Решение б/н Решение от 10 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

1.ООО РКЦ «Народные Кассы»

 

460051, Оренбургская область,

г. Бузулук, ул. Калинина, дом 40

 

2. МУП ЖКХ г. Бузулука

 

461051, Оренбургская область,

г. Бузулук, ул. 1 мая, дом 37.

3. АО «Система Город»

 

460000, г. Оренбург, ул. Кобозева,

д. 1А.

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 056/01/17-650/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена 27 октября 2020 года

В полном объеме изготовлено 10 ноября 2020 года                                                г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела № 056/01/17-650/2020 в составе:

Председатель Комиссии – …. – заместитель руководителя Управления,

Члены Комиссии:

…. – начальник отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа,

….. – ведущий специалист- эксперт отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа

…... – специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа (далее - Комиссия),

в присутствии на заседании Комиссии представителей заявителя: - ООО РКЦ «Народные кассы»: директора ….. (приказ), …. (представитель по доверенности).

в отсутствие лиц, участвующих в деле:

- представителей ответчика – МУП ЖКХ г. Бузулука (уведомленных надлежащим образом);

-представителей заинтересованного лица – АО «Система Город» (уведомленных надлежащим образом);

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции),

рассмотрев дело № 056/01/17-650/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Бузулука (ИНН 5603006523, ОГРН 1025600576858 ,461040, Оренбургская область, город Бузулук, 1 Мая улица, дом 37) по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выраженных в заключении договора с АО «Система «Город» по правилам закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур,

 

                                               УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (Оренбургское УФАС России) поступили материалы по заявлениям ООО РКЦ «Народные кассы» (вх. № 816 от 05.02.2020, вх. №7537 от 03.02.2020 г., вх. №1303 от 19.02.2020 г.) ИНН 5603045410, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Калинина д.40, на действия МУП ЖКХ г. Бузулука при проведении закупки на оказание услуг по начислению и учету платы абонентам МУП ЖКХ г. Бузулука за поставку тепловой энергии и нужд ГВС.

Приказом № 47 от 06.05.2020 г. Оренбургским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства г. Бузулука части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 056/01/17-650/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх.№4638 от 13.05.2020 года) дело назначено на 10.06.2020 на 11 часов 30 минут. Определениями об отложении рассмотрения дела дело № 056/01/17-650/2020 неоднократно откладывалось на основании ч.1 ст.47 Закона о защите конкуренции, срок рассмотрения дела был продлен до 13.11.2020 г., к участию в рассмотрении дела привлечены заинтересованные лица, приказами состав Комиссии по рассмотрению дела 056/01/17-650/2020 изменялся.

В ходе рассмотрения дела № 056/01/17-650/2020 Комиссией Оренбургского УФАС России установлено следующее.

12.12.2018 г. по результатам закупочной процедуры (№ изв. 0553600000118000034) между муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства г. Бузулука и ООО РКЦ «Народные кассы» заключен агентский договор № 295 на оказание услуг по начислению и учету платы абонентам МУП ЖКХ г. Бузулука за поставку тепловой энергии и нужд ГВС.

Согласно пункту 9.1 договор вступает в силу с «01» января 2019г. и действует по «31» декабря 2019 года.

Однако, 21.10.2019 г. данный договор был расторгнут на основании соглашения о расторжение агентского договора № 295 от 12.12.2018 г.

После чего, МУП ЖКХ г. Бузулука в связи с необходимостью бесперебойной работы заключены агентские договора № К-845 от 14.11.2019 г. , № К-845 от 16.12.2019 г. на оказание аналогичных услуг с АО «Система «Город», срок действия каждого из которых в соответствии с п.7.1 составляет один месяц.

31.01.2020 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг   (httr://zakupki.gov.ru)  было опубликовано извещение № 32008829967 о проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по начислению и учету платы абонентам МУП ЖКХ г. Бузулука за поставку тепловой энергии и нужд ГВС.

Начальная максимальная цена контракта по закупке составляет 14 924 120,00 рублей.

По результатам закупки у единственного поставщика между МУП ЖКХ г. Бузулука и АО «Система «Город»  заключен агентский договор на оказание услуг по начислению и учету платы абонентам МУП ЖКХ г. Бузулука за поставку тепловой энергии и нужд ГВС. Срок действия данного договора составляет 36 месяцев.

При проведении закупки заказчик руководствовался положениями Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее -Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее-положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требование к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки             ( включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На момент заключения указанных выше договоров действовало Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Бузулука, утвержденное приказом директора МУП ЖКХ г. Бузулука в лице …. (№ 277/П от 01.11.2019 г.)

Согласно пункту 6.7. Положения о закупках – Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Положением.

Раздел 43.1 Положения о закупке устанавливает случаи осуществления закупки у единственного поставщика.

В  соответствии с обоснованием размещения заказа на право бессрочного использования Программного комплекса «Центр Начисления»  у единственного поставщика с ноября 2019 года для целей выполнения текущей деятельности МУП ЖКХ г. Бузулука используется Программный комплекс «Центр начисления» (далее-ПК ЦН) на основании   агентского договора № К-845 от 16.12.2019 г. на оказание комплекса услуг. Разработчиком и правообладателем ПК ЦН является АО «Система «Город».

С целью осуществления дальнейшей непрерывной, бесперебойной работы с данным программным комплексом МУП ЖКХ г. Бузулука была проведена закупка у единственного поставщика на основании п. 3,4,8 раздела 43 Положения о закупке товаров, работ, услуг:

- при проведении дополнительной закупки товаров, которые необходимы для обслуживания, ремонта и (или) обеспечения бесперебойной работы ранее приобретенных товаров, а также товаров, работ, услуг, которые связаны с обслуживанием и сопровождением ранее закупленных товаров;

- при продлении ранее заключенного договора в порядке, установленном настоящим Положением, если такая возможность изначально предусматривалась в договоре, либо целесообразно продолжение сотрудничества с данным поставщиком, подрядчиком, исполнителем;

- при осуществлении закупки на приобретение исключительного права либо на предоставление пава использования в отношении объекта исключительных прав для нужд Заказчика, обусловленных производственной необходимостью, в случае, если единственному поставщику (исполнителю, подрядчику) принадлежит исключительное право на такие объекты аварских прав или право использования такие объектов авторских прав, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставления сублицензии.

Вместе с тем, в материалы дела МУП ЖКХ г. Бузулука не представлено обоснование необходимости использования исключительно программного обеспечения, предоставляемого АО «Система «Город».

Кроме того, целесообразности в заключении договора сроком на 3 года с АО «Система «Город» Комиссией Оренбургского УФАС России  без проведения конкурентных процедур не установлено, пояснений по существу данного вопроса МУП ЖКХ г. Бузулука в материалы дела не представлено.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, что вытекает из требований Закона о закупках. Между тем при осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом выявлено, что ранее по рассматриваемому предмету договора МУП ЖКХ г. Бузулука проводилась конкурентная закупки, договор с победителем заключался на срок не более одного года (изв. № 0553600000118000034).

Также Комиссией установлено, что в пункте 2 раздела 43.1 Положения о закупке МУП ЖКХ г. Бузулука указано, что начальная (максимальная) цена контракта по закупке у единственного поставщика не должна превышать 600 000 тысяч рублей.

Следовательно, Положение о закупках МУП ЖКХ г. Бузулука не предусматривает случай заключения договора с единственным поставщиком на сумму более 600 000 тысяч рублей, без осуществления конкурентных способов закупки.

Вместе с тем, сумма агентского договора № К-845 от 03.03.2020 года, заключенного между МУП ЖКХ г. Бузулука и АО «Система «Город» на основании закупки у единственного поставщика составляет 14 924 120,00 рублей, что противоречит п.2 Раздела 43.1 Положения о закупке.

Комиссией установлено, что ранее АО «Система «Город» не принимало участие в конкурентных закупках, проводимых МУП ЖКХ г. Бузулука.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Часть 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции устанавливает, что положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, МУП ЖКХ г. Бузулука в качестве заказчика обязано соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, при проведении закупочных процедур обществу запрещено осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В результате заключения договора с АО «Система Город» - единственным поставщиком, данному хозяйствующему субъекту получен доступ к выполнению работ сроком на три года по максимально возможной цене, без участия в какой - либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым было поставлено в преимущественное положение в сравнении с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

В соответствии с частью 5.1. статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Оренбургским УФАС России был проведен анализ с целью полного, объективного, всестороннего исследования конкуренции на товарном рынке, рассматриваемого в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства № 056/01/17-650/2020 (приобщен к материалам дела).

Комиссией установлено, что рынок по начислению и учету платы абонентам за поставку тепловой энергии и нужд ГВС является конкурентным.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные участники, желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела № 056/01/17-650/2020, руководствуясь статьей 17, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» приходит к выводу, что рассматриваемые действия МУП ЖКХ г. Бузулука при организации и проведении закупки у единственного поставщика, по результатам которой заключен договор с АО «Система Город», образуют состав нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

02.10.2020 г., установив фактические обстоятельства дела (в полном объёме заключение изготовлено 09.10.2020г.), руководствуясь ст. 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией Оренбургского УФАС России принято заключение об обстоятельствах по настоящему делу (исх. № 9750). Копии заключения об обстоятельствах дела направлены всем лицам, участвующим в деле.

23.10.2020 г. (вх. антимонопольного органа № 10138) ООО РКЦ «Народные кассы» предоставило пояснения, согласно которым соглашается с выводами Комиссии, изложенными в заключение об обстоятельствах дела.

АО «Система Город» (вх. № 9903 от 16.10.2020 г.) и МУП ЖКХ г. Бузулука (исх. № 9914 от 16.10.2020г.) в своих пояснениях выразили несогласие с вменяемым МУП ЖКХ г. Бузулука нарушением.

Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности доказательств.

В соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела нет.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу п. 5 ч. 1 ст.49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Применяя данные правовые нормы в совокупности, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания в связи с исполнением договорных обязательств на момент оглашения резолютивной части в полном объеме.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 3 ст. 41, ч.1 ст. 49 Закона «О защите конкуренции»,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Бузулука (ИНН 5603006523, ОГРН 1025600576858 ,461040, Оренбургская область, город Бузулук, 1 Мая улица, дом 37) нарушившим требования п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое привело к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок.
  2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

В соответствии со ст.52 ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Оренбургской области, а также в коллегиальном органе федерального антимонопольного органа (Апелляционную коллегию ФАС России).

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятый по делу о нарушении антимонопольного законодательства акт может быть обжалован в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа (часть 1.1 ст.52 ФЗ «О защите конкуренции»).

 

 

Председатель Комиссии                                                                ….

 

Члены Комиссии:                                                                             ….

                                                                                                …..

                                                                                                …..

Связанные организации

Связанные организации не указаны