Решение б/н решение от 10 декабря 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:, ,

в присутствии:

представителей Публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» -;

представителей Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» - и;

представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» –,

рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» на действия Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» при проведении электронного аукциона на оказание услуг широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет по проводным сетям (номер извещения № 0853500000319014149),

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.12.2019 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба                                      Публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» (далее – Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на  оказание услуг широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет по проводным сетям (номер извещения № 0853500000319014149)  (далее – Закупка).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Из доводов жалобы следует, что 1) Заказчик необоснованно устанавливает условие о применении исполнителем только одного способа оказания услуги - посредством волоконно-оптической линии связи (ВОЛС). В настоящее время указанным способом по указанным адресам услуги доступа в Интернет предоставляет только ПАО «Ростелеком». Организация доступа к сети Интернет может быть осуществлена любым методом и способом, по любой технологии, используемой в сети оператора связи. Ограничение применения таких технологий и способов недопустимо. 2) Заказчиком не установлено требование о предоставлении именно участником закупки лицензии на «телематические услуги связи». Предъявление требования о наличии лицензии лишь на стадии исполнения контракта является неправомерным. Данное требование должно предъявляться к участникам аукциона, вместе с требованием о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие соответствующих лицензий. 3) Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя по контракту собственной оптоволоконной сети и запрете привлечения субподрядчиков (соисполнителей) к выполнению работ по контракту.

Представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной, пояснил, что 1) подключение к сегментам единой информационно-телекоммуникационной структуры (далее - ЕИТКС) путем беспроводных устройств связи (Wi-Fi, GSM-модемов и т.д.) запрещено; 2) в п. 22.1 информационной карты содержится условие, согласно которому Заказчиком установлено требование о предоставлении именно участником закупки лицензии на «телематические услуги связи»; 3) установленная Заказчиком в пункте 3.3.1 проекта контракта обязанность исполнителя «оказать услугу...самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств...» не содержит нарушений части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Представитель Уполномоченного органа с позицией представителя Заказчика полностью согласился.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с                      ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:

22.11.2019 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на оказание услуг широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет по проводным сетям (номер извещения № 0853500000319014149).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 474 399,81 рублей.

Аукционная документация утверждена Заказчиком.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться  следующим: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Из смысла указанных статей следует, что Заказчик определяет требования к товару, исходя из своих потребностей, с учетом ограничений, установленных ст. 33 Закона о контрактной системе.

В техническом задании аукционной документации установлены следующие требования:

«Для оказания услуги заказчику исполнитель должен:

- организовать широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет по проводным сетям через свою опорную оптоволоконную сеть с гарантированной пропускной способностью на внешние ресурсы не ниже* пропускной способности, указанной в Техническом задании;

- обеспечивать возможность кратковременного увеличения скорости передачи данных по каналам связи, по дополнительному требованию заказчика без замены оконечного оборудования не менее чем до 100 Мбит/с* не чаще 1 раз в месяц и на срок не более 3 дней…».

Кроме того, оказание услуг Заказчик требует осуществлять в том числе в следующих населенных пунктах:

- п. Адамовка;

- с. Курманаевка;

- п. Светлый;

- п. Домбаровский.

Согласно пояснениям Заказчика, целью деятельности государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» (далее – ГКУ «ЦСПН») является исполнение государственных функций по своевременному и правильному назначению, начислению, выплате и перерасчету пособий, компенсаций и иных социальных выплат, обеспечению государственных социальных гарантий и прав граждан на социальную защиту в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области. ГКУ «ЦСПН» состоит из 44 филиалов, расположенных на территории Оренбургской области, и все филиалы являются одним юридическим лицом. Для исполнения своих полномочий ГКУ «ЦСПН» использует Государственную информационную систему «Электронный социальной регистр населения» (далее - ЭСРН). Оператором ГИС «ЭСРН» является Министерство социального развития Оренбургской области. Министерством социального развития Оренбургской области, как оператором, утвержден приказ от 30.05.2016 г. № 324 «Об утверждении Инструкции по информационной безопасности при работе с ГИС «ЭСРН».

Во исполнение п. 3 протокола заседания совета по защите информации при Губернаторе Оренбургской области от 4 апреля 2018 года № 1, в соответствии с требованиями приказа Министерства социального развития Оренбургской области от 30 мая 2016 года № 324 «Об утверждении инструкций по информационной безопасности при работе с ГИС «ЭСРН» в Министерстве социального развития Оренбургской области и подведомственных учреждениях» в министерстве и подведомственных министерству учреждениях запрещено подключение к сегментам ЕИТКС беспроводных устройств связи (Wi-Fi, GSM- модемов и т.д.).

На основании постановления Правительства Оренбургской области от 09.02.2017 г. № 94 «Об утверждении положения о единой информационно­-телекоммуникационной сети Правительства Оренбургской области» ЕИТКС - единая информационно-телекоммуникационная сеть Правительства Оренбургской области. Технологическая система, созданная для передачи информации по линиям связи, каналам связи, сети Интернет, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Подключение к ЕИТКС средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи конфиденциальной информации либо информации, содержащей персональные данные, производится только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе межсетевых экранов и шифровальных (криптографических) средств, прошедших сертификацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательным условием для обеспечения защиты информации, при работе с ГИС «ЭСРН» и работе в сети Интернет, в ГКУ «ЦСПН» является использование средства криптографической защиты информации VipNetCoordinatorHW 1000.

На основании изложенного в ГКУ «ЦСПН» должен использоваться только проводной Интернет по каналу передачи волоконно-оптической линии связи, а использование мобильной связи Интернет в режиме точки доступа 3G, 4G, 5G, ADSL модемы, Wi-fi адаптеры, радиорелейные линии связи и т.д. должно быть исключено.

Организация доступа к сети Интернет по ВОЛС обусловлено тем, что они обладают высокой скоростью подключения и отказоустойчивостью, что обеспечивает не менее 99,5% работоспособности в месяц, а также независим от погодных условий.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах

Вместе  с тем, данный довод жалобы сводится к несогласию с установленными Заказчиком требованиями, изложенными в документации об аукционе, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.

Проанализировав положения аукционной документации, принимая во внимание пояснения сторон, выявленные особенности закупаемой услуги, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные требования не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя необоснован.

2) Согласно доводу жалобы, Заказчиком не установлено требование о предоставлении именно участником закупки лицензии на «телематические услуги связи». Предъявление требования о наличии лицензии лишь на стадии исполнения контракта является неправомерным.

Вместе с тем, Заказчиком в п. 22.1 информационной карты документации об электронном аукционе установлено следующее:

 

 

22.1.

Перечень документов (копий документов), подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки

1. Копия лицензии на оказание услуг связи, подтверждающая право на оказание услуг, являющихся объектом закупки, в соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

 

 

Таким образом, Заказчиком установлено требование о предоставлении именно участником закупки лицензии на «телематические услуги связи».

Кроме того, в извещении о проведении аукциона в электронной форме установлено следующее:

«1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Копия лицензии на оказание услуг связи, подтверждающая право на оказание услуг, являющихся объектом закупки, в соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Установлены единые требования к участникам закупок в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень требований к участникам закупок указан в п. 21 документации об электронном аукционе».

Проанализировав аукционную документацию, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в указанной части нарушений положений Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя необоснован.

3) Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя по контракту собственной оптоволоконной сети и запрете привлечения субподрядчиков (соисполнителей) к выполнению работ по контракту.

В соответствии с техническим заданием документации об электронном аукционе Заказчиком установлено следующее:

«Для оказания услуги заказчику исполнитель должен:

- организовать широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет по проводным сетям через свою опорную оптоволоконную сеть с гарантированной пропускной способностью на внешние ресурсы не ниже* пропускной способности, указанной в Техническом задании».

Заказчиком в пункте 3.3.1 раздела 3 «Права и обязанности Сторон» проекта контракта установлена обязанность исполнителя: «Оказать услугу, указанную в п. 1.1 настоящего Контракта, самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных Контрактом, т.е. своими силами, средствами, материалами и техникой, в полном объеме, с надлежащим качеством и в срок, указанный в п. 4.1 настоящего Контракта».

Законом о контрактной системе прямо не предусмотрена и не запрещена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом. Лишь отдельные положения указанного Закона свидетельствуют о такой возможности (например, части 5 и 6 статьи 30; часть 29.1 статьи 34; часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе).

Согласно же пункту 1 статьи 313 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.

При этом статья 780 ГК РФ устанавливает, что в случае, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

В этом, в частности, состоит отличие договора оказания услуг от договора подряда (глава 37 ГК РФ), по которому подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (пункт 1 статьи 706 ГК РФ).

Проанализировав аукционную документацию, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в указанной части нарушений положений Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя необоснован.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» на действия Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» при проведении электронного аукциона на  оказание услуг широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет по проводным сетям (номер извещения № 0853500000319014149) необоснованной.

    

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны