Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

  В Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступили следующие заявления: граждан  (…) на действия филиала ООО «Росгосстрах» в  Оренбургской области (460006, Оренбургская область,   г.Оренбург,ул.Комсомольская/Рыбаковская, д.99/41) (далее также – ООО «Росгосстрах»), выразившиеся в навязывании контрагентам к договору оказания услуг ОСАГО дополнительных услуг.

Оренбургским УФАС России в 2013 году изучался рынок оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств на территории Оренбургской области (далее - ОСАГО). Согласно Аналитическому отчету по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке ОСАГО на территории Оренбургской области за 2011-2012 годы и 9 месяцев 2013 года,  товар, обращающийся на рассматриваемом рынке (ОСАГО), обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации. Доля ООО «Росгосстрах» в течение длительного периода времени (2011г., 2012г., 9 месяцев 2013г.) неизменно превышала 20%, таким образом  положение ООО «Росгосстрах» (адрес: 140002, Московская обл., г.Люберцы, ул. Парковая, д. 3, ИНН 5027089703) в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области (место нахождение: г.Оренбург, ул.Комсомольская/ул.Рыбаковская, 99/41) на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в период 2011 - 2012 годы и 9 месяцев 2013 года в географических границах Оренбургской области является доминирующим, при этом занимаемая им доля считается неизменной или стабильной. 

Статья 10  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

С учетом изложенного, действия ООО «Росгосстрах» регламентируются Законом о защите конкуренции.

 В ходе правового анализа заявлений Оренбургским УФАС России установлено следующее:

Согласно материалам жалоб, заявители обращались в ООО «Росгосстрах» с целью заключить договор оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (далее  - ОСАГО), предварительно прошли технический осмотр транспортного средства в специализированной организации и получили диагностическую карту.  Сотрудники ООО «Росгосстрах» диагностическую карту, предъявленную страхователем,  не признавали и пояснили, что технический осмотр нужно пройти только в указанной  ими организации, заплатив  за диагностику, иначе заключение договора ОСАГО будет невозможным.

 Согласно ст.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) договор ОСАГО является публичным.  Пункт 3 статьи 15 названного закона содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора ОСАГО,  в том числе диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности  транспортных средств.  При предъявлении всех документов, предусмотренных данной статьей страховщик обязан заключить договор ОСАГО.

Требование ООО «Росгосстрах» о прохождении технического осмотра транспортного средства в конкретной, указанной им организации не предусмотрено законом и противоречит правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 Навязывание  контрагенту условий договора, невыгодных для него заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях. Кроме того, договор ОСАГО  имеет статус публичного. При необоснованном уклонении организации от заключения публичного договора другая сторона  в соответствии со ст. 426, 445 ГК РФ вправе обратиться в суд с требованием о  понуждении заключить договор. Между тем, ООО «Росгосстрах»  занимает  доминирующее положение, его обычные действия по требованию иных,  чем в законе условий (документов) договора признаются навязыванием невыгодных условий договора.

  В соответствии с п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 Таким образом, в действиях филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области усматриваются признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выраженные в навязывании контрагентам к договору оказания услуг ОСАГО дополнительных условий о прохождении технического осмотра транспортного средства в указанной ООО «Росгосстрах» организации и оплате дополнительных услуг по диагностике.

Согласно ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

   В связи с наличием в действиях ООО «Росгосстрах» (ИНН 5027089703, ОГРН 1025003213641, юридический адрес: 140002, Московская область, г. Люберцы, ул.Парковая, д.3) в лице филиала ООО «Росгосстрах» в городе Оренбурге (460006, Оренбургская область, г.Оренбург,ул.Комсомольская/Рыбаковская, д.99/41) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции», выраженного в навязывании контрагентам к договору оказания услуг ОСАГО дополнительных  условий о прохождении технического осмотра транспортного средства в указанной ООО «Росгосстрах» организации и оплате дополнительных услуг по диагностике, Оренбургское УФАС России предупреждает о необходимости в течение 10 дней с момента получения филиалом ООО «Росгосстрах» в городе Оренбурге (460006, Оренбургская область, г.Оренбург,ул.Комсомольская/Рыбаковская, д.99/41) настоящего предупреждения прекратить нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего прекратить навязывание  дополнительных  условий к договору ОСАГО о прохождении технического осмотра транспортного средства в указанной ООО «Росгосстрах» организации и оплате дополнительных услуг по диагностике.

 

  О выполнении предупреждения сообщить в Оренбургское УФАС России в течение трёх дней с момента окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны