Решение б/н Решение от 16 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой»

 

 

(….…………)

ООО «МАГ+С»

 

(….…………)

 

 

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                 

 

 

 

Рассмотрение жалобы состоялось 11 февраля 2022 г.                                                                                                                                                                В полном объеме решение изготовлено 16 февраля 2022 г.                                          г. Оренбург                                                                             

                    

Решение по делу № 056/07/3-88/2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – (….…………)., членов Комиссии:

(….…………);

(….…………);

в присутствии представителей (….…………) и (….…………), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи,

в присутствии директора ООО «МАГ+С» (….…………), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

рассмотрев жалобу (вх. № 1023 от 02.02.2022 г.) ООО «МАГ+С» на действия ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ (Извещение ЕИС: № 32211047005),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 1023 от 02.02.2022 г.) ООО «МАГ+С» на действия ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ (Извещение ЕИС: № 32211047005).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 07.02.2022 исх. № 961, заказчику от 07.02.2022 исх. № 962.

Рассмотрение жалобы было назначено на 10.02.2022 в 14 ч. 00 мин. При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11.02.2022 г. 14 ч. 30 мин.

Исходя из доводов жалобы следует: 1) Установление заказчиком в пп.9 п. 12 информационной карты обязательного требования, о представлении согласованной управлением Ростехнадзора, «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», является недопустимым. Так документы регламентирующие данные положения отменены с 1 января 2021 года.

2) Конкурсной документацией определен перечень услуг: -разработка и согласование 9 планов развития горных работ на 2022 год, -маркшейдерское обслуживание в 2022 году (9 месторождений Заказчика). Объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой услуг, либо исполнителей, специализирующихся на разных видах услуг, приводит к ограничению конкуренции при проведении аукциона и сокращению количества участников закупки.

3) Заказчик не установил в техническом задании технические условия разработок планов развития горных работ (производительность карьера в год и по кварталам, наличие и марки карьерного оборудования, наличие и марки транспортного оборудования. Отсутствие характеристик разработки 9 планов развития горных работ являются явно обременительными для подрядчика (участника) и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), дают возможность заказчику злоупотреблением правом на основании условий договора.

4) Заказчик техническим заданием вводит в заблуждение о необходимости согласования планов развития горных работ. Потенциальный участник закупки и возможный победитель не может выполнить процедуру согласования так как не является пользователи недр и не обладает лицензией на пользование недр.

В Комиссию от ГУП «Оренбургремдорстрой» поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых они не согласились с доводами жалобы, указав следующее.

Заказчик имеет лицензию, но при этом в штате отсутствует главный геолог и главный маркшейдер, соответственно привлекает сторонние организации через закупку для ведения данной деятельности. Следовательно, участник прикладывает в своей заявке согласно п.п. 9 п.12 Документации: Документы (копии документов), подтверждающие соответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации: копию лицензию на производство маркшейдерских работ, согласованная управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», а также в соответствии с пл. 13 п. 12. Документации: Участник закупки вправе дополнительно  представлять иные, характеризующие его деятельность, документы, т.е. участником возможна, подача заявки с письмом или ссылкой на нормативный документ, подтверждающий об отмене необходимого документа для ведения данной деятельности.

Маркшейдерское обслуживание и разработка плана развития горных работ осуществляется только при наличии лицензии. Основной затратной и трудоемкой частью является именно разработка и согласование, после получения необходимых документов осуществляется маркшейдерское обслуживание, так скажем контроль (вынос, съемки и т.д.), т.е. минимум объем работ. Для заказчика это удобно т.к. один исполнитель ведет от начала и до конца весь процесс. Это один вид работ, который относится к одному ОКПД.

Под согласованием плана развития горных работ на 2022 год предполагается участие уполномоченных лиц заказчика и исполнителя при рассмотрении результатов рассмотрения плана развития горных работ на основании пункта 60 «Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по согласованию планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.02.2020 № 59.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

19.01.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ (Извещение в ЕИС: № 32211047005).

Дата начала срока подачи заявок 19.01.2022

Дата окончания срока подачи заявок 02.02.2022 в 09:00 (МСК+2)

Дата подведения итогов 03.02.2022.

ООО «МАГ+С» не являлось участником данных торгов, но жалоба подана до окончания срока подачи заявок (поступила на электронную почту 01.02.2022 г., зарегистрировано 02.02.2022 г.).

Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Оренбургремдорстрой» (далее - Положение), утверждено 29.09.2021 г. и 13.10.2021 г. размещено в ЕИС.

Конкурсная документация по проведению открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ (далее – Документация) размещена в ЕИС в действующей редакции 26.01.2022 г.

1.Рассматривая довод жалобы о недопустимости установления заказчиком обязательного требования о представлении согласованной управлением Ростехнадзора, «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с пп. 9 п. 12 раздела «Информационная карта конкурса» Документации, вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать требуемые заказчиком в документации информацию и документы, а именно лицензию на производство маркшейдерских работ, согласованную управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр».

Согласно пп. 3 п. 1.10.1. Положения, комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в случае, если участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки.

Пунктом 3 постановления от 22 мая 2001 г. № 18 «Об утверждении положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр» регламентировано, что для осуществления в установленном порядке контроля за вопросами промышленной безопасности и охраны недр федеральные органы исполнительной власти и иные организации в соответствии с настоящим Положением могут принимать по согласованию с Госгортехнадзором России отраслевые положения.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что постановлением Правительства РФ от 6 августа 2020 г. № 1192, постановление от 22 мая 2001 г. № 18 «Об утверждении положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр» утратило силу с 1 января 2021 года.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное Документацией обязательное требование к участникам о представлении согласованной управлением Ростехнадзора «Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», не представление которого является основанием для отказа в допуске к участию в данных торгах, является   излишним и может привести к необоснованному ограничениям количества участников. Довод жалобы обоснованный.

2.В следующем доводе жалобы заявитель указывает на недопустимость объединения в один лот технологически и функционально не связанных между собой услуг, либо исполнителей, специализирующихся на разных видах услуг.

Согласно пунктам 1-9 «Технической части» Документации, заказчику требуется оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ, пунктом 10 требуется маркшейдерское обслуживание в 2022 году. Маркшейдерское обслуживание включает в себя следующие виды работ:

-тахеометрическая съемка;

-определение и учёт объёмов добычи полезного ископаемого, определение объема вскрышных пород, контроль отвалообразования;

-составление и пополнение плана горных работ и геологических разрезов;

-вынос (восстановление) границ земельного и горного отводов;

-составление годовой государственной статистической отчетности (5-гр, 2-лс, 2-тп (рекультивация);

-ведение маркшейдерской документации.

В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1466 «Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых» (далее – Постановление № 1466), подготовка планов и схем развития горных работ осуществляется пользователем недр или юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), привлекаемым пользователем недр, которые имеют лицензию на производство маркшейдерских работ.

Согласно пунктам 2 и 3 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1467 «О лицензировании производства маркшейдерских работ», лицензирование производства маркшейдерских работ осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение следующих работ и услуг:

а)создание маркшейдерских опорных и съемочных сетей;

б)создание маркшейдерских сетей для наблюдения за сдвижением земной поверхности, деформациями горных выработок, зданий, сооружений и объектов при осуществлении работ, связанных с пользованием недрами;

в)пространственно-геометрические измерения горных разработок и объектов, связанных с пользованием недрами, зданий и сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, а также наблюдения за состоянием горных отводов;

г)учет и обоснование объемов горных разработок;

д)ведение горной графической документации;

е)обоснование границ горных отводов, определение опасных зон горных разработок, мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами;

ж)проектирование маркшейдерских работ.

В контексте ч.1 ст. 3 Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

Заказчик вправе самостоятельно определять необходимость приобретения конкретного товара, а также необхомисть оказываемых, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности и достигнуть стоящие перед ним задачи.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Пояснения заказчика по данному доводу прописаны в абзаце 3 стр. 3 настоящего решения.

Кроме того, заказчиком в материалы дела представлены коммерческие предложения ООО «СЗДК ПГМ» и ООО «Горные Решения», изучив которые Комиссия установила возможность оказания услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ, и оказания услуг маркшейдерского обслуживания, указанными организациями. Данное обстоятельство подтверждает, также, единственная заявка ООО «ЭПИК» поданная и допущенная к участию в рассматриваемой закупке.

На основании изложенного, Комиссия не установила в действиях заказчика нарушения в части объединения в один лот оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ и услуг связанных с маркшейдерского обслуживанием. Довод жалобы необоснованный.

3.Рассматривая довод жалобы о том, что заказчик не установил в техническом задании технические условия разработок планов развития горных работ, Комиссия установила.

В соответствии с п. 6 Постановления № 1466, планы и схемы развития горных работ составляются на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и требований, регламентирующих выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

В п. 1 «Технической части» Документации указано: разработка и согласование плана развития горных работ на 2022 год:

-на Зиянчуринском месторождении ПГС в Кувандыкском городском округе Оренбургской области;

-на Михайловском месторождении ПГС в Сорочинском городском округе Оренбургской области;

-на Подгорном месторождении ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области;

- на месторождении ПГС «Мокино-1» в Илекском районе Оренбургской области;

-на месторождении ПГС «Залежь-5» в Новосергиевском районе Оренбургской области;

-на Искринском месторождении ПГС в Бузулукском районе Оренбургской области;

-на Абдрахмановском месторождении ПГС в Абдулинском городском округе Оренбургской области;

-на Айдырлинском месторождении строительного камня в Кваркенском районе Оренбургской области;

-на Западно-Аниховском месторождении строительного камня в Адамовском районе Оренбургской области.

Иных, конкретизирующих требований к оказанию услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ, Комиссия в Документации не установила. В том числе, проектная документация, также отсутствует.

В заседании Комиссии, представителем заказчика даны пояснения, из которых следует, что проектная документация месторождений на данный момент не согласована в министерстве природных ресурсов Оренбургской области, в связи чем не может быть приложена к Документации.

Согласно пп. 1 и 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, 10. В документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

-требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

 Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Документации отсутствуют требования к качеству, количеству, к результатам работы, а также проектная документация, на основе которой разрабатываются планы развития горных работ. Довод жалобы обоснованный.

4.Еще одним из доводов жалобы заявителя является, введение в заблуждение участников заказчиком, установлением требований о необходимости согласования планов развития горных работ. По результатам рассмотрения данного довода Комиссия пришла к следующему.

Согласно пунктам 1-9 «Технической части» Документации, заказчику требуется оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ.

Как было указано выше, иных, конкретизирующих требований к оказанию услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ, Комиссия в Документации не установила.

Между тем, в соответствии с п. 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 февраля 2020 г. № 59 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по согласованию планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», заявителями при предоставлении государственной услуги являются пользователи недр согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к нижеследующим выводам. В настоящей документации нет четкого и понятного алгоритма в соответствии с которым участники осуществляют согласование плана развития горных работ, при наличии такого обстоятельства возникает противоречие в части невозможности согласования плана развития горных работ т.к. участники не являются пользователями недр.

При наличии такого противоречивого требования, участникам не представляется возможным оценить все риски возможности/невозможности увеличения объема затрат в случае необходимости выполнения дополнительных работ.

Само по себе наличие противоречивого требования свидетельствует о невыполнении заказчиком обязанности по размещению всей необходимой информации по закупке, что нарушает, в том числе, принцип информационной открытости и прозрачности приводимых закупок. Довод жалобы обоснованный.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 02.02.2022 № 32211047005-01, протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 03.02.2022 № 32211047005-02, для участия в данных торгах была подана и допущена одна заявка ООО «ЭПИК». Итоговым протоколом от 03.02.2022 № 32211047005-03 было принято решение закупочной комиссией о заключении договора с данным участником.

Вместе с тем, учитывая совокупность выявленных нарушений со стороны заказчика при размещении Документации, Комиссия приходит к выводу, что права и интересы указанного участника торгов, в том числе, могут быть нарушены.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, совокупность выявленных нарушений со стороны заказчика, в целях соблюдения баланса интересов сторон, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх. № 1023 от 02.02.2022 г.) ООО «МАГ+С» на действия ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ (Извещение ЕИС: № 32211047005), частично обоснованной.

2. ГУП «Оренбургремдорстрой» выдать предписание об аннулировании конкурса в электронной форме (Извещение ЕИС: № 32211047005).

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                               (….…………)

 

Члены Комиссии                                                                                  (….…………)

 

(….…………)

Связанные организации

Связанные организации не указаны