Решение б/н Решение по делу №06-05-07/2013 в отношении Администрации му... от 4 сентября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…> членов Комиссии: <…>

в присутствии представителя Администрации м/о Никольский сельсовет Сакмарского района - <…> главы м/о (полномочия по Уставу),

в присутствии представителя ООО «Гарант» - <…> юрисконсульта общества (доверенность <…>),

рассмотрев дело №06-05-07/2013 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области п.7 ч.1 ст.15, ч.1 ст.17.1, ч.1, 3 ст.19 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципальной преференции обществу с ограниченной ответственностью «Гарант» в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды №04-МО/2012 от 01.08.2012г.),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведенной Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

01 августа 2012г. Администрация м/о Никольский сельсовет (арендодатель) и ООО «Гарант» (арендатор) заключили договор аренды имущественного комплекса №04-МО/2012.

Согласно п.1.1 Арендодатель предоставляет Арендатору, во временное владение и пользование сооружения и оборудование, смонтированное в нем, представляющее собой имущественный комплекс, действующий с завершенным производственным циклом, именуемый в дальнейшем «комплекс», находящийся на территории с. Никольское, с. Петропавловка, Сакмарского района, Оренбургской области, а Арендатор обязуется выплачивать Арендодателю арендную плату в размере, порядке и на условиях, указанных в разделе 4 настоящего договора, и по окончании срока действия настоящего договора возвратить комплекс Арендодателю. Описание имущественного комплекса дано в приложении №1 к настоящему договору. Согласно приложению к указанному договору в аренду ООО «Гарант» передаются 6 объектов.

Торги (конкурс/аукцион) в отношении муниципального имущества, переданного по договору аренды №04-МО/2012 от 01.08.2012г. Администрацией м/о Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области не проводились.

В действиях Администрации м/о Никольский сельсовет Сакмарского района были усмотрены признаки нарушения п.7 ч.1 ст.15, ч.1 ст.17.1, ч.1, 3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции». Приказом Оренбургского УФАС России от 12.03.2013г. №19 в отношении Администрации м/о Никольский сельсовет Сакмарского района возбуждено дело №06-05-07/2013. Определением от 12.03.2013г. (исх. №1793 от 12.03.2013г.) дело назначено к рассмотрению на 21.03.2013г. на 10ч. 30мин.

В ходе рассмотрения дела Комиссией глава Администрации м/о Никольский сельсовет Сакмарского района нарушение не признала и пояснила: «Согласно Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основным вопросом местного значения, отнесённого в соответствии с действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления является организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Данные коммунальные услуги по водоснабжению на территории муниципального образования Никольский сельсовет представлялись силами ООО «Сакмарский водоканал». 27 июля 2012г. ООО «Сакмарский водоканал» неожиданно уведомило администрацию м/о Никольский сельсовет, что Арбитражным судом Оренбургской области 09.06.2012 года вынесено определение о принятии заявления Общества с ограниченной ответственностью «Русэнергосбыт» (г. Челябинск) о признании ООО «Сакмарский водоканал» банкротом и ООО «Сакмарский водоканал» вынуждена прекратить представление коммунальных услуг по водоснабжению на территории муниципального образования Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области от 28 июля 2012 года. Население муниципального образования Никольский сельсовет численностью 1820 человек остается без коммунальных услуг - водоснабжения. Выставить на аукцион право на аренду имущественного комплекса, действующего с завершенным производственным циклом, понадобилось определенное время, а значит оставить население без холодной воды.

Данный вопрос был вынесен на Совет депутатов МО Никольский сельсовет и 30 июля 2012 года было принято решение Совета депутатов № 79/1 о передаче во временное владение и пользование с 1 августа 2012г. по 31 декабря 2012г. обществу с ограниченной ответственностью «Гарант» имущественный комплекс с завершенным циклом, находящегося по адресу:461443 Оренбургская область, Сакмарский район, с. Никольское, с. Петропавловка.

ООО «Гарант» является межмуниципальным обществом с ограниченной ответственностью, с долей в уставном капитале муниципальных образований в размере 100%, поэтому Администрация и заключила договор аренды имущественного комплекса с ООО «Гарант» (№04-М0/2012 от 01.08.2012г)., в соответствии, с которым общество приступило к производственной деятельности по подъёму подземных вод и распределению воды по сетям до конечных потребителей, с поддержанием давления подаваемой воды в местах установки пожарных гидрантов.

Заключение Администрацией МО Никольский сельсовет договора аренды с ООО «Гарант» являлось вынужденной мерой, направленной на устранение наступающих последствий чрезвычайных ситуаций в случае прекращения водоснабжения территории. В соответствии с п.2 ч.4 ст.19 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» не является государственной или муниципальной преференцией передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения конртеррористических операций. 31.12.2013г. договор аренды имущественного комплекса № 04-М0/2012 от 01.08.2012г. был сторонами расторгнут.

1 февраля 2013г. прокуратурой Сакмарского района проведена проверка в части соблюдения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации м/о Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, а именно 01.08.2012г. заключила с ООО «Гарант» на основании решения Совета депутатов муниципального образования Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области от 28.09.2006 г. №20 договор аренды имущественного комплекса, действующего с завершенным производственным циклом, без проведения торгов. Постановление с материалами об административном правонарушении было направлено мировому судье Сакмарского района для рассмотрения по существу.

Согласно Постановления мирового судьи от 20.02.2013г. глава муниципального образования Никольский сельсовет Панченко В.Н. была признана виновной в совершении административного правонарушения по ст.19.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа.».

В ходе рассмотрения дела Комиссией представитель ООО «Гарант» пояснил следующее: «До 01.08.2012г. Администрацией в соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п.9 ч.7.1 ст.14 вышеуказанного закона было организовано водоснабжение на территории муниципального образования силами ООО «Сакмарский Водоканал».

В конце июля 2012 г., в связи с односторонним отказом ООО «Сакмарский Водоканал» по предоставлению услуг водоснабжения по причине прекращения деятельности при введённой процедуре наблюдения в рамках дела о банкротстве, Администрацией, для предотвращения чрезвычайной ситуации техногенного характера на территории муниципального образования, которая могла быть вызвана по причине технических аварий на необслуживаемых специализированным предприятием водозаборах, водопроводных сетях на территории муниципального образования, отсутствия охраны объектов водоснабжения от террористических угроз, обратилось к ООО «Гарант» с просьбой до создания Администрацией муниципального унитарного предприятия по предоставлению услуг водоснабжения, заключить договор аренды имущественного комплекса с целью оказания услуг водоснабжения населению и социально-значимым объектам муниципального образования.

ООО «Гарант», являясь межмуниципальным обществом с ограниченной ответственностью с долей в уставном капитале муниципальных образований в размере 100%, руководствуясь принципами межмуниципального сотрудничества, ответило согласием Администрации и заключило договор аренды имущественного комплекса № 04-М0/2012 от 01.08.2012г.

Заключение указанного договора с ООО «Гарант» являлось вынужденной мерой, направленной на устранение наступающих последствий чрезвычайной ситуации в случае прекращения водоснабжения территории. В соответствии с п.2 ч.4 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» не является государственной или муниципальной преференцией передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций.

31.12.2012г. договор аренды имущественного комплекса №04-М0/2012 от 01.08.2012г. был сторонами расторгнут.».

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

01 августа 2012г. Администрация м/о Никольский сельсовет (арендодатель) и ООО «Гарант» (арендатор) заключили договор аренды имущественного комплекса №04-МО/2012.

Согласно п.1.1 Арендодатель предоставляет Арендатору, во временное владение и пользование сооружения и оборудование, смонтированное в нем, представляющее собой имущественный комплекс, действующий с завершенным производственным циклом, именуемый в дальнейшем «комплекс», находящийся на территории с. Никольское, с. Петропавловка, Сакмарского района, Оренбургской области, а Арендатор обязуется выплачивать Арендодателю арендную плату в размере, порядке и на условиях, указанных в разделе 4 настоящего договора, и по окончании срока действия настоящего договора возвратить комплекс Арендодателю. Описание имущественного комплекса дано в приложении №1 к настоящему договору.

Согласно приложения №1 к настоящему договору в аренду передаются:

1. Внутрипоселковые сети водопровода с. Никольское в количестве 9510 (девять тысяч пятьсот десять) п./м,

2. Одна водонапорная башня «Рожновского» с. Никольское,

3. Пять эксплуатационных скважин в с. Никольское,

4. 4000 (четыре тыс.) п/м внутрипоселковых сетей водопровода с. Петропавловка,

5. Две эксплуатационные скважины с. Петропавловка,

6. Одна водонапорная башня «Рожновского» с. Петропавловка. 

В соответствии с п.1.3 договора на момент заключения настоящего договора сдаваемый в аренду комплекс принадлежит Арендодателю на праве собственности на основании Решения Совета депутатов Сакмарского района второго созыва № 153 от 26.06.2007г. «О передаче в собственность вновь образованным Муниципальным образованиям сельпоссоветов Сакмарского района имущества, необходимого для решения вопросов местного значения».

В соответствии с п.1.4 договора предоставляемые Арендодателем во временное владение и пользование комплекс будет использоваться Арендатором в производственных целях и в целях получения коммерческих результатов от деятельности по водоснабжению и водоотведению потребителей коммунальных услуг - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Согласно п.4.1 договора стоимость пользования комплексом, переданным во владение и пользование Арендатору, за полный срок его аренды 11 месяцев составляет 5400,00 (пять тысяч четыреста) руб.

Согласно п.4.4 договора доходы и продукция, полученные Арендатором в результате использования им арендованного комплекса, являются собственностью Арендатора.

В соответствии с п.5.1 договора срок аренды комплекса составляет 11 (одиннадцать) месяцев с момента подписания передаточного акта Арендатором и Арендодателем (в материалах дела отсутствует).

Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по настоящему договору, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить Арендодателя о желании заключить такой договор за один месяц до истечения срока аренды по настоящему договору (пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации) (п.5.3 договора).

В соответствии с п.5.4 договора согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если Арендатор продолжает пользоваться комплексом после истечения срока аренды при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Торги  (конкурс/аукцион) в отношении муниципального имущества, переданного по договору аренды №04-МО/2012 от 01.08.2012г. Администрацией м/о Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области не проводились.

Вместе с тем, согласно  ч.1 ст.17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

ООО «Гарант» (юридич. адрес: 461420, Оренбургская область, Сакмарский район, с. Сакмара, ул. Западная, д.18, ИНН 5642020730, ОГРН 1095658006564) зарегистрировано в установленном законом порядке 12.03.2009г. Основным видом деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (ОКВЭД 40.30.14). Следовательно, ООО «Гарант» является хозяйствующим субъектом в понимании ст.4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Имущество передано в аренду ООО «Гарант» для осуществления предпринимательской деятельности без проведения  публичных процедур, что обеспечивает хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке услуг.

Следовательно, муниципальное  имущество предоставлено в аренду ООО «Гарант» в преимущественном порядке. С учетом изложенного, обществу с ограниченной ответственностью «Гарант» предоставлена муниципальная преференция.                                                        

В соответствии с п. 20 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Муниципальная преференция может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Каких-либо заявлений Администрации м/о Никольский сельсовет Сакмарского района о согласовании предоставления муниципальной преференции ООО «Гарант» в адрес Оренбургского УФАС России не поступало.

Согласно п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган  муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы  и  выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.1 ст.29 Устава м/о Никольский сельсовет Сакмарского района администрация сельсовета - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.

Согласно п.10 ч.1 ст.31 Устава м/о к компетенции администрации сельского поселения относится, в т.ч., владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципаль­ной собственности сельсовета.

С учетом изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства считает доказанным факт нарушения Администрацией муниципального образования Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области п.7 ч.1 ст.15, ч.1 ст.17.1, ч.1, 3 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципальной преференции обществу с ограниченной ответственностью «Гарант» в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды №04-МО/2012 от 01.08.2012г.).

Вместе с тем, на заседание Комиссии представителями сторон была представлена копия передаточного акта от 31.12.2012г., заключенного между Администрацией м/о Никольский сельсовет (арендодатель) и ООО «Гарант» (арендатор). Согласно данного акта арендодатель принял, а арендатор сдал имущественный комплекс, находившийся в аренде в ООО «Гарант» по договору аренды №04-МО/2012 от 01.08.2012г.   

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства устранено Администрацией м/о Никольский сельсовет в добровольном порядке.

Кроме того, главой м/о Никольский сельсовет Сакмарского района Панченко В.Н. на заседание Комиссии представлена копия Постановления мирового судьи судебного участка всего Октябрьского района Оренбургской области от 20.02.2013г., согласно которого глава муниципального образования Никольский сельсовет Панченко В.Н., нарушив п.а ч.1 ст.1, ч.4 ст.5 Федерального закона РФ от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.1 ст.8, п.1 ст.167, ст.168, ч.1 ст.209, ст.608 Гражданского кодекса РФ, п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», была признана виновной в совершении административного правонарушения по ст.19.1 КоАП РФ и назначено ей наказание в виде административного штрафа в размере 300 (триста) рублей. Указанное Постановление вступило в законную силу.

Таким образом, в указанном судебном акте, вступившим в законную силу, содержатся выводы о наличии нарушения антимонопольного законодательства, а именно о нарушении ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» «ц#G0цццццелями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».

В соответствии со ст.22 названного Закона на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1 – 3 статьи 41, пунктами 1 и 5 частью 1 статьи 48 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального образования Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области нарушившей п.7 ч.1 ст.15, ч.1 ст.17.1, ч.1, 3 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Дело №06-05-07/2013 прекратить в части нарушения Администрацией муниципального образования Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области п.7 ч.1 ст.15, ч.1, 3 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Дело №06-05-07/2013 прекратить в части нарушения Администрацией муниципального образования Никольский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

4. Передать материалы дела № 06-05-07/2013 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              <...>

 

Члены Комиссии    <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны