Решение №3040 РЕШЕНИЕ по делу № 07-17-03/2019 от 5 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ  о рекламе в составе:

«…» – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

«…» - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

«…» - члена Комиссии, ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

в отсутствии:

заявителя – «….», надлежащим образом уведомленной о дате и месте рассмотрения дела;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – представителя КПК «Сервис Капитал» «…» (доверенность),

рассмотрев дело №07-17-03/2019, возбужденное в отношении КПК «Сервис Капитал» по признакам нарушения п.1 ч.2 ст.28, п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), содержащихся в распространяемой информации о гарантии и обещании эффективности деятельности в будущем на двери в здание посредством конструкций, вводящей в заблуждение потребителей финансовых услуг,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступило обращение «…» (вх. №9580 от 14.12.2018г.), переданное отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального Банка РФ, на действия кредитного потребительского кооператива «Сервис Капитал» (далее – ответчик, КПК «Сервис Капитал») по признакам нарушения п.1 ч.2 ст.28, п.4 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.

Из содержания обращения следует, что по адресу г. Оренбург, пр. Победы, д.2 на двери в здание распространяется следующая информация: ««SK Sервис Капитал. Заработайте 16,5% на своих сбережениях».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынок.

Информация о процентной ставке была размещена на внутренней части двери в КПК «Сервис Капитал». В летний период дверь была открыта, о чем свидетельствует приложенная к заявлению фотография, в связи с чем, указанная информация была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на формирование и поддержания интереса к указанной процентной ставке.

Оренбургским УФАС России установлено, что данная информация подпадает под понятие рекламы в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на вышеуказанную рекламную информацию.

Усмотрев признаки нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 1 части 2 статьи 28 Закона о рекламе по вышеуказанному обращению и после проведения правового анализа, было возбуждено дело в отношении КПК «Сервис Капитал» по признакам нарушения требований законодательства РФ о рекламе № 07-17-03/2019.

В материалы дела № 07-17-03/2019 поступили запрашиваемые документы и письменные пояснения КПК «Сервис Капитал».

Проанализировав содержание рассматриваемой рекламы, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

С учетом изложенного, кредитный потребительский кооператив «Сервис капитал» является финансовой организацией.

Таким образом, в рассматриваемом случае объектом рекламирования выступают финансовые услуги, к которым предъявляются специальные требования, предусмотренные статьей 28 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна, содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложения), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

В пункте 3.8.2 Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке, утвержденного Банком России (Протокол №КФНП - 26 от 27.07.2017г.), указано, что договор передачи личных сбережений должен содержать условие о размере платы (процентов, компенсации) за использование привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков). Размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) устанавливается в процентах годовых. При этом максимальный размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) с учетом всех выплат, причитающихся по договору передачи личных сбережений, не может превышать 1,8 (одну целую восемь десятых) ключевой ставки, установленной Банком России на дату заключения договора передачи личных сбережений.

В соответствии с письмом отделения по Оренбургской области Уральского Главного управления Центрального Банка Российской Федерации (вх.№1834 от 13.03.2019г.) с 26.03.2018 года по 16.09.2018 года ключевая ставка, установленная Банком России, составляла 7,25% годовых. Следовательно, максимальный размер платы за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) с учетом всех выплат не мог превышать 13,05% годовых.

КПК «Сервис Капитал», указывая в рекламной информации процентную ставку 16,05% годовых, дает представление о гарантии доходности вложений денежных средств.

Кроме того, процентная ставка в рекламе на входной двери не соответствует действительности и вводит потенциальных потребителей в заблуждение.

Согласно представленным документам «…», фотофиксация рассматриваемой рекламной информации, размещенной на двери в здание по адресу пр. Победа, д.2, г. Оренбург, осуществлена 19.07.2018 года.

Представитель КПК «Сервис Капитал» подтвердила, что реклама также  распространялась в июне 2018 года.

Таким образом, КПК «Сервис Капитал» распространял рекламную информацию, в которой указана процентная ставка по вкладам не соответствующая Базовому стандарту, а именно 16,05% годовых.

По смыслу части 2 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе допустимо сообщать только о тех показателях эффективности деятельности (доходности вложений), которые могут быть определены на момент заключения соответствующего договора, и, следовательно, должны подтверждаться документально.

Гарантируя эффективность деятельности и доходность вложений или обещая ее в будущем (без документального подтверждения) при рекламировании финансовых услуг, КПК «Сервис Капитал» может не достигнуть желаемого результата и неизбежно введет потребителей в заблуждение, поскольку максимальный размер платы за использование привлеченных средств завышен.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с Положением «О порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного потребител,ьского кооператива «Сервис Капитал», утвержденного решением общего собрания членов КПК «Сервис Капитал» (протокол №5 от 14 марта 2018г.), максимальный размер процентной ставки равен 13,5% на 24 месяца по программе «Максимальный».

Протоколом собрания правления КПК «Сервис Капитал» №1/16/01/2018 от 16 мая 2018 года были внесены изменения в Положение в связи со снижением ключевой ставки, установленной Банком России до 13,05% годовых: программа «Максимальный» 13,05% годовых на 24 месяца.

Соответственно, процентная ставка в рекламе, размещенной на внутренней части двери в КПК «Сервис Капитал», не соответствует действительности и вводит потенциальных потребителей в заблуждение.

Таким образом, при распространении рекламы по адресу пр. Победы, д.2 были нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 28, пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Исходя из содержания части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных п.4 ч.3 ст.5 и  п. 1 ч.2 ст.28 Закона о рекламе,  несет рекламодатель.

Рекламодателем определяется изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 3 Закона о рекламе).

Представителем КПК «Сервис Капитал» указала, что содержание рассматриваемой информации утверждала председатель правления КПК «Сервис Капитал» - «…».

В соответствии с п.12 Должностной Инструкцией председателя кредитного потребительского кооператива, утвержденной председателем правления КПК «Сервис Капитал» «…» от 08.06.2017 года, председатель КПК «Сервис Капитал» принимает управленческие решения, связанные с рекламной деятельностью кооператива по основным видам деятельности (выдача займов, привлечение сбережений).

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать – КПК «Сервис Капитал» в лице председателя правления «…».

На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС приходит к выводу, что при распространении рекламы «SK Sервис Капитал. Заработайте 16,5% на своих сбережениях» на входной двери (по адресу пр. Победы, д.2, г. Оренбург) были нарушены требования п.4 ч.3 ст.5, п.1 ч.2 ст.28 Закона о рекламе.

В соответствии с письменными пояснениями «…» наклейка на внутренней части входной двери офиса КПК «Сервис Капитал», расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Победы, д.2 с надписью «SK Sервис Капитал. Заработайте 16,5% на своих сбережениях» была заменена на надпись «Выгодные условия для каждого» на основании накладной №03-00002330 от 21.06.2018 г. В связи с чем, у Комиссии Оренбургского УФАС России отсутствуют правовые основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года  № 508, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

         1.Признать рекламу «SK Sервис Капитал. Заработайте 16,5% на своих сбережениях», расположенную на входной двери в КПК «Сервис Капитал», ненадлежащей, поскольку нарушает требования, установленные пунктом 4 части 3 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года.

         2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

         3.Передать материалы дела № 07-17-03/2019 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      «...»

 

Члены Комиссии                                                                                                «….»

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны