Решение №б/н Признать жалобу ИП Байжигитова С.Е. на действия Федерального... от 19 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии: Членов Комиссии:

в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

представителя ИП Байжигитова С.Е. –

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» -

рассмотрев жалобу ИП Байжигитова С.Е. на действия Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию территории ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ (номер извещения№ 0353100003022000032),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.12.2022 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба ИП Байжигитова С.Е. (далее по тексту – Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» (далее по тексту – Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию территории ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ (номер извещения№ 0353100003022000032) (далее – электронный аукцион).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Представитель Заявителя просил отменить закупку, пояснил, что из положений проекта контракта следует, что Исполнитель должен предъявлять к приемке только фактически оказанные услуги, а значит, учитывая виды услуг по контракту – уборка снега, посыпание обледенелых участков реагентами, уборка листвы, сброс снега и скол наледи (сосулек) с кровли здания и т.п., сумма ежемесячных платежей будет разная, исходя из погодных условий и времени года. Однако, в проекте контракта и техническом задании отсутствует разбивка по стоимости за каждый вид услуги, исходя из единицы измерения, что не позволяет участникам закупки сформировать объективное ценовое предложение.  

Кроме того, представитель Заявителя пояснил, что ИП Байжигитовым С.Е. был направлен запрос разъяснений положений извещении о проведении электронного аукциона, однако, в нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчик не разместил в единой информационной системе в установленный законом срок разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса.

Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился, пояснил, что в техническом задании при описании объекта закупки определены действия и деятельность, которые Исполнителю необходимо выполнить. Более того, в описании объекта закупки указаны объемы убираемых площадей, их периметр, периодичность, требования к оказанию услуг и т.д., что позволяет участникам закупки проанализировать характер предлагаемых услуг, возможные риски, влекущие для участника правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, чтобы надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать иные действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта, а также сформировать объективную и справедливую цену контракта.

Представитель Заказчика отметил, что полагает допустимым установить максимальное значение цены контракта с указанием в приложении к контракту цены за единицу товара, работы или услуги для дальнейшего оказания услуг по заявкам Заказчика и выставлением ежемесячно суммы за фактически оказанные услуги, поскольку Заказчик не может предположить сколько и какое количество снега придется вывести, также невозможно определить какое количество сосулек надо будет снять с крыши с учетом погодных условий и времени года. В настоящей закупке порядок цены определен в виде фиксированной ежемесячной суммы, которая будет оплачиваться за фактически выполненный объем работ.

Представитель Заказчика просил Комиссию Оренбургского УФАС России выдать предписание Заказчику для корректировки и внесения изменений в положения аукциона.

Также, представитель Заказчика возразил относительно нарушения положений ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, поскольку Заявителю были предоставлены разъяснений положений извещения о проведении электронного аукциона в установленные законом сроки. Запрос о даче разъяснений от Заявителя поступил 08.12.2022 г. (четверг) в 22:59 (МКС+2), Заказчиком предоставлены разъяснения в понедельник 12.12.2022 г. (понедельник), поскольку согласно ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день ответа на обращение (запрос) выпадает на выходной день, срок продлевается до первого рабочего дня.

Комиссией Оренбургского УФАС России было принято решение об объявлении перерыва в заседании до 15.12.2022 г. до 16 часов 00 минут. Заказчику предложено уточнить, в связи с чем, Заказчик просит выдать предписание.

После перерыва, представитель Заказчика пояснил, что согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является оказание слуг по комплексному обслуживанию территории. Заказчиком описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями ст. 3 Закона о контрактной системе., в извещении применен код ОКПД2 – 81.10.10.000, однако, в каталоге товаров работ, услуг предусмотрено обязательная для применения с 21.09.2021 г. позиция – это услуга уборки 81.21.10.000-00000005, наименование которой отражено Заказчиком в Перечне и объеме услуг по комплексному обслуживанию территории, но в Техническом задании данный код Заказчиком не указан и не применен. В этой связи, Заказчик просит выдать предписание для корректировки и внесения изменений в положения извещения о проведении электронного аукциона в части установления и применения Заказчиком позиции каталога товаров, работ, услуг 81.21.10.000-00000005 к услугам уборки территории и с учетом установленной каталогом единицы измерения, обосновать начальную (максимальную) цену контракта.

            В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:

02.12.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию территории ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ (номер извещения№ 0353100003022000032).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 400 000,00 рублей.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с ч. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Материалами дела установлено, что 08.12.2022 г. (пятница) в 22:59 (МСК+2) Заявителем был подан запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении электронного аукциона.

Поскольку окончание срока, установленного ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, выпадало на выходной день (то есть, 10.12.2022, суббота), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 12.12.2022 (понедельник, рабочий день). 

Согласно представленным материалам дела и данным официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, Заказчиком 12.12.2022 г. в 09:24 (МСК+2) размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки № РИ6.

Таким образом, Заказчиком соблюдены требования ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, жалоба в данной части является необоснованной.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила № 145).

В соответствии с пунктом 7 Правил № 145 использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с Техническим заданием Заказчику требуются такие услуги как: «Уборка территории от снега вручную», «Уборка территории от снега механизированной техникой оснащённой щёткой и лопатой-отвалом» и т.д.

В извещении о проведении Конкурса, Заказчиком указан код ОКПД2 81.29.19.000 «Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки».

Вместе с тем, КТРУ предусмотрена обязательная для применения с 21.09.2021 г. позиция 81.21.10.000-00000005 «Услуги по уборке», в которую включен ОКПД2 81.29.12.000 «Услуги по подметанию и уборке снега». Также, установлены единицы измерения (количество товара, объем работы, услуги по ОКЕИ) - квадратный метр.

Проанализировав положения КТРУ, положения технического задания, Комиссия, Оренбургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика при описании объекта закупки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Поскольку в силу ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе, не допускаются изменения существенных положений извещения о проведении электронного аукциона, (таких как обоснование начальной (максимальной) цены контракта), Комиссия Оренбургского УФАС России полагает необходимым выдать предписание об отмене электронного аукциона № 0353100003022000032.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Байжигитова С.Е. на действия Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию территории ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ (номер извещения№ 0353100003022000032), частично обоснованной.

2. Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» нарушившим положения п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» предписание об отмене электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию территории ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ (номер извещения№ 0353100003022000032).

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны