Решение б/н Решение по делу № 056/01/18.1-802/2019 от 1 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 12 от 14.01.2016г.), в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя Оренбургского УФАС России ; членов Комиссии:;

в присутствии заявителя –  ;

в присутствии представителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области – (доверенность № 27 от 01.08.2019г.);

рассмотрев жалобу Эмирагаева Н.А. (вх. № 6317э от 22.07.2019; вх. № 6312э от 22.07.2019) на действия организатора торгов - Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области при проведении конкурса по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях осуществления рекреационной деятельности извещение №210619/0989035/01 от 21.06.2019г. (далее – Конкурс).

Извещение № 210619/0989035/01 от 21.06.2019г. (далее – извещение), размещено на сайте http://torgi.gov.ru,

 

УСТАНОВИЛА:

 

22 июля 2019г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступила жалоба ХХ (далее – Заявитель) (вх. № 6317э от 22.07.2019; вх. № 6312э от 22.07.2019) на действия организатора торгов - Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области при проведении конкурса по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях осуществления рекреационной деятельности извещение №210619/0989035/01 от 21.06.2019г.

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г. и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением жалобы, Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заявителю, организатору торгов направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению (исх. № 7197 от 24.07.2019; исх. № 7196 от 24.07.2019).

Согласно ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции», организатору торгов направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх. № 7196 от 24.07.2019). 

Рассмотрение жалобы назначено на «01» 08 2019г. на «14» часов «00» минут.

Исходя из доводов жалобы, по мнению заявителя, в извещении организатором торгов установлен «Размер арендной платы, исчисленный по ставкам, утвержденным Правительством РФ, составляет 5400,54 руб.», что превышает правильно рассчитанный начальный размер арендной платы лесного участка более чем в 5 раз.

Таким образом, действия организатора аукциона по утверждению извещения о проведении аукциона, в котором установлена начальная цена предмета аукциона, отличная от минимального размера арендной платы, являются нарушением п. З ст. 73 ЛК РФ и п.10 ст. 78 ЛК РФ.

Также в извещении об аукционе указано: «Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (ст. 41 ЛК РФ). Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (п.4 ст. 41 ЛК РФ)».

В качестве форм заявок на сайте torgi.gov.ru были размещены формы заявок для юридического лица и для гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. Форма заявки для гражданина - физического лица отсутствует.

Исходя из вышеперечисленного следует, что в отсутствии на официальном сайте утвержденной формы заявки гражданина физического лица для участия в данном аукционе, заявитель не может принять в нём участие, что сильно ограничивает его права как субъекта конкурентной процедуры.

Таким образом, действия Организатора аукциона по утверждению извещения о проведении аукциона, в котором отсутствует форма заявки для участия в аукционе по аренде лесного участка гражданина - физического лица, являются нарушением п.4 ст. 41, п.8 и пп.9 п.15 ст. 78 ЛК РФ.

Просит признать жалобу обоснованной, а действия организатора торгов незаконными.

 Представитель организатора торгов – Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области просил признать жалобу необоснованной и пояснил следующее.

21 июня 2019 года на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение №210619/0989035/01 о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.

Расчет минимального размера арендной платы по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, приведен в документации об аукционе в составе проекта договора аренды лесного участка.

Размер арендной платы в части минимального размера был выполне на основании постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (таблица 11).

При проведении лесных аукционов органам власти и организаторам аукционов обязательны к исполнению Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 24 февраля 2009 г. № 75 (далее - Методические указания).

Методическими указаниями предусмотрено следующее: «Пункт 21. В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета.

Перечень сведений о заявителе, подлежащий указанию в заявке на участие в аукционе, определен в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и является исчерпывающим.

Заявитель вправе указать в заявке иные сведения по своему усмотрению.»

«Пункт 24. На каждый лот заявитель оформляет отдельную заявку с приложением всех необходимых документов к каждой заявке. Если заявитель претендует на участие в аукционе по более чем одному лоту аукциона, допускается предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в копиях по каждому из последующих лотов. В указанных случаях копии соответствующих документов заверяются нотариально.»

Также имеются рекомендации парламентских слушаний на тему «Актуальные проблемы правового регулирования рекреационной деятельности, развития туризма, отдыха граждан в лесах и обеспечения общедоступного лесопользования» (прилагаются), где изложена позиция об осуществлении рекреационной деятельности физическими лицами.

Кроме того, в статье 78 Лесного кодекса РФ не указано прямо о возможности участия физических лиц в лесных аукционах, а речь идет только о гражданах.

Также, одной из причин отказа в допуске к участию в аукционе является (статья 78 часть 18 пункт 5 ЛК РФ) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или принятие заявителем- гражданином решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, положениями лесного законодательства предусмотрена возможность участия в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ)  предусмотрено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона).

Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области подготовлено распоряжение № 102-р от 19.06.2019 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (кадастровый номер 56:44:0239001:19161)».

Согласно ч.12 ст. 78 ЛК РФ информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную организатором аукциона документацию об аукционе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о проведении аукциона и не менее чем за тридцать пять дней до дня проведения аукциона.

21 июня 2019 года на сайте torgi.gov.ru Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области опубликовано извещение № 210619/0989035/01 о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.

В соответствии с ч. 10 ст. 78 ЛК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере ежегодной арендной платы, равной минимальному размеру арендной платы, определенному в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 3, 4 ст. 73 ЛК РФ при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесною участка, находящегося в федеральной собственности», утверждена таблица 11 «Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности» где -  ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности в Оренбургской области составляет 2550 рублей.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» установлено что ставки платы, предусмотренные таблицами 5 - 19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных указанным постановлением, в 2019 году - применяются с коэффициентом 1,89, в 2020 году - с коэффициентом 2.26.

Кроме того, в примечании к таблице 11 «Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности» указано, что при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты:

а) коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов:

в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2;

в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1,5;

в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон) - 1,5;

в отношении зеленых зон, лесопарковых зон - 1;

в отношении эксплуатационных лесов - 0,5;

б) коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние:

от 0 до 1 километра включительно - 3,5;

от 1 до 2 километров включительно - 3;

от 2 до 3 километров включительно - 2,5;

свыше 3 километров - 0,5;

в) коэффициент, учитывающий площадь лесного участка:

до 0,1 гектара включительно - 0,5;

свыше 0,1 до 0,3 гектара включительно - 0,8;

свыше 0,3 гектара - 1;

г) коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей - 0,1;

д) коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка некоммерческим организациям, осуществляющим организацию отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, - 0,1.

Коэффициент применяется к ставкам платы по договорам аренды лесных участков, соответствующих следующим условиям:

площадь лесного участка составляет 300 гектаров и более;

лесной участок сформирован на территории лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации;

ежегодный объем инвестиций в области освоения лесов на лесном участке не менее 10-кратного размера арендной платы, рассчитанной с учетом применения указанного коэффициента.

Таким образом расчет арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности составляет:

2550 * 1,89 *2* 3,5 * 0,8 *0,2001= 5400,54 руб. в год,

где:

2550 - ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в государственной собственности, утвержденная постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310, руб./га в год;

1,89 - коэффициент, применяемый в 2019 году к ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в государственной собственности (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 № 1363);

2 - коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов (в отношении защитных лесов, относящихся к особо защитным участкам);

3,5  - коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к

автомобильным дорогам общего пользования (от 0 до 1 километра включительно);

0,8 - коэффициент, учитывающий площадь лесного участка (свыше 0,1 до 0,3 гектара включительно);

0,2001 - площадь лесного участка, га.

Учитывая изложенное, довод ХХХ в части нарушения Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области положений п.3 ст. 73 ЛК РФ, п. 10 ст. 78 ЛК РФ не состоятелен.  

Относительно довода ХХХ об отсутствии утвержденной формы заявки гражданина – физического лица для участия в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности Комиссией Оренбургского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 № 75 «Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Приказ № 75) установлены требования к содержанию заявки.

Так, п. 21 Приказа № 75 установлено, что в заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета.

Перечень сведений о заявителе, подлежащий указанию в заявке на участие в аукционе, определен в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и является исчерпывающим.

Заявитель вправе указать в заявке иные сведения по своему усмотрению.

В статьях 78-80 ЛК РФ, установлен порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Между тем граждане (физические лица), как возможные участники таких аукционов, не упоминаются.

Лесной кодекс исходит из того, что арендная форма предоставления в пользование лесных участков предусмотрена преимущественно для тех видов использования лесов, которые признаются предпринимательской деятельностью (ст. 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 46 ЛК РФ).

При этом ч. 3 ст. 25 ЛК РФ предусмотрено, что такая деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом от 8.08.2001 года № 129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При использовании лесов гражданами для собственных нужд ЛК РФ устанавливает специальное правовое регулирование с выделением его в отдельные структурные единицы (ст. 30, 33, 35, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ).

В таких случаях использование лесов осуществляется без предоставления лесного участка. Не определяя некоторые виды использования лесов как предпринимательскую деятельность (ст. 38, 41 ЛК РФ) ЛК РФ допускает предоставление н пользование лесных участков для соответствующих целей не только на праве аренды, но и на других видах имущественных и обязательственных прав, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, в том числе на праве безвозмездного пользования или сервитуте.

С учетом разницы подходов при регулировании отдельных видов использования лесов можно сделать вывод о том, что в лесном законодательстве граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не рассматриваются в качестве лиц, которым лесные участки могут быть предоставлены на праве аренды по результатам аукционов, в том числе при осуществлении рекреационной деятельности.

Указанное решение обусловлено прежде всего тем, что граждане не способны составить конкуренцию другим участникам аукциона, а именно юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Следует также иметь в виду, что в обязанности арендатора входят осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, составление проекта освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе, а также предоставление ежеквартальных отчетов об использовании, охране, защите лесом на арендуемом лесном участке, что весьма обременительно для граждан, желающих использовать леса для собственных нужд.

В поддержку изложенной позиции свидетельствует и то обстоятельство, что согласно ч. 1 ст. 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Указание в ст. 41 ЛК РФ в качестве цели использования леса на «организацию отдыха...», а не сам отдых, говорит о коммерческом характере такой деятельности, которую могут осуществлять только лица, зарегистрированные в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8.08.2001 года № 129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Следовательно, лица, заключившие договоры аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности, должны организовать в лесах отдых, туризм, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность для других лиц, а не быть потребителями рекреационных полезностей леса.

С учетом изложенного, доводы жалобы ХХХ необоснованы. В действиях Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области при проведении конкурса по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях осуществления рекреационной деятельности, нарушений порядка организации и проведения торгов не установлено.

Права и законные интересы ХХХ Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области не нарушены.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

            Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу жалобы ХХХ на действия организатора торгов - Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области при проведении конкурса по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях осуществления рекреационной деятельности извещение №210619/0989035/01 от 21.06.2019г., необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны