Решение б/н Решение от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа» Оренбуржье»

 

 

(……………..)

ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город»

 

(……………..)

 

 

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                 

 

 

Рассмотрение жалобы состоялось 01 декабря 2021 г.                                                                                                                                                                В полном объеме решение изготовлено 06 декабря 2021 г.                                          г. Оренбург                                                                             

                    

Решение по делу № 056/07/3-1246/2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – (……………..)  членов Комиссии:

(……………..);

(……………..);

в присутствии представителя АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа» Оренбуржье» (……………..) (на основании доверенности), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи,

в присутствии представителя ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город» (……………..)  (на основании доверенности), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

рассмотрев жалобу (вх. № 11409 от 22.11.2021) ООО НИИ «Земля и город» на действия заказчика АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа» Оренбуржье» (далее – заказчик, АО «ОЭЗППТ» Оренбуржье») при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения на выполнение работ по разработке мастер-плана и проекта планировки территории, проекта межевания территории для размещения объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Оренбургской области, (Извещение: № 32110778316),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 11409 от 22.11.2021) ООО НИИ «Земля и город» на действия заказчика АО «ОЭЗППТ» Оренбуржье» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения на выполнение работ по разработке мастер-плана и проекта планировки территории, проекта межевания территории для размещения объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Оренбургской области, (Извещение: № 32110778316).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 25.11.2021 исх. № 10293, заказчику от 25.11.2021 исх. № 10294.

Рассмотрение жалобы было назначено на 30.11.2021 в 14 ч. 30 мин. При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 01.12.2021 г. 16 ч. 45 мин.

Исходя из доводов жалобы следует, что 29 октября 2021 г. заказчиком был объявлен открытый конкурс на выполнение работ по разработке мастер-плана и проекта планировки территории, проекта межевания территории для размещения объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Оренбургской области. Предметом закупки является разработка в соответствии с ГрК РФ мастер-плана, документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания), а также выполнение инженерных изысканий. 1) Требование для участников данной закупки о наличии у участников СРО в области проектирования, установлено главой 6 ГрК РФ для разработчиков документации архитектурно-строительного проектирования (проектной документации), но разработка данного вида документации в состав предмета закупки не входит. 2) Пунктом 8.2.6.2 документации установлено, что участник закупки должен обладать опытом работы в качестве привлеченного по государственному (муниципальному) контракту, договору генерального проектировщика и технического заказчика с разработкой ПСД, получением ИРД, разработкой бюджетов, планов и графиков реализации проектов. Названные в предмете оценки работы не входят в предмет закупки. Опыт их выполнения не является сопоставимым с предметом закупки, следовательно, не наделяет лицо, имеющее такой опыт, квалификацией для исполнения договора по предмету закупки. 3) Пунктом 8.2.2 документации предусмотрено, что участник закупки должен иметь действующий договор страхования профессиональной ответственности. Данное требование является необоснованным, так как требование об обязательном страховании профессиональной ответственности при разработке градостроительной документации в соответствии с предметом закупки законом не установлено.

В Комиссию от АО «ОЭЗППТ» Оренбуржье» поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых они не согласились с доводами жалобы, указав следующее:

«1) Разделом 3 Технического задания предусмотрено выполнение следующих видов работ: проектирование трассировки инженерных сетей, в т.ч. водоснабжения и канализации, газораспределения и др., проектирование схем временных сетей для обеспечения строительной площадки и первых потребителей временными необходимыми энергоресурсами; - работы по подготовке технологических решений объектов транспортного назначения и их комплексов (пункт 6.4. раздела II Перечня)

Разделом 3 Технического задания предусмотрено выполнение следующих видов работ: проектирование ливневых очистных сооружений с прудами хранения очищенных ливневых стоков (пруды-накопители) и др.

Вышеуказанные виды работ в соответствии с Техническим заданием приведены не в полном перечне.

В связи с тем, что виды работ, включенные в состав работ, являющихся предметом закупки, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требование, установленное п. 8.2.1.2. Документации о закупке, является законным, основанным на положениях действующего законодательства РФ (в частности, ГрК РФ, приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

2) Требование к опыту работы установлено Заказчиком в целях выявления среди участников закупки лиц, которые обладают необходимой квалификацией для исполнения договора. Предмет закупки не ограничивается перечнем работ, указанных в ее наименовании, полный перечень работ содержится в совокупности в положениях проекта договора и Технического задания. К примеру, довод заявителя, что получение ИРД не относится к предмету закупки, является ошибочным, связанным с неполным изучением Документации о закупке. Так, п. 2.3.4. проекта договора установлена обязанность подрядчик «самостоятельно и за свой счет получить исходные данные для выполнения работ по настоящему Договору, включая технические условия от гарантирующих энергопоставщиков и коммунальных организаций для подключения и присоединения к необходимым инженерным сетям, а также на пересечение и параллельное прохождение трасс сетей инженерно-технического обеспечения, не принадлежащих Заказчику на территории участков ОЭЗ».

Технические условия входят в состав ИРД.

Кроме того, при детальном анализе содержания Технического задания возможно установить факт наличия в составе работ, выходящих в предмет закупки, работ по проектированию, то, что не признает заявитель жалобы.

B состав работ, являющихся предметом закупки, входят работы по проектированию трассировки инженерных сетей, проектированию схем временных сетей, также выполнению графика реализации строительства необходимой инфраструктуры ОЭЗ, определению этапности строительства инфраструктуры, учитывая техническую необходимость и графики финансирования, с разбивкой проекта на этапы и подготовить обоснование этапности строительства.

Выполнение предусмотренных Техническим заданием работ является частью архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем требование, установленное п. 8.2.6.2. Документации о закупке, является законным, основанным на положения действующего законодательства РФ.

3) Требование «Участник закупки должен иметь действующий договор страхования профессиональной ответственности (ответственность производителя за качество продукции)» установлено в п. 8.2.2. документации о закупке в соответствии положениями действующего законодательства РФ.

В положениях части 6 статьи 3 Закона о закупках не содержится запрета на установление заказчиком требования страховании профессиональной ответственности, более того, в соответствии с нормой закона заказчик определяет требования к участникам закупки в документации в соответствии с утвержденным положением о закупке. Статья 10 Положения определяет иные требования, которые заказчик вправе установить к участникам закупки, которые не являются исчерпывающими.» 

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

29.10.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения на выполнение работ по разработке мастер-плана и проекта планировки территории, проекта межевания территории для размещения объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Оренбургской области, (Извещение: № 32110778316)

Дата начала срока подачи заявок 30.10.2021

Дата окончания срока подачи заявок 22.11.2021 в 14:00 (мск +2).

Дата подведения итогов 23.11.2021.

ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город» не являлось участником данных торгов, но жалоба подана до окончания срока подачи заявок (поступила на электронную почту 21.11.2021 г., зарегистрировано 22.11.2021 г.).

Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «ОЭЗ ППТ "Оренбуржье» (далее - Положение), утверждено 28.09.2021 г. и 18.10.2021 г. размещено в ЕИС.

Конкурсная документация на выполнение работ по разработке мастер-плана и проекта планировки территории, проекта межевания территории для размещения объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Оренбургской области (далее – Документация) размещена в ЕИС в действующей редакции 12.11.2021 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Положения, при рассмотрении заявок на участие в закупке участник закупки не допускается комиссией к участию в закупке в случае:

1) непредоставления документов, определенных документацией о закупке, извещением о проведении котировок, либо наличия в документах, входящих в состав заявки на участие в закупке, недостоверных и (или) противоречивых сведений об участнике закупки или о закупаемых товарах, работах, услугах;

2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным настоящим Положением и документацией о закупке, извещением о проведении запроса котировок; в случае, когда на стороне одного участника закупки выступает несколько лиц – несоответствия лиц (одного из лиц), выступающих на стороне этого участника закупки, требованиям к соучастникам закупки, установленным в документации о закупках, извещении о проведении запроса котировок.

3) невнесения участником закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке в порядке, установленном документацией о закупке, извещением о проведении запроса котировок, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок;

4) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающего размер начальной (максимальной) цены договора (цены лота), начальной (максимальной) цены единицы товара, услуги, работы.

Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, установлен пунктом 8 Документации.

1.Рассматривая довод жалобы о необоснованности требования для участников закупки о наличии у них членства СРО в области проектирования, Комиссия приходит к следующему.

Согласно п. 8.2.1.2. Документации, участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (СРО) в сфере проектирования с правом осуществления подготовки проектной документации. Уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств – не ниже третьего. Подтверждается выпиской из реестра членов СРО или копией сертификата / свидетельства.

В соответствии со ст. 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Частью 1 статьи 48 ГрК РФ установлено, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы).

В соответствии с ч. 1.1 ст. 48 ГрК РФ, в случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или в случае, если подготовка проектной документации такого объекта осуществляется до утверждения документации по планировке территории в соответствии с частью 11.1 настоящей статьи, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы)

Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Предметом данного открытого конкурса является разработка мастер-плана и проекта планировки территории, проекта межевания территории для размещения объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Оренбургской области.

К указанным видам работ посвящена отдельная глава ГрК РФ «Глава 5. Планировка территории».

Комиссия, изучив Документацию и все приложенные к ней документы, не установила работы требующие подготовки проектной документации. Иного заказчиком не доказано.

Согласно п.2 ч.2 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, следующими принципом:

-равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требование к участникам, установленное п. 8.2.1.2. Документации, является избыточным и может привести к необоснованному ограничению количества участников. Довод жалобы обоснованный.

2.В своей жалобе заявитель указывает, что документы, требуемые пунктом 8.2.6.2 документации, не являются сопоставимыми с предметом закупки, следовательно, не подтверждают квалификацию для исполнения договора по предмету закупки и являются излишними. По результатам рассмотрения данного довода, Комиссия установила нижеследующее.

Согласно п. 8.2.6.2 Документации, участник закупки должен обладать опытом работы в качестве привлеченного по государственному (муниципальному) контракту, договору генерального проектировщика и технического заказчика с разработкой ПСД, получением ИРД, разработкой бюджетов, планов и графиков реализации проектов. Объем исполненных договорных обязательств не менее 5 (пяти) млн. руб. Подтверждается путем предоставления договоров и договорных материалов с указанием Объекта строительства.

В соответствии с пп. б п. 10 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление № 87), исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами, входят в состав документов определяющих исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства.

 Согласно п. 28 Постановления № 87, Раздел 11 Проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения - это «Смета на строительство объектов капитального строительства». Соответственно, проектно-сметная документация, входит в состав проектной документации.

В связи с тем, что при рассмотрении первого довода жалобы, Комиссия уже установила, что Документация не содержит работы требующие подготовки проектной документации - требование заказчика к участнику об обладании опытом работы, связанной с разработкой ПСД и получением ИРД на стадии допуска участников, является избыточным и может привести к необоснованному ограничению количества участников. Довод жалобы обоснованный.

3.Рассматривая довод жалобы о необоснованном и незаконном требовании об обязательном страховании профессиональной ответственности, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с п. 8.2.2. Документации, участник закупки должен иметь действующий договор страхования профессиональной ответственности (ответственность производителя за качество продукции). Страховая сумма должна быть не ниже стоимости начальной максимальной цены договора в соответствии с настоящей Документаций о закупке. Подтверждается копией страхового полиса / соответствующего договора.

Согласно пояснениям заказчика, данное требование установлено в том числе, с целью обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору.

Частью 1 ст. 4 ГрК РФ установлено, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с ч. 2 ст. 55.16 ГрК РФ, саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Пунктом 8.2.1.1. Документации предусмотрено, участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (СРО) в сфере инженерных изысканий с правом выполнения инженерных изысканий. Уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств – не ниже первого.

В соответствии с ч. 25 ст. 3.2 Закона о закупках, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

Статьей 12 Положения, урегулирован порядок установления обеспечения заявки на участие в закупке. В котором не упоминается про «договор страхования профессиональной ответственности».

На основании изложенного, Комиссия приходит к следующим выводам - Градостроительным кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации, предусмотрено формирование компенсационных фондов. Документацией указанное требование установлено. В свою очередь, требование об обязательном страховании профессиональной ответственности градостроительным кодексом не предусмотрено, его установлении на стадии допуска участников является избыточным и может привести к необоснованному ограничению количества участников. Довод жалобы обоснованный.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу (вх. № 11409 от 22.11.2021) ООО НИИ «Земля и город» на действия заказчика АО «ОЭЗППТ» Оренбуржье» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения на выполнение работ по разработке мастер-плана и проекта планировки территории, проекта межевания территории для размещения объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на территории Оренбургской области, (Извещение: № 32110778316), обоснованной.

2.АО «ОЭЗППТ» Оренбуржье» выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                       (……………..)

 

 

Члены Комиссии                                                                                  (……………..)

                                                                                                              (……………..)

Связанные организации

Связанные организации не указаны