Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 07-16-81/2013 от 3 мая 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: Шлычкова Александра Александровича - заместителя руководителя Управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

Членов Комиссии:

Воронина В.Ю. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

Семёновой В.А. - главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей

в отсутствие:

- представителя заявителя - ООО «Автолиния» (пер. Синчука, 25, г.Орск, Оренбургская Область, 462401), о времени и месте рассмотрения дела  извещенного надлежащим образом;

- представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - Муниципальное унитарное предприятие «Орское предприятие тепловых сетей» Администрации г.Орска (далее - МУП «ОПТС»), о времени и месте рассмотрения дела  извещенного надлежащим образом;

в присутствии представителя ответчика:

- ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» (далее - ОАО «ОТГК»): Филиппова В.А. (доверенность от 13.05.2013г.),    

рассмотрев дело № 07-16-81/2013 в отношении ОАО «Оренбургская ТГК» (ул. Аксакова, д. 3, г.Оренбург, 460024) по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «Автолиния» путём необоснованной угрозы введения полного ограничения поставки тепловой энергии,

У С Т А Н О В И Л А:

 

ООО «Автолиния» (далее – Заявитель, Общество, Потребитель) (пер. Синчука, 25, г.Орск, Оренбургская область, 462401) обратилось в Оренбургское УФАС России с заявлением (вх. № 3820к от 28.05.2013г.)  в отношении ОАО «Оренбургская ТГК» (далее - ОАО «ОТГК») (ул. Аксакова, д. 3, г.Оренбург, 460024), указав на признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «Автолиния» путём необоснованной угрозы введения полного ограничения поставки тепловой энергии.

Заявитель указал на то, что 01.01.2006 года между ООО «Автолиния» (Абонент) и МУП «Орское предприятие тепловых сетей» (МУП «ОПТС»), через Агента - ЗАО «Южно-Уральская энергосбытовая компания», заключен договор энергоснабжения (тепловая энергия) за № 941413 (далее: договор теплоснабжения от 01.01.2006г.).

Указанным договором сторонами предусмотрены все существенные условия на момент заключения и действия договора.

Задолженности за потребленную тепловую энергию ООО «Автолиния» не имеет.

В заявлении (вх. № 3820к от 28.05.2013г.) указано на то, что ОАО «ОТГК» письмом от 17.04.2013 года сообщает об изменении лиц в обязательстве, а именно по договору теплоснабжения № 941413. ОАО «Оренбургская ТГК ОТС» вместо МУП «Орское предприятие тепловых сетей» становится «Энергоснабжающей организацией» по указанному договору теплоснабжения и, пользуясь своим монопольным положением на рынке снабжения тепловой энергии Оренбургской области осуществляет свои функции с нарушением договора энергоснабжения и действующего законодательства РФ:

-требует от ООО «Автолиния» предоставления документов, которые в силу закона (договор цессии) должно получить от МУП «ОПТС» и его Агента.

-сообщает ООО «Автолиния» о полном ограничении поставки тепловой энергии после отопительного сезона 2012-2013г.г., и возложения на Абонента дополнительных материальных расходов (предупреждение (письмо № б/н от 17.04.2013 г.) о полном ограничении подачи тепловой энергии после окончания отопительного сезона 2012-2013 г.г.).

Представитель ответчика нарушение не признал, сославшись на письменные пояснения, предоставленные в материалы дела (вх. № 8500 от 14.10.2013г.) и пояснил, что  подача тепловой энергии ООО «Автолиния» не прекращалась.

Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив представленную информацию и нормативные акты приходит к следующим выводам:

Приказом от 20.10.2006 г. № 87  «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долу на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» ОАО «ОТГК» имеет долю более 65%  на рынке услуг  теплоснабжения Оренбургской области.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Между МУП «Орское предприятие тепловых сетей» (МУП «ОПТС» - энергоснабжающая организация) с одной стороны, ЗАО «Южно-Уральская энергосбытовая компания» (Агент) и ООО «Автолиния» (Абонент, Заявитель, Общество), заключен договор энергоснабжения (тепловая энергия) № 941413 от 01.01.2006 года (далее: договор № 941413 от 01.01.2006г.).

В соответствии с договором № 941413 от 01.01.2006г. энергоснабжающая организация обязуется подавать Заявителю тепловую энергию в горячей воде, Агент обязуется выставить счета – фактуры за потребленную тепловую энергию и принять денежные средства в счет оплаты потребления, а Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию Агенту.

Однако, изучив договор № 941413 от 01.01.2006г. предоставленный в материалы дела,  Комиссией установлено, что в соответствии с п. 10.1. раздела 10 настоящий договор вступает в силу с 01.01.2006г. и заключается на срок по 31.12.2006г.

Договор считается ежегодно продленным при условиях:

- за месяц до окончания срока ни одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть его;

-  обязательного соблюдения п. 3.2.2.

Пунктом 3.2.2. договора № 941413 от 01.01.2006г. предусмотрено, что при продлении срока договора в порядке, предусмотренном п. 10.1., пересматривать ежегодно объем подачи потребления тепловой энергии исходя из начисления ресурсов Энергоснабжающей организации, заявки Абонента, а также его платежной дисциплины.  

Как следует из материалов дела, МУП «ОПТС» было направлено письмо (исх. № 05-3910 от 29.11.2012г.) в адрес Заявителя, которым информирует ООО «Автолиния» о том, что с 01.01.2013г. функции сбыта тепловой энергии на территории города Орска переходит в ОАО «ОТГК» и так же о том, что все права и обязанности «Теплоснабжающей организации» согласно заключенному договору  (договор № 941413 от 01.01.2006г.) переходят к ОАО «ОТГК».   

Из пояснений МУП «ОПТС» (вх. № 8628от 17.10.2013г.) следует, что МУП «ОПТС» письмом (исх. № 05-3910 от 29.11.2012г.) в одностороннем порядке изъявило желание о расторжении договора № 941413 от 01.01.2006г.

С целью всестороннего выяснения обстоятельств о продлении действия договора № 941413 от 01.01.2006г. на отопительные периоды 2012-2013-2014гг., определением Комиссии Оренбургского УФАС России об отложении и о продлении сроков рассмотрения дела № 07-16-81/2013 от 17.10.2013г. (исх. № 15221 от 20.12.2013г.) у Заявителя и МУП «ОПТС» были запрошены Письменные пояснения, документы и вся переписка, подтверждающая исполнение пункта 3.2.2. и пункта 10.1 договора № 941413 от 07.06.2006г. 

Информацию об исполнении обязательного условия продления действия договора № 941413 от 01.01.2006г., предусмотренного пунктом 3.2.2., лица участвующие в деле – стороны по договору: МУП «ОПТС» и ООО «Автолиния» в Оренбургское УФАС России не предоставили.

С учетом изложенного, Комиссия, в ходе заседания пришла к выводу о том, что договор № 941413 от 01.01.2006г. не действовал в 2013г.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что по итогам совместного совещания от 25-26.09.2012г. (протокол от 25-26.09.2012г., далее – Протокол), проведенного в городе Орске  в присутствии: главы города Орска, заместителя главы города Орска по муниципальному хозяйству, исполнительного директора  ОАО «ОТГК», заместителя исполнительного директора по продаже тепловой энергии ОАО «ОТГК», директора МУП «ОПТС» было принято решение о переходе на новую схему договорных отношений в системе теплоснабжения на территории города Орска и определены необходимые мероприятия.

Так, в соответствии с Протоколом ОАО «ОТГК» финансирует схему теплоснабжения г. Орска с указанием в схеме ОАО «ОТГК», как единую теплоснабжающую организацию.

Пунктом 2 Протокола зафиксировано решение о том, что МУП «ОПТС» расторгнуть договоры с конечными потребителями, а ОАО «ОТГК» заключить договоры теплоснабжения.

В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с ч. 28 ст. 2 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ«О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, ОАО «ОТГК» определена схеме теплоснабжения города Орска, как единая теплоснабжающая организация.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 15 ФЗ О теплоснабжении ОАО «ОТГК» обязано заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Порядок заключения и исполнения договора теплоснабжения устанавливается Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Согласно п. 35 Правил для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

место нахождения организации (место жительства физического лица);

место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

срок действия договора;

сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

банковские реквизиты;

сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

В соответствии с п. 36 Правил к заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Как следует из материалов дела, со стороны ОАО «ОТГК» в адрес ООО «Автолиния» направлено письмо (уведомление) Б/Н от 17.04.2013г., в котором было предложено принять меры к заключению договора теплоснабжения.

На что Потребитель предпринял меры к заключению договора, а именно инициировал заключение договора теплоснабжения заявлением Б/Н от 06.05.2013г. за подписью директора ООО «Автолиния» Нестерова О.В.

Исходя из предоставленного в материалы дела сопроводительного письма от 14.06.2013г. № 16-3744 ОАО «ОТГК» в адрес ООО «Автолиния» направлен договор теплоснабжения № 941413 от 07.06.2013г.

Однако, в ходе рассмотрения дела № 07-16-81/2013 сведений о подписании договора   теплоснабжения № 941413 от 07.06.2013г. потребителем в Оренбургское УФАС России не предоставлено.

Вместе с тем, пояснения ответчика (исх. № 23-6398 от 10.12.2013г.) о том, с 01.01.2013г. ООО «Автолиния» получает тепловую энергию в необходимых объемах. Количество потребляемой тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета, допущенных в эксплуатацию. Действий по ограничению или прекращению подачи тепловой энергии на объекты ООО «Автолиния» со стороны ОАО «ОТГК» не производилось Заявителем не оспаривались и доказательств обратного предоставлено не было. 

Кроме того, факты поставки тепловой энергии Потребителю подтверждаются, предоставленными в материалы дела актами поданной принятой тепловой энергии от 31.01.2013г., 28.02.2013г., 31.01.2013г., 30.04.2013г., подписанными представителем ОАО «ОТГК» в качестве продавца и ООО «Автолиния» в качестве покупателя.

А так же счетами-фактурами соответственно: № 3051 от 31.01.2013г., № 5524 от 28.02.2013г., № 10346 от 31.01.2013г., № 13875 от 30.04.2013г. и платежными поручениями № 21 от 31.01.2013г., № 44 от 13.03.2013г., № 79 от 19.04.2013г., № 105 от 17.05.2013г. с отметками отделения сбербанка России № 8623об исполнении.   

Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив представленную информацию и нормативные акты, пришла  к выводам о том, что права заявителя на момент рассмотрения дела не ущемлены, в рассматриваемых обстоятельствах отсутствует недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, что исключает в рассматриваемых действиях ответчика нарушение антимонопольного законодательства.

Иных доказательств, свидетельствующих об ущемлении интересов ООО «Автолиния» в Комиссию по рассмотрению дела № 07-16-81/2013 представлено не было.

Таким образом,  факт злоупотребления ОАО «ОТГК» своим доминирующим положением путём необоснованной угрозы введения полного ограничения поставки тепловой энергии не нашёл своего подтверждения.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41 , п. 2 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

 

Рассмотрение дела № 07-16-81/2013, возбужденное в отношении ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ответчика.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии

 

А.А. Шлычков

 

 

 

Члены Комиссии:

 

В.Ю. Воронин

 

 

 

 

 

В.А.Семёнова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны