Решение №2324 РЕШЕНИЕ по делу № 08-07-61/2019 от 19 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Аспект» на действия Администрации муниципального образования Новоникитинский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области  при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта водопропускной трубы по ул. Набережная в селе Новоникитино, Октябрьского района, Оренбургской области  (номер извещения  №  0153300073719000001),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.03.2019 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Аспект»  (далее – Заявитель) на действия Администрации муниципального образования Новоникитинский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области  (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта водопропускной трубы по ул. Набережная в селе Новоникитино, Октябрьского района, Оренбургской области  (номер извещения  №  0153300073719000001) (далее – закупка).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Из жалобы следует, что Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, материалам, используемым при выполнении работ по поз. грунтовка, краски, мастика, олифа, грунтовка, эмаль, а также используются нестандартные показатели по поз. смесь песчано-гравийная природная, мастика.

Согласно письменным пояснениям Заказчика требования к материалам установлены в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и ГОСТов, считает, что не нарушил положения Закона о контрактной системе, просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:

22.01.2019 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на выполнение ремонта водопропускной трубы по ул. Набережная в селе Новоникитино, Октябрьского района, Оренбургской области  (номер извещения  №  0153300073719000001).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 643 535,00 рублей.

Аукционная документация утверждена Заказчиком.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться  следующим: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В Техническом задании аукционной документации Заказчиком среди прочих установлены следующие требования:

«Грунтовка В-КФ-093 или эквивалент

Степень перетира не более 30 мкм

Время высыхания до степени 3 при температуре (180±2)°С не более 30 мин»;

«Краски

Степень перетира не более 90 мкм

Укрывистость невысушенной пленки краски не более 230 г/м²

Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2)°С не более 24 ч»;

«Мастика

Предел прочности при растяжении 0,08-0,15 кг/см²

Водопоглощение не более 0,4 %»;

«Олифа натуральная Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2)°С не более 24 ч» и др.

Заказчиком в п. 27 Информационной карты документации закупки установлена следующая Инструкция по заполнению заявок:

«Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке.

Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в аукционе в электронной форме в отношении каждого объекта закупки.

Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные пунктом 24 настоящей Документацией об аукционе. Обе части заявок на участие в аукционе в электронной форме подаются одновременно.

Все документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе в электронной форме, должны иметь четко читаемый текст.

Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме» (далее - Сведения о товаре) должны соответствовать ГОСТ или паспорту качества, информацией установленной производителем товара и содержать значения параметров товара в соответствии, с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ, оказании услуг.

При необходимости указания в заявке на участие в аукционе конкретных показателей, соответствующих значениям, указанным в настоящей документации, участник аукциона в составе первой части заявки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в настоящей документации, в том числе, конкретные технические, функциональные, эксплуатационные и все иные характеристики товаров, указанные в настоящей документации.

При необходимости указания в заявке на участие в аукционе информации о наименовании страны происхождения товара, участник аукциона должен руководствоваться следующими требованиями: участник аукциона должен однозначно, определенно и недвусмысленно указать на то, что страной происхождения товара является определенная страна (государство), при этом указываются современное официальное полное или сокращенное наименование страны (государства). Указание на регион страны, часть страны, населенный пункт, определенный географический объект без указания на наименование страны не будет являться надлежащим исполнением требований об указании в заявке наименования страны происхождения товара. Указание наименования страны (государства) в составе сведений о месте нахождения и (или) регистрации производителя товара и(или) участника аукциона, не будет являться надлежащим исполнением требований об указании в заявки страны происхождения товара.

Первая часть заявки не должна содержать слов «или эквивалент», «должен быть», «должен иметь», «не должен быть», «должен соответствовать», «предпочтительно» и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров. При наличии в описании характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе данных слов показатель не является указанием конкретных показателей товара. В случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами «не менее», «не ниже», «от» и  их синонимов, то участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть не меньше или равно значению, установленного Заказчиком, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами «не более», «до», «не выше» и  их синонимов, то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть не больше или равно значению, установленного Заказчиком,  при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами «более», «выше» и их синонимов, то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше значения, установленного Заказчиком, исключая его, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами «менее», «ниже» и  их синонимов, то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше значения, установленного Заказчиком, исключая его, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием знака «тире», установленного между числовыми значениями, то Участнику необходимо указать диапазонное значение, в соответствии с выбранными параметрами и  нормативными документами, крайние значения удовлетворяют потребностям заказчика; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя  с союзом «и», знаком «,», то Участнику необходимо указать все характеристики со всеми перечисленными заказчиком показателями; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием союза «или», «либо», знака «;», «/» означает  что, участник должен выбрать, определить одно конкретное значение и указать его в своей заявке. Применение заказчиком при установлении требований к значению показателя Техническое задание содержит ряд альтернативных значений для участника по определенным характеристикам товарам (материалам),  минимальные и максимальные показатели для каждой альтернативной характеристики товара (материала). Выбрав один из альтернативных вариантов, участнику необходимо указать показатели именно для этой характеристики товара (материала), по показателям, установленным для других альтернативных значений либо в случае если соответствующим ГОСТ некоторый показатель для данной характеристики товара (материала) не нормируется, в соответствующих графах конкретное значение не указывается, вместо конкретного значения участник вправе указать «не нормируется». Наименования характеристик изменению не подлежат.

Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара, указанного в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, несет участник закупки. Все значения характеристик товара должны соответствовать физическим и математическим правилам и законам. При указании в документации о закупке товарных знаков товаров считать описание объекта с применением слов «или эквивалент», за исключением указания в настоящей документации о закупке случаев несовместимости товаров, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Все  материалы должны соответствовать нормам действующих стандартов: ГОСТ 10503-71, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ Р 50970-2011, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 380-2005, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 23735-2014, ГОСТ 13579-78, ГОСТ 14791-79. В случае, если идет отсылка на недействующий ГОСТ, то необходимо руководствоваться нормативным документом вышедшим ему взамен.

Все товарные знаки сопровождаются словами «или эквивалент».

Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе».

Таким образом, Инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.

Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.

Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.

В действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Также Заказчиком по поз. «Смесь песчано-гравийная природная» установлено:

«Фракция песка 0,16-5,0 мм

Фракция гравия 5-70 мм».

Вместе с тем, согласно п. 4.3.2 ГОСТ 23735-2014 «Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия»:

«Зерновой состав песчано-гравийной смеси характеризуют содержанием в ней фракций песка размером менее 0,16 мм, от 0,16 до 0,315 мм, от 0,315 до 0,63 мм, от 0,63 до 1,25 мм, от 1,25 до 2,5 мм и от 2,5 до 5,0 мм; фракций гравия размером от 5 до 10 мм, от 10 до 20 мм, от 20 до 40 мм и от 40 до 70 мм; фракций валунов размером от 70 до 100 мм и от 100 до 150 мм».

По поз. «Мастика» установлено:

«Предел прочности при растяжении 0,08-0,15 кг/см²».

Согласно ГОСТ 14791-79 «Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. Технические условия»:

 

Наименование показателя

Норма для мастики 

 

высшей категории
качества 

1 категории качества

Предел прочности при растяжении, кгс/см²

0,10-0,15

0,08-0,10

 

Также в ГОСТ 14791-79 установлена формула, по которой вычисляют указанный параметр, и порядок проведения испытания (п. 3.5.3).

Таким образом, Заказчик в техническом задании указал нестандартные показатели, не обосновав при этом в документации закупки необходимость использования нестандартных условных обозначений, терминологии.

Действия заказчика нарушают положения п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Данное правонарушение препятствует определению потребностей заказчика, создает сложности в подготовке заявки участниками закупки, вводит их в заблуждение.

На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

По поз. «Олифа» Заказчиком установлено: «Цвет по йодометрической шкале не темнее 1600 мг I/100 см³».

Согласно таблице 2 ГОСТ 32389-2013:

 

                 

Наименование показателя

Значение показателя для олиф

Метод испытаний

 

НЛ

НК

ОВ

ОПВ

КМБ

СН

КМП

 

1 Цвет по йодометрической шкале, мг I/100 см³, не темнее

400

1600

800

800

800

700

-

По ГОСТ 19266

 

Согласно таблице 1 ГОСТ 32389-2013:

 

     

Наименование олифы

Растительное масло, применяемое для изготовления олифы

Обозначение олифы

Натуральная

Льняное

НЛ

 

Конопляное

НК

 

На основании изложенного, значение показателя, указанное Заказчиком, не противоречит требованиям ГОСТ, Комиссия Оренбургского УФАС России в данной части нарушений не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Аспект» на действия Администрации муниципального образования Новоникитинский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области  при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта водопропускной трубы по ул. Набережная в селе Новоникитино, Октябрьского района, Оренбургской области  (номер извещения  №  0153300073719000001) частично обоснованной.

2. Признать в действиях Администрации МО Новоникитинский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении законодательства о контрактной системе по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

                                    …

                                              

Члены комиссии               

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны