Решение №б/н Ответчик признан нарушившим ч.1 ст.15 Закона "О защите конку... от 7 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – руководителя Оренбургского УФАС России <…>, членов Комиссии: начальника отдела контроля органов власти <…> ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти <…>

в отсутствии представителей Заявителя, администрации муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области извещенных надлежащим образом,

рассмотрев дело № 056/01/15-298/2022 по признакам нарушения администрацией муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области (ул. Больничная, д. 2, п. Уранбаш, Октябрьский район Оренбургская область) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь ч. 5 ст. 44 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступило обращение ГБУСО «КЦСОН» в Октябрьском районе Оренбургской области (вх. № 8697 от 30.08.2021 г.) на действия администрации муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области по вопросу непроведения конкурентных процедур при заключении договора № 1 от 20.02.2020 г. между администрацией муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области и ТСН «Уранбаш»

Согласно представленным в антимонопольный орган пояснениям администрации муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (вх. № 9710 от 28.09.2021 г.), между ТСН «Уранбаш» и администрацией муниципального образования Уранбашского сельсовета Октябрьского района Оренбургской области заключен краткосрочный договор на техническое обслуживание скважин, водопроводных систем и водопроводных сетей. Данным договором не предусмотрена передача владения и пользование объектом водоснабжения, а, следовательно, отсутствует необходимость заключения договора аренды и концессионного соглашения.

Так же администрация муниципального образования Уранбашского сельсовета Октябрьского района Оренбургской области в пояснениях сообщила о планируемой передаче владения и пользования объектом водоснабжения, в отношении которого планируется заключение концессионного соглашения. Для подготовки и проведения конкурсных процедур необходимо длительное время.

18 октября 2019 года состоялось собрание членов товарищества собственников недвижимости «Уранбаш», на котором было принято решение установить размер взноса за потребление холодного водоснабжения для физических и юридических лиц - протокол №1 от 18.10.2019 года.

В письменных пояснениях также указано, что между администрацией муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области заключен и АО «Энергосбыт Плюс» №ЭЭ0302-01786 от 01.01.2020. Оплату согласно договору на техническое обслуживание скважин, водопроводных систем и водопроводных сетей за потребленную электроэнергию производит ТСН «Уранбаш».

Ограничение режима потребления электрической энергии в отношении данных объектов может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. В результате исключения точек поставки из договора энергоснабжения будут полностью обесточены социально значимые объекты (водоснабжение). В случае введения ограничения режима энергопотребления на указанные объекты водоснабжения, подача холодной воды будет прекращена на социально-значимые объекты и населению. Следовательно, принятие решения о заключения договора с ТСН «Уранбаш» было продиктовано необходимостью предотвращения ситуации, при которой отсутствие водоснабжения населения и объектов социальной сферы могли повлечь неблагоприятные и необратимые последствия.

По результатам рассмотрения данного обращения, учитывая заключение договора с ТСН «Уранбаш» на техническое обслуживание скважин, водопроводных систем и водопроводных сетей без проведения конкурсных процедур, Оренбургским УФАС России в действиях администрации Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в передаче прав на объекты водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 указанного Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Оренбургским УФАС России 30.11.2021 г. администрации муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области выдано предупреждение № 06-19-10/2021 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 31 марта 2022 года необходимо передать во временное владение и (или) пользование спорное имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности с учетом требований действующего законодательства.

Вместе с тем, сведений об исполнении предупреждения, ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Оренбургское УФАС России от администрации муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области не поступило, предупреждение № 06-19-10/2021 не исполнено.

На основании п. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом Оренбургского УФАС России от 12.04.2022 № 39 в связи с неисполнением предупреждения № 06-19-10/2021 возбуждено производство по делу № 056/01/15-298/2022 по признакам нарушения администрацией муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем передачи прав на объекты водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур.

Определением Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. 3605 от 26.04.2022) рассмотрение дела назначено на 05.05.2022 г. в 14 ч. 30 мин.

Определениями Оренбургского УФАС России (исх. № 3843 от 06.05.2022, исх. № 4222 от 26.05.2022, исх. № 5102 от 30.06.2022, исх. № 5459 от 14.07.2022, исх. № 7411 от 04.10.2022) рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, очередное рассмотрение дела назначено на 20 октября 2022 г., срок рассмотрения дела продлен до 22 октября 2022 г.

Дело рассматривалось в отсутствии представителей Заявителя, администрации муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области, извещенных надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела № 056/01/15-298/2022 установила следующее.

На территории п. Уранбаш Октябрьского района Оренбургской области существует централизованная система водоснабжения физических и юридических лиц, альтернативных источников водоснабжения не имеется.

18.10.2019 г. п. 8 протокола № 1 общего собрания членов товарищества собственников недвижимости «Уранбаш» установлен взнос за потребление холодного водоснабжения для физических лиц в размере 35,00 рублей за 1 кубометр, для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей 70 рублей за 1 кубометр.

20.02.2020 года администрацией муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области с ТСН «Уранбаш» заключен договор № 1 на техническое обслуживание скважин, водопроводных систем и водопроводных сетей сроком на 11 месяцев.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора, «исполнитель» осуществляет техническое обслуживание водопроводных сетей и скважины: расположенных по адресу п. Уранбаш Октябрьского района Оренбургской области в соответствии с действующими нормативами, предусмотренными для данного вида деятельности.

Пунктами 2.1.1 – 2.1.6 договора установлены обязанности «Исполнителя», а именно:

-      осуществлять техническое обслуживание водопроводных сетей и скважины,

-      заключать договоры на пользование водой с абонентами (физическими и юридическими лицами) п. Уранбаш с приложением акта разграничения балансовой принадлежности, осуществлять сбор взносов с абонентов, находящихся на территории муниципального образования п. Уранбаш

-      заключать договоры с ОАО «ЭнергосбытПлюс» на поставку электроэнергии на объекты водоснабжения и производить оплату за потребляемую энергию

-      производить подачу воды населению по качеству, соответствующему САНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды».

-      осуществлять контроль за качеством воды в сроки, установленные санитарными нормами и правилами

-      по заявке (письменной или устной) «Заказчика» произвести дополнительные ремонтные работы (аварийные или плановые) скважин водопроводных сетей (произвести их замену) с использованием ремонтного материала или водяного оборудования, приобретенного «Заказчиком» самостоятельно за счет собственных денежных средств и предоставленного «Исполнителю» для производства работ.

Таким образом, по договору № 1 на техническое обслуживание скважин, водопроводных систем и водопроводных сетей администрация муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области фактически передала указанное имущество ТСН «Уранбаш» во временное владение и (или) пользование.

01.05.2020 г. ТСН «Уранбаш» с ООО «ГидроТехСервис» (агент) заключен агентский договор № 2, в соответствии с п. 2.1.7 которого Агент обязан производить сбор взносов за водопотребление с населения и организаций.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Частью 3 указанной статьи также установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Кроме того, ч. 6 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определяет, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В ходе рассмотрения дела Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что передача скважин, водопроводных систем и водопроводных сетей администрацией муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области осуществлена без проведения конкурсных процедур. Доказательств обратного в антимонопольный орган не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции, целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 22 Закона о защите конкуренции, на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

Для рассмотрения указанного дела проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Временной интервал исследования – с 20.02.2020 года по 01.06.2022 года.

Продуктовыми границами исследуемого рынка являются – оказание услуг водоснабжения, водоотведения.

Географические границы товарного рынка – территория, на которой осуществляет свои полномочия администрация муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области.

В ходе анализа рынка установлено, что администрация муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области своими действиями по заключению договора № 1 от 20.02.2020 могла ограничить конкуренцию на рынке услуг водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области.

Передача государственного или муниципального имущества без проведения конкурса конкретному хозяйствующему субъекту в аренду, безвозмездное пользование, концессию или иному договору в случаях, когда законодательством предписано обязательное проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения, создает для конкретного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанные права в отношении государственного или муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширение возможностей для получения заинтересованными лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечение гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

В то время как проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 7905/09, в соответствии с которым открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

С учетом изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России действия администрации муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области, выразившиеся в передаче прав на объекты водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур, квалифицирует как нарушение требований ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

27.09.2022 года Комиссией по рассмотрению дела принято заключение об обстоятельствах дела (исх. № 7412 от 04.10.2022), которое было направлено администрации муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области и получено ею 12.10.2022 г. На заключение об обстоятельствах дела администрацией муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области в Оренбургское УФАС России письменных пояснений представлено не было.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Оренбургского УФАС России признает администрацию                    муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области Оренбургской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Поскольку на момент принятия решения срок действия договора № 1 на техническое обслуживание скважин, водопроводных систем и водопроводных сетей от 20.02.2020 г. истек, а сведений о его продлении в антимонопольный орган не представлено, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Оренбургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела № 056/01/15-298/2022 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.   

Связанные организации

Связанные организации не указаны