- Письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, с приложением документов, подтверждающих изложенную позицию, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.
- Заинтересованным лицам, каждому в отдельности представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу № 056/01/17-587/2020 в срок до «15» июня 2020 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):
- Краткую характеристику осуществляемой Обществом производственно-хозяйственной деятельности;
- Указать всех своих контрагентов и конкурентов по осуществляемым видам деятельности на территории Оренбургской области;
- Штатное расписание и численность общества с указанием Ф.И.О. сотрудников и замещающие ими должности с 2018 по настоящее время;
- Перечень группы лиц, входящих в одну группу лиц с Обществом в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц (Приказ ФАС России от 20.11.2006 № 293);
- Пояснения относительно специфики поставляемого товара, наличия его в распоряжении у общества при поставке либо необходимости предзаказа у соответствующих поставщиков (в таком случае указать поставщика, срок выполнения заказа, от даты направления заявки до даты фактической поставки, оплата) и т.д. (пояснения представить с документальным подтверждением своих доводов);
- Письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, с приложением документов, подтверждающих изложенную позицию, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.
Явка лиц, участвующих в деле (с подлинником доверенности на участие в рассмотрении дела, и подлинником документа, удостоверяющего личность представителя – паспортом гражданина РФ) обязательна.
Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, а также обладают иными правами, предусмотренными статьей 43 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии “…”
Примечание:
В случае действия, на дату рассмотрения указанную в п. 1 определения, режима «повышенной готовности» или иных запрещающих передвижение по территории Оренбургской области мер, сторонам по делу необходимо обеспечить техническую подготовку для возможности участия своих представителей в заседании Комиссии дистанционно, с использованием системы видеоконференцсвязи, без очного участия.
Для возможности дистанционного участия Вам необходимо за 1 рабочий день до заседания направить в адрес Оренбургского УФАС России (по e-mail: to56@fas.gov.ru) ходатайство с указанием данных IT-специалиста вашей организации: номер телефона, адрес электронной почты, наименование участника, а также приложить документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении заседания Комиссии.
По техническим вопросам дистанционного заседания обращаться по телефону: “…”