Решение б/н 056/05/5-327/2024 от 5 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Директору МОАУ «СОШ»

 

ИП

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №056/05/5-327/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» июня 2024 г.

Решение изготовлено в полном объеме «19» июня 2024 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

….. – председателя Комиссии, руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;

…….. - члена Комиссии, ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

……… - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в присутствии: ответчика – ИП …

в отсутствие: заявителя – директора МОАУ «СОШ №….» ….

рассмотрев дело №056/05/5-327/2024, возбужденное в отношении ИП ….. по признакам нарушения требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»), выразившихся в распространении непристойной рекламы на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Оренбург….

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Оренбургского УФАС России поступило обращение директора МОАУ «СОШ» преданное Комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга, по факту размещения на фасаде здания магазина для взрослых …., расположенного по адресу: г. Оренбург, ​…. …. рекламы следующего содержания: «Сексуальность — это не красота, это образ..ЯБалдеж.#балдежоренбург.»; «Балдеж. Все для удовольствия и семейного здоровья. Seks Shop & Vape Shop» с изображением женского и мужского образа, в частности, в костюмах Деда Мороза и Снегурочек.

По мнению заявителя, указанная рекламная информация является непристойной, и негативно влияет на детей и подростков.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Проанализировав представленные материалы и действующее законодательство Комиссией установлено следующее.

Рассматриваемая информация является рекламой по смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – магазину для взрослых .

В соответствии с ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

При анализе данной рекламы на предмет этичности необходимо принять во внимание обстоятельства распространения данной рекламы. Исходя из информации из сервиса «2gis», вблизи от рекламной информации находится учебное заведение - Средняя общеобразовательная школа.

Рассматриваемая реклама размещена на фасаде здания, расположенного на одной из центральных улиц города. Вдоль по улице находится Парк …, который является местом отдыха горожан. Соответственно, данная реклама размещена в месте, доступном для обозрения людям разных возрастных групп, в том числе детям и подросткам, чей возраст предполагает постоянную «открытость» психики к внешнему влиянию.

Влияние данной рекламы не несет нравственного характера, противоречит государственным нормативно-правовым актам, регламентирующим воспитание ребенка в обществе и в целом государственной политике в области духовно-нравственного воспитания гражданина России. При демонстрации вышеуказанной рекламы у потребителей отсутствует право выбора или ограничения ее восприятия, в отличии от рекламы, распространяемой в печатных СМИ и на телевидении.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Таким образом, необходимо соблюдать информационную безопасность детей и ограничивать их в доступе к такой информации, так как именно детская психика является самой восприимчивой и незащищенной от воздействия внешних факторов. Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Учитывая вышеизложенное, приняв во внимание мнение членов Экспертного совета, Комиссия приходит к выводу, что распространение спорной рекламы магазина для взрослых осуществлено в нарушение требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение данных требований несет рекламодатель. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

На основании имеющихся материалов и установленных фактов, Комиссия приходит к выводу, что рекламодателем является ИП.

В случае принятия Комиссией решения о признании рекламы ненадлежащей, в соответствии с ч. 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе» решается вопрос о выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В связи с прекращением нарушения рекламного законодательства на момент принятия решения, а именно, устранение баннеров по адресу: г. Оренбург, ​…. как на фасаде здания, так и внутри помещения, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1922 от 24.11.2020 г., Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу магазина для взрослых . расположенного по адресу:
г. Оренбург, ​….., ненадлежащей и нарушающей требования ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

2.Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3.Передать материалы дела №056/05/5-327/2024 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении ИП …. производства по делу об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны