Решение №1749 Решение по делу № 06-18-04/2019 от 1 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 15.02.2019 № 16) в составе:
Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России <…>, членов Комиссии – <…>, <…>;
при участии заявителя <…> (извещен надлежащим образом по адресу эл. почты, исх. от 26.02.2019 №1581, от 28.02.2019 №1678) на рассмотрении дела №06-18-04/2019 в 15.00 ч. 01.03.2019;
в отсутствии представителя Администрации муниципального образования Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области (извещен надлежащим образом по адресу эл. почты, исх. от 26.02.2019 №1582, от 28.02.2019 №1679);
рассмотрев жалобу <…> (вх. № 1283э от 22.02.2019, исх. № б/н от 21.02.2019) на действия Администрации МО Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области (далее – Организатор торгов, Администрация) при проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества (извещение № 171218/8768962/01), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
22.02.2019 в Оренбургское УФАС России поступила жалоба <…> на действия организатора торгов при проведении открытого аукциона открытого аукциона по продаже муниципального имущества по извещению № 171218/8768962/01, лот №1 (далее – Аукцион).
Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступившей жалобой на основании ч. 11 ст. 18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению - заявителю – 26.02.2019 (исх. № 1581), организатору торгов – 26.02.2019 (исх.
№ 1582).
Рассмотрение жалобы назначено на 28.02.2019 в 15 часов 00 минут.
Стороны о времени, месте рассмотрения жалобы на 28.02.2019 уведомлены посредством направления на адрес электронной почты.
28.02.2019 в Оренбургское УФАС России поступило ходатайство организатора торгов об отложении рассмотрения дела в целях подготовки запрошенных антимонопольным органом документов и информации.
В целях надлежащего исполнения обязанности по сроку рассмотрения жалобы, в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей ч. 25 ст. 18.1. Закона о Защите конкуренции, в рассмотрении дела протокольным решением Комиссии объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 01.03.2019.
Стороны о времени, месте рассмотрения жалобы на 01.03.2019 уведомлены посредством направления на адрес электронной почты.
Согласно доводам жалобы <…> при проведении Аукциона Организатором торгов нарушен порядок проведения аукциона.
Аукцион признан несостоявшимся в связи с явкой единственного участника (<…>) для участия в аукционе 21.02.2019.
По мнению Заявителя договор продажи муниципального имущества должен быть заключен с <…>, как с единственным участником.
Кроме того, при рассмотрении дела №06-18-04/2019 <…> заявлены доводы:
- о несоблюдении Организатором торгов порядка уведомления о допуске к участию;
- о невозврате задатка в установленный законом срок, в связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся.
По мнению Заявителя, указанные действия Организатора торгов являются незаконными, затрагивают права и интересы заявителя как участника аукциона. Заявитель просит считать доводы жалобы обоснованными и применить меры воздействия на организатора торгов по соблюдению порядка проведения аукциона.
Организатор торгов 01.03.2019 в Оренбургское УФАС направил отзыв по жалобе (вх. №1531э), с ходатайством о рассмотрении дела без участия Администрации.
Аукцион проводится в соответствии с Гражданским кодексом, в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178 - ФЗ, Положением об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 № 585, на основании Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области от 26.11.2008 №77 (с изменениями 05.06.2012 № 92).
Организатор торгов считает действия при организации и проведении Аукциона по отказу в заключении договора с заявителем на основании ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон № 178-ФЗ) законными, жалобу заявителя <…>не обоснованной.
На заседании комиссии Организатора торгов представлены документы и информация по организации Аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав заявителя, Комиссией Оренбургского УФАС России было установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона № 131-ФЗ порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Порядок возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц регламентирован Законом № 178-ФЗ.
Исчерпывающий перечень случаев, на которые не распространяется действие Федерального закона № 178-ФЗ, предусмотрен п. 2 ст. 3 данного Закона.
Возмездное отчуждение движимого имущества муниципальных образований, в том числе физическому лицу, в указанный перечень не включено.
Согласно п. 5 ст. 13 Закона № 178-ФЗ приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными данным Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 178-ФЗ способами приватизации государственного или муниципального имущества являются, в том числе, продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, на конкурсе, посредством публичного предложения, а также без объявления цены.
Согласно п. 4 ст. 14 Закона № 178-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
Официальным сайтом в сети «Интернет» для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества является сайт www.torgi.gov.ru (ч. 1 ст. 15 Закона №178-ФЗ).
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 15 Закона №178-ФЗ).
При этом перечень требований к содержанию извещения о проведении аукциона установлен ч. 3 и 4 ст. 15 Закона №178-ФЗ.
Постановлением администрации муниципального образования Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области от 06.12.2018 г. №91-п «Об условиях приватизации муниципального имущества» принято решение о продаже муниципального имущества - Автомобиль ВАЗ 212300-55 Регистрационный государственный знак Т 855НО56, начальная цена: 42 100,00 руб. ( Сорок две тысячи сто руб. 00 коп.), путем проведения аукциона и Администрацией объявлено о проведении аукциона извещением № 171218/8768962/01 на сайте www.torgi.gov.ru (лот №1), а также на официальном сайте Администрации http://admdobrovolskoe56.ru/ главная | Муниципальное имущество и земельные отношения | Аукционы.
Извещение № 171218/8768962/01 на сайте www.torgi.gov.ru содержит сведения об Аукционе, в т.ч.:
Наименование органа местного самоуправления, принявшего решение об условиях приватизации имущества: Администрация муниципального образования Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области
Основания проведения торгов: Постановление администрации муниципального образования Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области от 06.12.2018 г. №91-п «Об условиях приватизации муниципального имущества».
Продавец имущества: Администрация муниципального образования Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области.
Собственник имущества: Муниципальное образование Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области.
Форма торгов (способ приватизации): аукцион, открытый по составу участников и по форме подачи предложений о цене.
Дата начала и время приема заявок: 22.01.2019 с 09-00 час. до 13-00 час., с 14-00 час. до 17-00 час.
Дата и время окончания приема заявок: 16.02.2019, 17-00 час.
Дата, время и место определения участников аукциона: 19.02.2019, 11-00 час.
Дата, время и место регистрации участников аукциона: 21.02.2019, 10-00 час., 462810, Оренбургская область, Новоорский район, с.Добровольское, ул. Кирова, 18, кабинет главы администрации муниципального образования.
Дата и время проведения аукциона, подведение итогов аукциона: 21.02.2019 в 10-30 часов.
Статья 18 Закона №178-ФЗ устанавливает порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе. Не урегулированные настоящей статьей и связанные с проведением аукциона отношения регулируются Правительством Российской Федерации (ч. 16 ст. 18 Закона №178-ФЗ).
Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе утверждено постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 (далее – Положение №585), определяет порядок проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества (далее именуется - имущество), условия участия в нем, а также порядок оплаты имущества.
Информационное сообщение о проведении аукциона наряду со сведениями, предусмотренными Законом №178-ФЗ, должно содержать сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст.437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме (ст. 6 Положения № 585).
Такое требование, со ссылкой на ст. 437 ГК РФ, Организатором торгов предусмотрено в текстовом приложении извещения.
Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Извещение №171218/8768962/01 об Аукционе содержит два файла приложения:
Тип документа |
Описание |
Дата добавления |
|
Другое |
Заявка, опись, договор задатка2.doc |
17.12.2018 |
|
Извещение |
Извещение об аукционе.2.docx |
21.01.2019 |
В нарушение ч. 1 ст. 15 Закона №178-ФЗ Извещение №171218/8768962/01 об Аукционе не включает в себя решения об условиях приватизации муниципального имущества. Текстовая форма извещения содержит только реквизиты решения об условиях приватизации муниципального имущества - постановление администрации муниципального образования Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области от 06.12.2018 г. №91-п «Об условиях приватизации муниципального имущества».
Размер задатка составляет 20% от начальной цены – 8420 руб. 00 коп. (п. 6 ст. 18 Закона №178-ФЗ), это же подтверждается данными текстового приложения извещения в составе извещения №171218/8768962/01 об Аукционе, однако в порядке ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией Оренбургского УФАС России по рассмотрению жалоб установлено, что извещении №171218/8768962/01 об Аукционе сумма задатка составляет 0,00 руб.
Согласно ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ одним из условий надлежащего проведения торгов является наличие в извещении полной информации о предмете торгов. Отсутствие в извещении о торгах обязательных сведений, предусмотренных законом, является нарушением порядка проведения торгов.
Включение в состав извещения недостоверной информации, невключение обязательной к размещению информации, разночтения в извещении не позволяет заинтересованным лицам сформировать правильное представление о предмете аукциона, о необходимости (обязательности) внесения задатка перед подачей заявки на участие в торгах, что приводит к ограничению доступа к данной информации неопределенного круга лиц и могло привести к сокращению числа претендентов на участие в аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия организатора торгов, в части размещения недостоверной информации о задатке при проведении аукциона, нарушают порядок проведения торгов по продаже муниципального имущества, в действия Администрации при информационном обеспечении приватизации муниципального имущества нарушают ч. 1, ч. 3 ст.15 Закона №178-ФЗ, ч.6 Положения №585, в части неуказания размера задатка в извещении №171218/8768962/01 об Аукционе.
Для участия в торгах было подано 4 заявки (<…>,<…>,<…>,<…>), согласно представленной Администрацией копии журнала регистрации заявок на участие в Аукционе.
Решения продавца о признании претендентов участниками аукциона оформляется протоколом. В протоколе о признании претендентов участниками аукциона приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием оснований отказа (ч.11 Положения № 585).
Согласно протоколу №1 от 19.02.2019 рассмотрения заявок на участие в Аукционе претенденты <…>,<…> допущены к участию в аукционе, претенденты <…>,<…>, не допущены к участию в аукционе, в связи с не подтверждением оплаты задатка в установленный извещением срок (п. 8 ст. 18 Закона №178-ФЗ).
Указанный протокол содержит перечень принятых заявок, имена претендентов, признанных участниками аукциона, имена претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, и не содержит перечень отозванных заявок.
Согласно Положению № 585 претенденты, признанные участниками аукциона, и претенденты, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом (ч.13 Положения № 585).
Информация об отказе в допуске к участию в аукционе размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет» в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения (ч.13 Положения № 585).
Претендент приобретает статус участника аукциона с момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками аукциона (ч.14 Положения № 585).
Доказательства соблюдения требования ч. 13 Положения № 585 Организатором торгов не представлены. Претенденты не были уведомлены Организатором торгов в установленном порядке и в срок, предусмотренный ч.13 Положения № 585, информация об отказе в допуске к участию в аукционе Организатором торгов на сайте www.torgi.gov.ru, на сайте Администрации не размещалась, в списке заявителей в извещении №171218/8768962/01 на сайте www.torgi.gov.ru указаны только 2 заявителя – <…>,<…> с указанием сведений о допуске к участию в аукционе.
Довод жалобы по несоблюдению порядка уведомления Организатором торгов о допуске претендентов к участию в аукционе обоснован.
Кроме того, вышеуказанные действия организатора торгов нарушают
ч. 13 Положения № 585, ч. 2 ст. 15 Закона №178-ФЗ.
В день проведения аукциона - 21.02.2019 для участия в аукционе был зарегистрирован 1 (один) участник – <…> из 2 (двух) допущенных к участию в аукционе, о чем был составлен протокол №1 о признании аукциона несостоявшимся.
В случае признания аукциона несостоявшимся продавец в тот же день составляет соответствующий протокол, подписываемый им (его уполномоченным представителем), а также аукционистом (ч. 15 Положения №585).
Таким образом на основании ч. 3 ст. 18 Закона №178-ФЗ, аукцион признан несостоявшимся.
Особенность торгов в рамках Закона №178-ФЗ в том, что они могут быть проведены лишь один раз, иными словами, повторные торги проводиться не должны, так, например, если аукцион будет признан несостоявшимся, то в дальнейшем имущество должно продаваться посредством публичного предложения (ст. 23 Закона №178-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона № 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее - продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
С учетом вышеуказанных особенностей возможность заключения договора с единственным участником в рассматриваемом случае законом не предусмотрена.
Таким образом, довод заявителя о нарушении порядка заключения договора с ним как с единственным участником аукциона, не обоснован.
Частью 13 ст. 18 Закона №178-ФЗ установлено, что суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона.
Кроме того ч. 16.1. Положения №585 установлено, что лицам, перечислившим задаток для участия в аукционе, денежные средства возвращаются в следующем порядке:
а) участникам аукциона, за исключением его победителя, - в течение 5 календарных дней со дня подведения итогов аукциона;
б) претендентам, не допущенным к участию в аукционе, - в течение 5 календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона
С четом даты протокола о признании аукциона несостоявшимся - 21.02.2019 и установленных законом сроков, задаток должен был возвращен Организатором торгов не позднее 26.02.2019.
На дату рассмотрения дела №06-18-04/2019 платежные поручения о возврате задатков допущенным участникам не представлены, заявитель также подтвердил отсутствие возврата суммы задатка на счет, указанный им при подаче заявки на участие в торгах.
Таким образом, довод заявителя о нарушении порядка возврата задатка в установленный законом срок, в связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, обоснован.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 17, 20, 25 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению жалоб,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу <…> обоснованной.
- Признать в действиях и бездействиях организатора торгов – Администрации МО Добровольский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, нарушения ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 15, ч. 13 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ч.6, ч. 13, ч. 16.1 Положения об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 № 585.
- Выдать организатору торгов – Администрации Первомайского района Оренбургской области, в порядке ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, на обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений порядка организации и проведения торгов в соответствии с принятым решением №06-18-04/2019.
- Передать материалы дела № 06-18-04/2019 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
<…>
<…> <…> |
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.