Решение №б/н 1. Признать жалобу ООО … на действия Государственного учрежд... от 17 октября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2022 года

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:

представителя Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» – … (по доверенности),

представителя ООО .... (на основании приказа),

представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» - … (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО … на действия Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации (номер извещения № 0853500000322007956),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.10.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО … (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации (номер извещения № 0853500000322007956) (далее – Закупка, Аукцион).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Из жалобы следует, что Заказчиком допущены нарушения в части отсутствия запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление Правительства РФ № 616), неустановления ограничений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 878). Кроме того, согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот товары, часть которых подпадает под действие Постановления Правительства РФ № 878 и Постановления Правительства РФ № 616.

Представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной. Более подробно позиция Заказчика изложена в письменных пояснениях.

Представитель Уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной. Более подробно позиция Уполномоченного органа изложена в письменных пояснениях.

В связи с заявленным представителем Заявителя ходатайством о проведении внеплановой проверки по дополнительным доводам, а также в связи с необходимостью предоставления возможности ознакомиться с данными доводами Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» и Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр организации закупок», Комиссией Оренбургского УФАС России объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 13.10.2022 г. 15:00.

Согласно ходатайству заявителя о проведении внеплановой проверки по дополнительным доводам, в приложении 8 к Описанию объекта закупки, опубликованному в составе извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 0853500000322007956, установлены противоречивые технические характеристики, не регламентированные нормативными документами, а также не отвечающие требованиям государственных стандартов. Кроме того, согласно дополнению к доводам жалобы, при публикации извещения Заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, поскольку требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, предусмотрено в п.8 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а не п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

После перерыва на рассмотрении жалобы присутствовали:

- представитель Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» – (по доверенности),

- представитель ООО «… - Гаврилов С.П. (на основании приказа),

- представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» - Баймухамбетов К.Т. (по доверенности).

После перерыва представителем Уполномоченного органа представлены письменные пояснения, согласно которым, поскольку установленные заказчиком характеристики рабочей температуры (от -39 до 59 градусов) или напряжения от 99 до 265 В  не противоречат требованиям ГОСТов, поскольку в ГОСТе предусмотрены различные исполнения и различные рабочие температуры  (по нижней границе температуры), различные диапазоны напряжений, которые входят в те диапазоны, которые указаны заказчиком. При этом закон не запрещает заказчику уточнять значения ГОСТов, в целях удовлетворения своих потребностей, поскольку ГОСТ содержит лишь общие требования возможных исполнений. При этом необходимо отметить, что, согласно Закону о стандартизации, все ГОСТы являются добровольными для применения в том числе заказчиками. Заказчик устанавливает требования исходя из целей удовлетворения своих потребностей и не обязан в полной мере следовать Стандартам. Также, согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа, п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусматривает требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Однако заказчик не приобретает исключительных прав на ПО, предусмотренное техзаданием, то есть заказчик не имеет намерения стать собственник ПО, не имеет желания выкупить исключительные права на ПО, ПО заказчику необходимо лишь для использования в работе программно-аппаратного комплекса системы, то есть заказчик использует и приобретает неисключительные права на такие ПО на условиях лицензионного договора.

Представителем Заказчика после перерыва на заседание Комиссии Оренбургского УФАС также были представлены письменные пояснения, аналогичные пояснениям Уполномоченного органа.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:

22.09.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации (номер извещения № 0853500000322007956).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 449 799 400,00 рублей.

Аукционная документация утверждена Заказчиком.

Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0853500000322007956 установлены следующие ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе:

 

«Ограничения

1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона № 44-ФЗ

Дополнительная информация к ограничению отсутствует

 

Вид требования

Нормативно-правовой акт

Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений

Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска

Примечание

Запрет

Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

     

 

Предметом закупки является выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки № 0853500000322007956 заказчиком выбраны коды ОКПД2:

 

Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ

Код позиции

 
 

Выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации

62.01.12.000

 

Интеллектуальная транспортная система

62.01.29.000

 

Выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации

62.01.12.000

 
 

 

Данные коды отсутствует в перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд согласно Постановлению Правительства РФ № 616.

Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что в действиях Заказчика, не установившего запрет согласно требованиям Постановления Правительства РФ № 616, не усматривается нарушений положений Закона о контрактной системе.

Также, данный код ОКПД2 отсутствует в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 878.

Требования Постановления Правительства РФ № 878 применяются при поставке радиоэлектронной продукции, тогда как предметом рассматриваемой закупки являются работы по внедрению в Оренбургской городской агломерации интеллектуальных транспортных систем, то есть создание системы в целом.

Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что в действиях Заказчика, не установившего запрет согласно требованиям Постановления Правительства РФ № 878, не усматривается нарушений положений Закона о контрактной системе.

Кроме того, одновременное применение Постановления Правительства РФ № 616 и Постановления Правительства РФ № 878 не представляется возможным.

 

При вынесении решения Комиссией Оренбургского УФАС России были приняты во внимание письменные пояснения Заказчика, согласно которым, Заказчик разместил заказ на единую взаимосвязанную систему, внедряющую интеллектуальную транспортную систему, предусматривающую автоматизацию процессов управления дорожным движением, Постановлением Правительства РФ № 616 не установлен запрет на указанную систему.

Согласно пояснениям представителя Заказчика и Уполномоченного органа в пункте 4.1.4. «Описания объекта закупки» указано, что Аппаратный комплекс обработки данных интеллектуальной транспортной системы Оренбургской городской агломерации, представляет собой совокупность технических и программных средств, предназначенных для хранения и обработки информации. Аппаратные комплексы обработки данных должны представлять собой единую систему.

Согласно Приложению 6 к «Описанию объекта закупки» определено, что Аппаратный комплекс центра управления дорожным движением интеллектуальной транспортной системы (ЦУДД ИТС) Оренбургской городской агломерации представляет собой совокупность технических и программных средств, предназначенных для организации работы Пользователей, а также согласно Приложению 7 к «Описанию объекта закупки» установлено, что Аппаратный комплекс центра мониторинга и управления общественным транспортом интеллектуальной транспортной системы (ЦМУОТ ИТС) Оренбургской городской агломерации, представляет собой совокупность технических и программных средств, предназначенных для организации работы Пользователей.

По мнению Заказчика, Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в котором имеются отдельные составляющие из спорной закупки. Однако, в связи с тем, что Заказчик разместил заказ на единую взаимосвязанную систему, а не на отдельные ее составляющие, положения указанного постановления в данном случае не применимы.

Заказчиком также отмечается, что указанные Заявителем ссылки на коды ОКПД2, включенные в реестр радиоэлектронной продукции, не соответствуют товарам, входящим в состав аппаратно-программных комплексов (ЦУДД ИТС и ЦМУОТ ИТС), неразрывно связанных с интеллектуальной транспортной системой, представляющей собой систему управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспортными средствами (из ОДМ 218.9.011-2016 Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем (Распоряжение Росавтодора от 25 апреля 2016 года №622-р).

Согласно пояснениям Заказчика, предметом закупки является единая взаимосвязанная система, внедряющая интеллектуальную транспортную систему, предусматривающая автоматизацию процессов управления дорожным движением, а не отдельные радиоэлектронные товары.

Заказчик в письменных пояснениях также указывает, что в связи с тем, что составляющие единой системы, являющейся предметом закупки, не представляют собой самостоятельного объекта закупки и не являются предметом закупки, а являются своего рода комплектующими при сборке уникального товара, а именно, того или иного аппаратно-программного комплекса, при взаимодействии с которым программное обеспечение автоматизирует процессы управления дорожным движением. Иными словами, наличие единой системы потребления предопределяет возможность удовлетворения группой товаров единого интереса потребителя (заказчика). Следовательно, технологическая связь в конечном счете определяет возможность исполнения товарами единой функции.

 

Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России считает доводы Заявителя необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения приведенного довода и его обоснованности.

 

При этом, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Оренбургского УФАС России, удовлетворяя ходатайство о проведении внеплановой проверки по дополнительным доводам, установила следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

 

1) Согласно дополнительным доводам Заявителя, в приложении 8 к Описанию объекта закупки, опубликованному в составе извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 0853500000322007956, установлены противоречивые технические характеристики, не регламентированные нормативными документами, а также не отвечающие требованиям государственных стандартов:

 

1. Характеристики дорожного контроллера (рабочая температура):

 

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Единица измерения товара

Наименование показателя

Значение показателя

1

Дорожный контроллер

Рабочая температура (верхнее значение)

- 39

°C

Рабочая температура (нижнее значение)

>59

°C

 

Вместе с тем, согласно п. 2.12 ГОСТ 34.401-90, дорожные контроллеры должны изготовляться в климатическом исполнении У категории размещения 1 по ГОСТ 15.150.

При этом согласно ГОСТ 15150-69 для изделий с исполнением У категории 1:

-нижняя граница рабочей температуры должна быть-45°С;

-верхняя граница рабочей температуры должна быть +40 °С.

Согласно доводу Заявителя, установленные заказчиком характеристики, с одной стороны, позволяют поставить оборудование, не соответствующее ГОСТ(по нижней границе температуры), а с другой –являются избыточными (по верхней границе температуры), при этом обоснование требований, отличных от ГОСТ не представлено.

 

2. Характеристики дорожного контроллера (напряжение питания):

 

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Единица измерения товара

Наименование показателя

Значение показателя

1

Дорожный контроллер

Напряжения питания

от 99 до 265

В

 

Согласно п.2.20 ГОСТ 34.401-90 требуемое напряжение для работы дорожного контроллера должно составлять 220 В +10% и -15%. Согласно доводу Заявителя, требование является избыточным, при этом обоснование требований, отличных от ГОСТ не представлено.

 

3. Характеристики тактического детектора транспорта

 

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Единица измерения товара

Наименование показателя

Значение показателя

2

Тактический детектор транспорта

Рабочая температура (нижнее значение)

<-30

°C

Климатическое исполнение

[У1]

 

 

Согласно ГОСТ 15150-69для изделий с исполнением У категории 1:

-нижняя граница рабочей температуры должна быть-45°С;

-верхняя граница рабочей температуры должна быть +40 °С.

Согласно доводу Заявителя, установленная заказчиком характеристика «Рабочая температура (нижнее значение)» противоречит требованию характеристики Климатическое исполнение» [У1].

 

Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Следовательно, Заказчик в соответствии с правилами, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе, самостоятельно сформировал объект закупки исходя из своих потребностей.

Кроме того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Вместе с тем, доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации об аукционе, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России считает доводы Заявителя о том, что Заказчиком установлены противоречивые технические характеристики, не регламентированные нормативными документами, а также не отвечающие требованиям государственных стандартов, необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения их обоснованности.

Также Заявителем не доказано, что у потенциальных участников закупки отсутствует возможность поставить товар с характеристиками, указанными заказчиком в техническом задании.

 

Вместе с тем, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено следующее.

Приложением 8 к Описанию объекта закупки «Сведения о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки» в отношении позиции 17, помимо прочих, установлены следующие требования к товару:

 

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Единица измерения товара

Наименование показателя

Значение показателя1

17

Система коллективного отображения тип 1

Рабочая температура (верхнее значение)

<0

°C

Рабочая температура (нижнее значение)

не менее 40

°C

 

Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России учитывает, что, нижнее значение рабочей температуры не может быть выше верхнего значения, следовательно, данное положение не может трактоваться однозначно и не позволяет потенциальным участникам закупки корректно составить заявку.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, проанализировав положения технического задания, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены требования положений ч. 3 ст. 7, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

2) Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в том числе декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки № 0853500000322007956 заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:

«3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона: документы или их заверенные копии, подтверждающие законные основания на предоставление прав на установку и использование государственным заказчиком программного обеспечения в порядке и объеме, предусмотренных описанием объекта закупки».

Согласно дополнению к доводам жалобы, при публикации извещения Заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, поскольку требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, предусмотрено в п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а не п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Из пояснений Заказчика следует, что при исполнении контракта не передаются исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, в связи с чем п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не применялся при проведении аукциона.

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе не устанавливать в документации об осуществлении закупки данное требование, если в связи с исполнением контракта права на результаты интеллектуальной деятельности не возникают.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации № Д28и-1987 от 04.08.2016.

 

Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащую требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная саморегулируемой организацией, лицензии и т.д.).

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки № 0853500000322007956 заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:

«3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона: документы или их заверенные копии, подтверждающие законные основания на предоставление прав на установку и использование государственным заказчиком программного обеспечения в порядке и объеме, предусмотренных описанием объекта закупки».

Согласно данным с сайта единой информационной системы и представленным материалам дела установлено, что предметом закупки является выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации.

Вместе с тем, установка и использование программного обеспечения являются частью работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, но не являются самостоятельным объектом закупки.

Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.10.2022 г. № ИЭА1 одним из оснований отклонения заявки с идентификационным номером 219 послужило основание в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:

«…Участником закупки представлено письмо о намерении заключить договор (соглашение) для передачи прав на программное обеспечение. Намерение заключить договор (соглашение) не является подтверждением соблюдения участником закупки требований, установленным п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Из представленного письма невозможно определить программное обеспечение, которое по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам соответствует установленным заказчиком требованиям, указанным в пункте 4.2.8.2 и пункте 4.6.2…»

Следовательно, требование о предоставлении участником закупки документов или их заверенных копий, подтверждающих законные основания на предоставление прав на установку и использование государственным заказчиком программного обеспечения в порядке и объеме, предусмотренных описанием объекта закупки является неправомерным и нарушает положения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО … на действия Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации (номер извещения № 0853500000322007956) необоснованной.

2. Признать Государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе

4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны