Решение №б/н Без аннотации от 6 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии:, Членов комиссии:

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя Министерства здравоохранения –

представители ООО «Магнум77» на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены;

представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены;

рассмотрев жалобу ООО «Магнум77» на действия Министерства здравоохранения Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Система ультразвуковая диагностическая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для оснащения в рамках строительства объекта «Детская областная больница в г. Оренбурге» (номер извещения № 0853500000323001045),   

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.02.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Магнум77» (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Система ультразвуковая диагностическая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для оснащения в рамках строительства объекта «Детская областная больница в г. Оренбурге» (номер извещения № 0853500000323001045) (далее – Закупка, Аукцион).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Заказчику, Уполномоченному органу - Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр организации закупок», оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Из доводов жалобы следует, что анализ открытых данных, имеющихся на фирменных веб-сайтах фирм-производителей, доступных технических спецификаций, и сравнение характеристик ряда производителей, позволяет утверждать, что при описании объекта закупки Заказчик установил характеристики товара таким образом, что в совокупности всех установленных характеристик технического задания поставка товара ограничена лишь одним производителем – система ультразвуковая диагностическая медицинская Logiq S8 с принадлежностями, производитель «ДжиИ Ультрасаунд Корея, Лтд.». Кроме того, Заказчиком неправомерно установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ).

Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что при формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона и установить характеристики, являющиеся значимыми для заказчика с учетом ограничений, установленных статьёй 33 Закона о контрактной системе.

Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2091-ст утверждён национальный стандарт Российской Федерации «Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок. ГОСТ Р 56327-2014», устанавливающий основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок ультразвуковых аппаратов экспертного класса.

Согласно подпункту 6.1.6 ГОСТ Р 56327-2014 в техническом задании указывается набор поставляемых ультразвуковых датчиков, для каждого из которых должны быть определены следующие характеристики:

- рабочая частота датчика (диапазон рабочих частот);

- вид конструктивного исполнения (линейный, конвексный, микроконвексный, фазированный, карандашный);

- геометрический параметр, характеризующий рабочую поверхность датчика (для линейного и фазированного датчиков - линейный размер рабочей поверхности апертуры, для конвексного и микроконвексного датчиков – радиус кривизны поверхности датчика);

- количество элементов датчика.

Такие требования ГОСТ Р 56327-2014 заказчик, включив в техническое задание требование о наличии в составе ультразвуковой системы конвексного монокристального и микроконвексного внутриполостного датчиков, выполнил.

При этом, пункт 7.2 ГОСТ Р 56327-2014 предусматривает, что в техническое задание возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем медицинской организации.

Объектом закупки является поставка сложного, высокотехнологичного медицинского оборудования – системы ультразвуковой диагностической, приобретаемого по национальному проекту «Развитие детского здравоохранения». В каталоге товаров, работ, услуг позиция, отвечающая потребности заказчика, в части поставленных целей и задач при реализации вышеуказанного нацпроекта, отсутствует. Для реализации поставленных национальным проектом задач приобретаемое медицинское изделие должно включать в себя оспариваемые технические (функциональные) характеристики системы ультразвуковой диагностической.

Наличие указанных протоколов исследований позволит решить задачи, стоящие в том числе и перед центром детской медицины по своевременной, точной диагностике и, соответственно, последующему лечению детей, что впоследствии позволит сократить смертность детского населения области, а также вероятность получения инвалидности.

Ни одна из позиций в КТРУ, характеризующая систему ультразвуковую диагностическую, не содержит рассмотренные характеристики, которые имеют большое влияние на реализацию национального проекта и не удовлетворяет потребности заказчика. При этом, установленные пунктом 5 Правил ограничения возможности применения дополнительных технических (функциональных) характеристик товаров, работ, услуг, не предусмотренных позицией каталога, при осуществлении настоящей закупки не применяются – заказчик не использовал ни одну позицию КТРУ (в связи с тем, что они не удовлетворяют его потребности), а проводил закупку по ОКПД 2, формируя техническое задание с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

Также, представитель Заказчика отметил, что довод Заявителя о том, что с учетом всех установленных характеристик технического задания поставка товара ограничена лишь одним производителем – система ультразвуковая диагностическая медицинская Logiq S8 с принадлежностями, производитель «ДжиИ Ультрасаунд Корея, Лтд.», является несостоятельным, поскольку, помимо предложения о поставке системы ультразвуковой диагностической медицинской Logic S8, Заказчику также поступило коммерческое предложение о поставке системы ультразвуковой диагностической Epiq (производитель Филипс Ультрасаунд, Инк., США), технические (функциональные) характеристики которой соответствуют предложенным заказчиком. Кроме того, поданные на участие в закупки заявки (2 шт.), которые признаны соответствующие требованиям извещения о проведении закупки, содержали предложение о поставке товара разных производителей.

В представленных письменных пояснениях, Уполномоченный орган поддержал доводы Заказчика, просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.

21.02.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку медицинских изделий (Система ультразвуковая диагностическая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для оснащения в рамках строительства объекта «Детская областная больница в г. Оренбурге» (номер извещения № 0853500000323001045).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 26 625 000,00 рублей.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом, в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Конкурентными способами определения поставщиков являются также аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Согласно пояснениям Заказчика, помимо предложения о поставке системы ультразвуковой диагностической медицинской Logic S8 заказчику также поступило коммерческое предложение о поставке системы ультразвуковой диагностической Epiq (производитель Филипс Ультрасаунд, Инк., США), технические (функциональные) характеристики которой соответствуют предложенным заказчиком. Кроме того, на участие в закупки подано 2 заявки, содержащие предложение о поставке товара разных производителей:

- заявка № 83 - Logiq S8 (версия R4), производитель: «ДжиИ Ультрасаунд Корея, Лтд.»;

- заявка № 85 - EPIQ 5, производитель: «Филипс Ультрасаунд, Инк., США, Китай».

Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.

Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.

Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.

Также, необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы заявителя о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе ввиду установления в извещении об электронном аукционе требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Заявителем, не представлено доказательств и не приведено достаточных доводов, однозначно свидетельствующих об установлении Заказчиком требования к поставляемому товару, предоставляющего преимущество одному из участников закупки перед другими. Кроме того, Заявителем не указаны основания невозможности поставки товара, имеющего характеристики, указанные в техническом задании.

На основании пункта 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что Заказчиком размещено Техническое задание, которое содержит функциональные, технические и качественные характеристиками товара, наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, единицы измерения и количество.

Представитель Заказчика пояснил, что пункт 7.2 ГОСТ Р 56327-2014 предусматривает, что в техническое задание возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем медицинской организации.

Объект закупки – система ультразвуковая диагностическая будет эксплуатироваться, в том числе в реанимационных отделениях ГАУЗ «Областная детская клиническая больница», где медицинская помощь оказывается «тяжёлым» пациентам, время обследования которых должно быть сокращено до минимума.

Это обстоятельство послужило основанием для включения в техническое задание технических (функциональных) характеристик системы ультразвуковой диагностической, совокупность которых определена заявителем как «B-Flow imaging»: отсутствие такой опции значительно пролонгирует медицинское вмешательство, при том, что длительное нахождение пациента в неудобной позе (что само по себе может ухудшить состояние пациента, а в некоторых случаях – увеличить тяжесть заболевания) ухудшает качество диагностики.

Объектом закупки является поставка сложного, высокотехнологичного медицинского оборудования – системы ультразвуковой диагностической, приобретаемого по национальному проекту «Развитие детского здравоохранения». В каталоге товаров, работ, услуг позиция, отвечающая потребности заказчика, в части поставленных целей и задач при реализации вышеуказанного нацпроекта, отсутствует. Для реализации поставленных национальным проектом задач приобретаемое медицинское изделие должно включать в себя оспариваемые технические (функциональные) характеристики системы ультразвуковой диагностической.

Наличие указанных протоколов исследований позволит решить задачи, стоящие в том числе и перед центром детской медицины по своевременной, точной диагностике и, соответственно, последующему лечению детей, что впоследствии позволит сократить смертность детского населения области, а также вероятность получения инвалидности.

Ни одна из позиций в КТРУ, характеризующая систему ультразвуковую диагностическую, не содержит рассмотренные характеристики, которые имеют большое влияние на реализацию национального проекта и не удовлетворяет потребности заказчика. При этом установленные пунктом 5 Правил ограничения возможности применения дополнительных технических (функциональных) характеристик товаров, работ, услуг, не предусмотренных позицией каталога, при осуществлении настоящей закупки не применяются – заказчик не использовал ни одну позицию КТРУ (в связи с тем, что они не удовлетворяют его потребности), а проводил закупку по ОКПД 2, формируя техническое задание с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу о том, что, учитывая отсутствие товаров с конкретными, необходимыми Заказчику характеристиками, в позициях КТРУ, Заказчик вправе в соответствии с требованиями пункта 7 Правил использования КТРУ осуществить описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Магнум77» на действия Министерства здравоохранения Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Система ультразвуковая диагностическая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для оснащения в рамках строительства объекта «Детская областная больница в г. Оренбурге» (номер извещения № 0853500000323001045) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны