Решение б/н Решение и предписание по делу № 06-17-02/2014 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <……....>., членов Комиссии: <……....>

в присутствии начальника отдела муниципальной собственности комитета по управлению имуществом г.Орска – <……....> (доверенность от 07.03.2014г. №13/03-20),

в присутствии главного бухгалтера МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» - <……....> (доверенность №б/н без даты),

в присутствии ИП <……....> (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия <...> ),

рассмотрев дело № 06-17-02/2014 по признакам нарушения МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» ч.3 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципального имущества в аренду ИП <……....> в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договоры аренды нежилого недвижимого имущества №229 от 12.03.2012г., №229 от 26.12.2012г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

 По итогам  проведенной  Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий администрации муниципального образования г. Орск Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства  установлено  следующее.

12.03.2012г. между администрацией м/о г.Орск, в лице председателя Комитета по управлению имуществом г.Орска (Собственник), МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» (Арендодатель) и ИП <……....> (Арендатор) заключен договор №229 на аренду нежилого недвижимого имущества.

Согласно п.1.1 указанного договора объектом настоящего договора является следующее недвижимое имущество: встроенное нежилое помещение в здании МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска», полезной площадью 53,2 кв.м. Недвижимое имущество, указанное в п.1.1 настоящего договора расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, г.Орск, район Октябрьский, ул.Гомельская, д.84.

Согласно п.1.5 срок аренды определяется настоящим договором с 27.12.2011г. по 25.12.2012г.

Указанный договор аренды №229 от 12.03.2012г. согласован администрацией м/о г.Орска в лице Комитета по управлению имуществом, подписан со стороны арендодателя директором МОАУ «СОШ №43 г.Орска» и арендатора - ИП <……....>

26.12.2012г. между администрацией м/о г.Орск, в лице председателя Комитета по управлению имуществом г.Орска (Собственник), МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» (Арендодатель) и ИП <……....> (Арендатор) заключен договор №229 на аренду нежилого недвижимого имущества.

Согласно п.1.1 указанного договора объектом настоящего договора является следующее недвижимое имущество: встроенное нежилое помещение в здании МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска», полезной площадью 53,2 кв.м. Недвижимое имущество, указанное в п.1.1 настоящего договора расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, г.Орск, район Октябрьский, ул.Гомельская, д.84.

Согласно п.1.5 договора срок аренды определяется настоящим договором с 26.12.2012г. по 25.12.2013г.

Указанный договор аренды №229 от 26.12.2012г. согласован администрацией м/о г.Орска в лице Комитета по управлению имуществом, подписан со стороны арендодателя директором МОАУ «СОШ 43 г.Орска» и арендатора - ИП <……....>

Как установлено в ходе проверки, торги (конкурс/аукцион) в отношении муниципального имущества, переданного по вышеуказанным договорам аренды, Комитетом по управлению имуществом г.Орска, МОАУ «СОШ №43 г.Орска» не проводились.

Таким образом, за период с 2010г. по 2012г. увеличилась площадь арендуемого имущества на 25,4 кв.м.

В действиях МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» были усмотрены признаки нарушения ч. 3 ст. 17.1  ФЗ «О защите конкуренции».

 Приказом Оренбургского УФАС России от 18.02.2014г. № 28  в отношении МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска»  возбуждено дело № 06-17-02/2014.

Определением от 18 февраля 2014г. (исх. № 1893 от 18.02.2014г.) дело назначено к рассмотрению на 11 марта 2014г. в 12ч. 30мин.

В ходе рассмотрения дела представитель МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» нарушение признала, пояснила следующее: МОАУ «СОШ № 43 г. Орска» из-за нехватки финансовых средств вынуждена сдавать помещения в аренду. Денежные средства расходуются на нужды школы. Так в 2012 году установлено 2 тепловых счетчика, оплачен энергетический паспорт <...> косметический ремонт школы и т.д.

В 2007 году сдано в аренду помещение площадью 27.80 кв. м в отдельно стоящем нежилом помещении арендатору <……....> под магазин. <……....> без задержек вносила арендную плату за коммунальные услуги.

В 2012 году арендатор <……....> попросила совместное помещение под склад автозапчастей площадью 25,4 кв. м., так как комната смежная и имеет один выход.

В период с 2008 по 2012 годы ни один предприниматель не дал согласие на аренду данного помещения, поэтому просьба арендатора <……....> была удовлетворена и помещение площадью 25.4 кв. м сдано в аренду <……....>

В ходе рассмотрения дела начальник отдела муниципальной собственности комитета по управлению имуществом г.Орска пояснила следующее: Арендные отношения между МОУ «СОШ № 43» и ИП <……....>, являющейся субъектом малого и среднего предпринимательства, возникли в 2006 году, в результате чего заключен договор аренды № 229 от 04.09.2006г. сроком с 01.10.2006г. по 29.09.2007г.

Впоследствии, в соответствии со ст. 621 Гражданского Кодекса РФ, надлежащим выполнением арендатором условий договора аренды, и во исполнение требований части 4 статьи 53 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-Ф3 имеющей силу до 01.07.2013 года, ежегодно между вышеуказанными лицами заключались договоры аренды на новый срок.

В соответствии с п. 3.1 ст. 17.1 Федерального закона №135- ФЗ заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества муниципальных образовательных учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.

Кроме того, муниципальным учреждениям в соответствии с ч. 4 ст. 53 Федерального закона № 135-Ф3 до 01.07.2015 разрешалось заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, оформленных до 01.07.2008, с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), без проведения торгов.

Договоры заключались в период действия части 4 статьи 53 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-Ф3 (срок действия части 4 с 10.11. 2008г. по 30.06.2013г.), нормы которой разрешали заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение договоров аренды допускалось на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

На основании вышеизложенного, договоры аренды между МОАУ «COШ № 43» и ИП <……....> ежегодно перезаключались на новый срок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В ходе заседания Комиссии ИП <……....> пояснила следующее: ИП Волкова <……....> арендует помещение по указанному адресу у МОАУ «СОШ №43» с 2006г. Продление договоров аренды на новый срок ИП оформляло подачей заявлений на имя председателя КУИ г.Орска с согласия начальнику Управления образования администрации г.Орска. Кроме того, МОАУ «СОШ №43» находится на окраине г.Орска, в связи с чем желающих арендовать данное помещение не было.

Договор аренды на 2014 год не заключен, т.к. в КУИ г.Орска пояснили, что необходимо проводить аукцион. Администрация МОАУ «СОШ №43» подготовила пакет документов для проведения аукциона, в котором могут принять участие все желающие. ИП <……....> планирует на равных условиях участвовать в аукционе.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

17.12.2010г. между администрацией м/о г.Орск, в лице председателя Комитета по управлению имуществом г.Орска (Арендодатель), МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» (Балансодержатель) и ИП <……....> (Арендатор) заключен договор №229 на аренду нежилого недвижимого имущества.

Согласно п.1.1 указанного договора объектом настоящего договора является следующее недвижимое имущество: встроенное нежилое помещение в здании МОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска», полезной площадью 27,80 кв.м. Недвижимое имущество, указанное в п.1.1 настоящего договора расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, г.Орск, район Октябрьский, ул.Гомельская, д.82.

В соответствии с п.1.4 договора размер арендной платы в текущем календарном году составляет 5276,76 рублей.

Согласно п.1.5 договора срок аренды определяется настоящим договором с 29.12.2010г. по 27.12.2011г.

Согласно п.6.1 договора по истечении срока договора аренды арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок в случае надлежащего исполнения им своих обязанностей по настоящему договору.

Указанный договор аренды №229 от 17.12.2010г. согласован администрацией м/о г.Орска в лице Комитета по управлению имуществом, подписан со стороны арендодателя директором МОАУ «СОШ 43 г.Орска» и арендатора - ИП <……....>

12.03.2012г. между администрацией м/о г.Орск, в лице председателя Комитета по управлению имуществом г.Орска (Собственник), МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» (Арендодатель) и ИП <……....> (Арендатор) заключен договор №229 на аренду нежилого недвижимого имущества.

Согласно п.1.1 указанного договора объектом настоящего договора является следующее недвижимое имущество: встроенное нежилое помещение в здании МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска», полезной площадью 53,2 кв.м. Недвижимое имущество, указанное в п.1.1 настоящего договора расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, г.Орск, район Октябрьский, ул.Гомельская, д.84.

В соответствии с п.1.4 договора размер арендной платы в текущем календарном году составляет 4533,39 рублей.

Согласно п.1.5 срок аренды определяется настоящим договором с 27.12.2011г. по 25.12.2012г.

Согласно п.6.1 договора по истечении срока договора аренды арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок в случае надлежащего исполнения им своих обязанностей по настоящему договору.

Указанный договор аренды №229 от 12.03.2012г. согласован администрацией м/о г.Орска в лице Комитета по управлению имуществом, подписан со стороны арендодателя директором МОАУ «СОШ №43 г.Орска» и арендатора - ИП <……....>

26.12.2012г. между администрацией м/о г.Орск, в лице председателя Комитета по управлению имуществом г.Орска (Собственник), МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» (Арендодатель) и ИП <……....> (Арендатор) заключен договор №229 на аренду нежилого недвижимого имущества.

Согласно п.1.1 указанного договора объектом настоящего договора является следующее недвижимое имущество: встроенное нежилое помещение в здании МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска», полезной площадью 53,2 кв.м. Недвижимое имущество, указанное в п.1.1 настоящего договора расположено по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, г.Орск, район Октябрьский, ул.Гомельская, д.84.

В соответствии с п.1.4 договора размер арендной платы в текущем календарном году составляет 4394,92 рублей.

Согласно п.1.5 срок аренды определяется настоящим договором с 26.12.2012г. по 25.12.2013г.

Согласно п.6.1 договора по истечении срока договора аренды арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок в случае надлежащего исполнения им своих обязанностей по настоящему договору.

Указанный договор аренды №229 от 26.12.2012г. согласован администрацией м/о г.Орска в лице Комитета по управлению имуществом, подписан со стороны арендодателя директором МОАУ «СОШ №43 г.Орска» и арендатора - ИП <……....>

Как установлено в ходе проверки, торги (конкурс/аукцион) в отношении муниципального имущества, переданного по вышеуказанным договорам аренды, Комитетом по управлению имуществом г.Орска, МОАУ «СОШ 43 г.Орска» не проводились.

 ИП <……....> ИНН 561506984112, зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области 21.07.2007, за основным государственным регистрационным номером индивидуальных предпринимателей 306561422600030. Основной вид деятельности ИП <……....> - розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (ОКВЭД 50.30.2). 

Таким образом, ИП <……....> является хозяйствующим субъектом  в понимании ч. 5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с пунктом 31 Информационного письма № 66 от 11.01.2002 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации договор аренды, заключенный на новый срок, является новым договором аренды. Таким образом, при заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения. Заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, в том числе продолжение фактических договорных отношений, увеличивающих срок действия договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона "О защите конкуренции".

Согласно п.12  Разъяснений ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ) в результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет договора, размер арендной платы, целевое назначение объекта и другие существенные условия договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).

Имущество передано в аренду ИП <……....> для осуществления предпринимательской деятельности без проведения публичных процедур, что обеспечивает индивидуальному предпринимателю более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

Согласно  ч.1 ст.17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с ч.3 ст.17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Таким образом, муниципальное имущество было передано ИП <……....> в нарушение ч. 3 ст.17.1 Федерального закона №135-ФЗ от  26.07.2006г. «О защите конкуренции», без проведения публичных торгов, что обеспечивает хозяйствующему субъекту более выгодные условия на соответствующем рынке услуг.

С учетом изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  считает доказанным факт нарушения в действиях МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска»  ч. 3 ст. 17.1   ФЗ «О защите конкуренции» при  предоставлении муниципального имущества с нарушением порядка, предусмотренного антимонопольным законодательством (договоры аренды нежилого недвижимого имущества №229 от 12.03.2012г., №229 от 26.12.2012г.).

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»  ц#G0цццццелями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии со ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1 – 3 статьи 41 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

             1.  Признать МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска»   нарушившим ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 2. Выдать МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего: принять меры по возврату муниципального имущества, переданного ИП <……....>с нарушением требований антимонопольного законодательства, в том числе направить контрагенту по договору №229 от 26.12.2012г. уведомление о расторжении данного договора; обеспечить предоставление муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Орск, район Октябрьский, ул.Гомельская, д.84, в соответствии  требованиями антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   <……....>

 

Члены Комиссии                                                                                             <……....>

 

         Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

           Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Предписание

 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

по делу № 06-17-02/2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в со­ставе:

Председателя Комиссии – <……....>, членов Комиссии: <……....>

руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частью 4 ст. 41, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», на основании своего реше­ния по делу № 06-17-02/2014 о нарушении МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» ч.3 ст. 17.1 Федерального закона № 135-Ф3 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

 

            1.  МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г.Орска» ПРЕКРАТИТЬ нарушение ч. 3 ст. 17.1  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г.  «О  защите конкуренции», выразившееся в предоставлении муниципального имущества в аренду ИП <……....> в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договоры аренды нежилого недвижимого имущества №229 от 12.03.2012г., №229 от 26.12.2012г.), для этого в срок до 22 апреля 2014г.:

- принять меры по возврату муниципального имущества, переданного ИП <……....> с нарушением требований антимонопольного законодательства, в том числе, направить контрагенту по договору №229 от 26.12.2012г. уведомление о расторжении данного договора;

- обеспечить предоставление муниципального имущества, в соответствии  требованиями антимонопольного законодательства.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России  в срок до 25 апреля 2014г.,  представив документы, подтверждающие его исполнение.

  

 

 Председатель Комиссии                                                                           <……....>

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <……....>

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.

Примечание: неисполнение   в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны