Решение №б/н Реклама признана ненадлежащей, без выдачи предписания от 4 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
….. - председателя Комиссии, руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;
…… - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
…….. - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
в присутствии:
- ООО «ДНС РИТЕЙЛ» в лице представителя по доверенности …….;
- заинтересованного лица: А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Руководствуясь статьей 33 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») «31» марта 2022 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведен мониторинг рекламы, размещенной и распространяемой на территории города Оренбурга, на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе.
В ходе мониторинга установлено, что фасадное остекление ТЦ «Чайка» (г. Оренбург, ул. Гагарина, дом 29/2) оклеено баннером - наклейкой, посредством которого распространяется информация следующего содержания: «ЦИФРОВАЯ И
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА DNS ГИПЕР DNS карта выгодных покупок ProZaPass выгодный кредит 0-0-24 или вернем часть стоимости ВЫБИРАЙ *подробности у продавцов консультантов и на сайте www.dns-shop.ru Более 100 акций на каждый день. Выбирай онлайн на dns-shop.ru забирай в магазине Выгодные кредиты», без указания существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Усмотрев признаки нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при распространении указанной рекламы, Определением исх. № 4681 от 14.06.2022г. в отношении - ООО «ДНС РИТЕЙЛ» было возбуждено дело №056/05/5-415/2022.
ООО «ДНС РИТЕЙЛ» в письменных пояснениях указало, что в рамках осуществления своей коммерческой деятельности, через Филиал Средневолжский ООО «ДНС РИТЕЙЛ», в целях формирования у неопределенного круга покупателей интереса к товарам, реализуемым ООО «ДНС РИТЕЙЛ», а также привлечения дополнительного числа покупателей, увеличения объема продаж и поддержания спроса на товары, предлагаемые ООО «ДНС РИТЕЙЛ», приняло решение о проведении в городе Оренбурге, акции под названием «Выгодный кредит 0-0-24» (Приказ б/н от 01.01.2022г.).
Согласно условиям указанной акции в период ее действия (с 1 января 2019г. по 23 февраля 2022г.) покупатель вправе самостоятельно выбирать между получением кредитного продукта или начислением бонусов на персональную карту ProZaPass (прозапас).
Во исполнение Приказа б/н от 01.01.2022г. о проведении рекламной акции «Выгодный кредит 0-0-24» в магазине DNS, по адресу г. Оренбург, ул. Гагарина, д. 29/2, было принято решение разместить спорную рекламную информацию, следующего содержания: ЦИФРОВАЯ И БЫТОВАЯ ТЕХНИКА DNS ГИПЕР DNS карта выгодных покупок ProZaPass выгодный кредит 0-0-24 или вернем часть стоимости ВЫБИРАЙ *подробности у продавцов консультантов и на сайте www.dns-shop.ru Более 100 акций на каждый день. Выбирай онлайн на dns-shop.ru забирай в магазине Выгодные кредиты».
Представитель ООО «ДНС РИТЕЙЛ» в своих пояснениях сообщает, что ответственным лицом за согласование размещения и содержание спорной рекламы являлся директор региональной розничной сети ООО «ДНС РИТЕЙЛ» - А.А. (в соответствии с Должностной инструкцией).
Определением от 12.07.2022г. исх. №5369 А.А. был привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица. А.А. в своих письменных пояснениях указывает, что текст спорной рекламы утверждал самостоятельно.
Проанализировав представленные материалы и действующее законодательство Комиссией установлено следующее.
31 марта 2022 г. на фасаде ТЦ «Чайка» по адресу: г. Оренбург, ул. Гагарина, д. 29/2 посредством баннера – наклейки распространялась информация следующего содержания: «ЦИФРОВАЯ И БЫТОВАЯ ТЕХНИКА DNS ГИПЕР DNS карта выгодных покупок ProZaPass выгодный кредит 0-0-24 или вернем часть стоимости ВЫБИРАЙ *подробности у продавцов консультантов и на сайте www.dns-shop.ru Более 100 акций на каждый день. Выбирай онлайн на dns-shop.ru забирай в магазине Выгодные кредиты».
Данная информация по смыслу ч. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» отвечает понятию реклама. Адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. Объектом рекламирования в данном случае являются товары, реализуемые ООО «ДНС РИТЕЙЛ» и возможность их приобретения в кредит.
Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В материалах дела имеется копия договора от 02.03.2018г. заключенного между АО «ОТП Банк», ООО МФК «ОТП Финанс» и ООО «ДНС РИТЕЙЛ». Согласно предмету данного договора, стороны определяют порядок осуществления безналичных расчетов, связанных с продажей клиентам товаров с оплатой их стоимости (части) за счет кредита или займа.
В силу п. 2.3 указанного договора, банк (на основании заключенного между банком и микрофинансовой компанией агентского договора от 06.04.2015г.) вправе осуществлять от имени микрофинансовой компании все действия, необходимые для исполнения вышеуказанного договора, в том числе предоставлять кредит/заем исключительно в целях оплаты товаров (услуг) приобретаемых клиентом в торговых точках ООО «ДНС РИТЕЙЛ» (Приложение №1 к Договору).
На основании изложенного, Комиссией установлено, что выдача кредита осуществляется банком, а не магазином «DNS», однако информация о лице, предоставляющем услуги кредита, на рекламном баннере отсутствует.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Учитывая отсутствие в рекламе информации о лице, предоставляющем услуги кредита, принимая во внимание, что данный факт может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий приобретения товаров, реализуемых ООО «ДНС РИТЕЙЛ» в кредит, Комиссия приходит к выводу, что спорная реклама распространяется в нарушение требований ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Комиссией установлено, что текст и макет спорной рекламы утвердил лично А.А. Согласно приказу о переводе работника на другую работу А.А. с 20.01.2016г. является директором региональной розничной сети ООО «ДНС РИТЕЙЛ».
Согласно п. 2.8 Должностной инструкции директора региональной розничной сети, в его обязанности входит: организация проведения рекламных кампаний в области товаров, услуг, брендов; организация подготовки к товарным акциям, контроль проведения акций; обеспечение контроля за надлежащим оформлением и размещением рекламных материалов (конструкции) на фасаде магазина и в торговом зале, а также на прилегающей территории (вне границ арендуемого помещения) в соответствии с Законодательством РФ.
Комиссией установлен факт распространения ненадлежащей рекламы, а учитывая пояснения А.А. Комиссия приходит к выводу, что именно он является инициатором утверждения текста спорной рекламы.
Исходя из имеющихся материалов и установленных фактов, Комиссия определила, что рекламодателем в данном случае является должностное лицо – директор региональной розничной сети ООО «ДНС РИТЕЙЛ» – А.А.
В случае принятия Комиссией решения о признании рекламы ненадлежащей, в соответствии с ч. 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе» решается вопрос о выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ввиду того, что выявленное нарушение устранено в добровольном порядке, в материалы дела представлены сведения о демонтаже ненадлежащей рекламы, у Комиссии не имеется оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, распространяемую посредством баннера-наклейки на фасаде ТЦ «Чайка» по адресу: г. Оренбург, ул. Гагарина, д. 29/2 ненадлежащей и нарушающей требования, установленные частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела №056/05/5-415/2022 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица - директора региональной розничной сети ООО «ДНС РИТЕЙЛ» - А.А. производства по делу об административном правонарушении.