Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 07-16-18/2014 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №283 от 26.12.2011г.), в составе: «<….>»

в присутствии представителей заявителя –  Оренбургский филиал ОАО «СОГАЗ»: «<….>» ,

в  присутствии представителя ответчика –  МКП «Оренбургские пассажирские перевозки»: «<….>»,

рассмотрев жалобу Оренбургского филиала отрытого акционерного  общества «СОГАЗ»  на действия заказчика муниципального казенного предприятия «Оренбургское пассажирские перевозки» МО г.Оренбург при организации и  проведении открытого конкурса   на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров,

УСТАНОВИЛА:

 

12.03.2014г.  в Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 2071к от 12.03.2014г.) оренбургского филиала открытого акционерного общества «СОГАЗ»  (юридический адрес:460021, г.Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 25 А; почтовый адрес: 460035, г.Оренбург, ул. Пролетарская, д. 286/1) (далее – Оренбургский филиал ОАО «СОГАЗ», заявитель, общество)  на действия заказчика муниципального казенного предприятия «Оренбургские пассажирские перевозки» МО г.Оренбург  (460048, г.Оренбург, пр. Автоматики, д. 13) (далее по тексту – МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», ответчик, заказчик)  при организации и проведении открытого конкурса   на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (далее по тексту  - ФЗ «О защите конкуренции») и с соблюдением требований,  предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 ФЗ «О защите конкуренции» заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. № 2722 от 13.03.2014г.).

В порядке ч. 11 ст.18.1 ФЗ «О защите конкуренции» заказчику МКП «Оренбургские  пассажирские перевозки»  выставлено требование о приостановлении конкурса до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх. № 2721 от 13.03.2014г.).

Рассмотрение жалобы назначено на 19 марта  2014 года  на 10 часов 30 минут.

Как следует из содержания жалобы заявителя, 01.03.2014г. на официальном сайте РФ для размещения  информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru заказчиком была размещены закупка № 314000933542, проводимая в рамках Федерального закона РФ от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту -Закон о  закупках), в форме открытого конкурса на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.  По мнению  заявителя в процессе организации и проведения закупки заказчиком были нарушены нормы Закона  о закупках и ФЗ «О защите конкуренции».  Документацией по проведению  открытого конкурса  установлен критерий «Опыт  поставки услуг для МКП «Оренбургские  пассажирские перевозки». Показателем оценки по данному критерию, в том числе является «Наличие положительного опыта поставок  товаров для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки». Данный критерий нарушает требования ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и является  фактом дискриминации в пользу исполнителей по предыдущим договорам обязательного страхования гражданской ответственности  перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, так как опыт работы с  конкретным страхователем не имеет никакого отношения к объективной оценки квалификации участников открытого конкурса.

 Порядок оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу   пассажиров  регламентирован Федеральным законом РФ от 14.06.2012г. № 67-ФЗ  «Об обязательном страховании гражданской ответственности  перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее по тексту - ФЗ «Об обязательном страховании»), положения которого являются общими и распространяются  на всех владельцев транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки. 

Наличие опыта работы по обязательному страхованию гражданской ответственности  перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу  пассажиров именно с конкретным страхователем, не является критерием,  подтверждающим его квалификацию по предоставлению указанных услуг.

Оренбургский филиал ОАО «СОГАЗ»  считает, что  МКП «Оренбургские пассажирские  перевозки» необоснованно в документацию по проведению открытого конкурса поставил критерий «Опыт поставки услуг для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» в зависимость от опыта работы по страхованию гражданской ответственности  перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу  пассажиров  именно с МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», чем создал условия для ограничения конкуренции для участников открытого конкурса, что является нарушением ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения жалобы  заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Ответчик в ходе заседания Комиссии не признал вменяемое ему нарушение, представив в материалы дела документы, запрошенные уведомлением от 13.03.2014г.  № 2721.

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

Деятельность страховых  организаций по обязательному  страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров регулирует Федеральный закон РФ от 14.06.2012г. № 67-ФЗ «Об обязательном страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». ФЗ «Об обязательном страховании» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории  Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации  осуществляют перевозки (ст. 3)) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Нормы ФЗ «Об обязательном страховании» являются общими  и обязательными для перевозчиков  и страховщиков (страховщик – страховая организация, получившая в установленном  законодательством Российской Федерации порядке разрешение (лицензию) на осуществление обязательного страхования и вступившая в единое общероссийское профессиональное объединение страховщиков  для осуществления обязательного страхования (ст. 3)).

В ст. 2 Закона о закупках указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru было размещено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» МО г. Оренбург (далее по тексту – Положение),  утвержденное директором МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» А.А.Семеновым 20.12.2013г., которое определяет порядок  выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условия и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для собственных нужд. Целями Положения являются:

1)    обеспечение информационной открытости закупок товаров, работ и услуг посредством публикации информации о закупках в степени, достаточной для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту – участники закупок), а также недопущения дискриминации и необоснованных ограничений количества участников закупок;

2)    создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей предприятия в товарах, работах, услугах с требуемыми  показателями цены, качества и надежности;

3)    эффективное использование денежных средств предприятия;

4)    расширение возможностей для участия юридических и физических лиц в закупках;

5)    обеспечение гласности и прозрачности  закупки, предотвращение  коррупции и других злоупотреблений.

На официальном сайте  www.zakupki.gov.ru  было размещено извещение № 31400933542 о проведение открытого конкурса и документация о проведении открытого  конкурса на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки»  за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Документация о проведении открытого  конкурса на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки»  за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров утверждена директором МКП «Оренбургские  пассажирские перевозки» «<….>»  28.02.2014г. (далее по тексту – документация).

Ответчиком был издан приказ № 346-П от 24.06.2013г. о создании комиссии по закупкам МКП «Оренбургские пассажирские перевозки».

Согласно абз. 112, 13 п.6.6 Положения конкурсная документация должна содержать:

-  критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 Согласно п. 3.13 «Оценочная стадия» документации  в рамках оценочной стадии закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для заказчика, исходя из  критериев оценки, при условии строго соответствия всех участников, предъявляемым требованиям.

Одним из критериев оценки заявок является «Опыт поставки услуг для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», который состоит из нескольких подкритериев:

1)    наличие расторгнутых договоров с МКП «Оренбургские пассажирские перевозки»;

2)    наличие претензионной работы по заключенным договорам с МКП «Оренбургские пассажирские перевозки»;

3)    наличие положительного опыта поставок товаров для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки».

Критерий «Опыт поставки услуг для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» оценивается исходя из отрицательного и положительного опыта поставки услуг для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки». 

В случае, если у участника, подавшего заявку на участие в конкурсе на поставку услуг, не было опыта поставки услуг для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», то по критерию «Опыт поставки услуг для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» указанной заявке присуждается 0 баллов.

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «О закупках» одним из принципов, которыми заказчики руководствуются при закупке товаров, работ, услуг является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

Комиссия считает, что указанный в документации критерий «Опыт поставки услуг для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», ведет к ограничению конкуренции, так как установление различных условий для оценки заявок участников, а именно наличие опыта поставки услугу для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» и отсутствие такого опыта, ведет к нарушению гарантии одинаковых прав и обязанностей для субъектов, относящихся к одной  категории (страховые организации), при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены   в неравное положение  по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

 

В силу ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что критерий «Опыт поставки услуг для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», указанный в документации, поставил участников закупки в зависимость от наличия опыта поставки услуг для конкретного предприятия - МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», следовательно, включение указанного критерия в документацию  ограничивает конкуренцию при проведении данного конкурса на стадии оценки, что является нарушением    ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

 Таким образом, Комиссия считает, что рассматриваемые действия МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» при проведении открытого конкурса  (извещение № 31400933542) на право заключения  договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» за причинение вреда  жизни, здоровью, имуществу пассажиров, содержат  нарушение части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении  в документации оценочного критерия, который ставит  участников закупки в зависимость от наличия опыта поставки услуг для конкретного предприятия - МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», тем самым  создает условия для ограничения конкуренции и созданию преимущественных условий участнику торгов или нескольким участникам. 

 Исходя их вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, ст. 18.1,       ст. 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Оренбургского филиала ОАО «СОГАЗ»   на действия заказчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров,  обоснованной.

2. Признать   МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

3. Выдать  МКП «Оренбургские пассажирские перевозки»  предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», для чего: аннулировать открытый конкурс на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

 

 

Решение  может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии                                                            

 

 

Члены Комиссии                                                                          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны