Решение №б/н Жалоба признана необоснованной от 27 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – (……………….)членов Комиссии:

(……………….);

(……………….);

при участии представителя ГАУЗ «Оренбургский областной клинический онкологический диспансер» (далее - ГАУЗ «ООКОД») на основании доверенности (……………….);

в отсутствии представителей ГКУ «Центр организации закупок», извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения;

при участии представителя ООО «Иннованта» на основании доверенности (……………….);

рассмотрев жалобу (вх. № 3231-ЭП/23 от 11.07.2023) ООО «Иннованта» на действия заказчика ГАУЗ «ООКОД» при проведении аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (смесь сухая белковая композитная) (Извещение № 32312516523),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 3231-ЭП/23 от 11.07.2023) ООО «Иннованта» на действия заказчика ГАУЗ «ООКОД» при проведении аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (смесь сухая белковая композитная) (Извещение № 32312516523).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 13.07.2023 исх. № ЛП/2053/23, организатору и заказчику закупки от 13.07.2023 исх. № ЛП/2051/23.

Рассмотрение жалобы было назначено на 18.07.2023 в 16 ч. 30 мин., при рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 19.07.2023 г. 16 ч. 30 мин.

Согласно доводам жалобы заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями правил описания предмета закупки, так, согласно технического задания (описания предмета закупки) в составе смесей сухих белковых композитных (далее – СБКС) должны содержаться марганец и молибден. Требование о содержании в СБКС комбинации только марганца и молибдена отклоняется от принятого стандарта и в условиях наличия на рынке подходящего товара единственного производителя являются «блокирующими» требованиями по отношению к товару других участников товарного рынка. Также в нарушение п. 6.5. Положения Заказчик не обосновывает необходимость использования дополнительных показателей, требований. При этом о дефиците марганца и молибдена не упоминается ни в одном исследовании, поскольку такого дефицита не существует. Сведения обо всех находящихся в обращении СБКС размещены в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации. В настоящей закупке описания предмета закупки 17 из 18-ти зарегистрированных СБКС согласно реестра, требованиям Заказчика не соответствуют. В настоящее время требованиям о наличии в составе марганца и молибдена соответствует единственная СБКС - специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая «Дисо®» «Нутримун М», зарегистрированная 10.11.2022.

В Комиссию от заказчика представлены пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России. ГАУЗ «ООКОД» в своих пояснениях не согласилось с доводами жалобы.

Согласно представленным пояснениям, требования к составу и количеству минералов в смеси белковой композитной сухой заказчик установил в соответствии со спецификой своей деятельности и имеющейся необходимости, в соответствии со своими потребностями. Необходимость включения в рацион питания смеси белковой композитной сухой с содержанием не менее 2-х и не более 4-х минералов смеси восполняет потребность пациентов Учреждения в этих минералах в пределах нормы уточненной физиологической потребности, установленной в методических рекомендациях «МР 2.3.1.0253-21.2.3.1 Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.2021 г. Так: «Марганец участвует в образовании костной и соединительной тканей, входит в состав ферментов, участвующих в метаболизме аминокислот, углеводов, катехоламинов, необходим для синтеза холестерина и нуклеотидов. Является антиоксидантом непрямого действия. Недостаточное потребление сопровождается замедлением роста, нарушениями в репродуктивной системе, повышенной хрупкостью костной ткани, нарушениями углеводного и липидного обмена. Физиологическая потребность для взрослых - 2 мг/сутки.» 2. «Молибден. Является кофактором многих ферментов, обеспечивающих метаболизм серосодержащих аминокислот, пуринов и пиримидинов. Физиологическая потребность для взрослых - 70 мкг/сутки».

Учитывая, что в настоящий момент на рынке не представлены витаминно – минеральные комплексы с содержанием марганца, молибдена, в этом случае их недостаток можно обеспечить за счет смеси белковой композитной сухой, в составе которых они имеются по отдельности или в комбинациях, что подтверждается письмом Профильной комиссии по «диетологии» Минздрава России от 15.11.2022 г. исх. №9/22 и письмом ФГБУН «ФИЦ питания» от 01.02.2023 № 410-01-20/103.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

23.06.2023 г. ГАУЗ «ООКОД» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru разместило извещение № 32312516523 о проведении аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (смесь сухая белковая композитная).

Дата начала срока подачи заявок 23.06.2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок 12.07.2023 г. в 10:00 (по местному времени заказчика).

Дата подведения итогов 19.07.2023 г.

ООО «Иннованта» не являлось участником данной закупки, однако жалоба подана до окончания срока подачи заявок (11.07.2023 г.).

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ «ООКОД» (далее - Положение), утверждено и размещено в ЕИС.  

Документация аукциона в электронной форме, на поставку шовного материала для хирургического отделения (далее – Документация) размещена в ЕИС 23.06.2023 г. (03.07.2023 г. в действующей редакции).

В соответствии с техническим заданием Документации, к поставке требуется:

Наименование

продукта

Характеристика продукта

Область применения, качество, характеристики продукта

Пищевая и Энергетическая ценность в 100 г. сухого продукта

Смесь белковая композитная сухая

 

 

Вид применяемого сырья: Белок молока

Агломерированная форма.

Наличие обогащающих компонентов. 

Предназначена для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.

Товар должен производиться согласно ГОСТа 33933-2016.

 

Смесь белковая композитная сухая должна содержать минералы: марганец в количестве от 0,3 до 1,0 мг на 20 г, и молибден в количестве от 10,0 до 35,00 мкг. на 20г

Пищевая и энергетическая ценность в 100 г

Белки – 40,0 г

Жиры – 20,0 г

Углеводы – 30,0 г  

в т.ч. пищевые волокна – 4 г    

Энергетическая ценность – 452,0 Ккал.

Упаковка: пакеты из многослойных полимерных материалов, масса нетто от 1,0 до 10,0 кг.

Срок годности не менее 12 месяцев.

 

В силу ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

            Согласно пп. 1 п. 6.5 Положения, в документации о закупке указываются следующие сведения: описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2016 г. №1299-ст в качестве национального стандарта с 01.01.2018 г. введен в действие ГОСТ 33933-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 33933-2016).

В п. п. 3.1, 4.2 ГОСТ 33933-2016 предусмотрена возможность производства смесей белковых композитных сухих с добавлением (внесением) одного или нескольких указанных в этих пунктах пищевых ингредиентов, в том числе минеральных веществ (минералов). Согласно таб. 2 п. 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 содержание минеральных веществ в суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами, составляет от 15 до 50 %, вкл. от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.

На основании п. 5.1.7 ГОСТ 33933-2016 содержание функциональных ингредиентов определяется в соответствии с таблицей В.3 (приложение В) с учетом рекомендованной физиологической потребности в витаминах и минеральных веществах для различных половозрастных групп взрослого населения и детей старше 3- х лет, согласно нормативным правовым актам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.

В таб. В.3 ГОСТ 33933-2016 перечислены минералы, которые могут содержаться в смеси белковой композитной сухой, и их количество в 20 г смеси белковой композитной сухой, в число таких минералов входит марганец в количестве от 0,3 до 1,0 мг включ. в 20 г (от 1,5 до 5,0 мг включ. на 100 г), молибден в количестве от 10,0 до 35,0 мкг включ. в 20 г (от 50,0 до 175,0 мкг включ. на 100 г).

Таким образом, установленные в техническом задании Документации требования о содержании в СБКС марганца в количестве от 0,3 до 1,0 мг. на 20 г., и молибдена в количестве от 10,0 до 35,00 мкг. на 20 г. соответствуют ГОСТ 33933-2016.

При таких обстоятельствах, в соответствии с Положением, обоснование необходимости использования указанных характеристик в Документации, не требуется.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечебное питание обеспечивает удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи, является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке; специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма; нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лечебное питание в медицинских организациях регулируется приказами Минздрава России от 05.08.2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» и от 21.06.2013 г. №395н «Об утверждении норм лечебного питания».

Приказом Минздрава России от 21.06.2013 г. № 395н предусмотрено применение в лечебном питании помимо традиционных (натуральных) продуктов питания специализированных продуктов лечебного питания: смесей белковых композитных сухих и витаминно-минеральных комплексов (ВМК).

Установленные приказом Минздрава России от 21.06.2013 г. № 395н нормы лечебного питания являются обязательными для медицинских организаций и предусматривают поступление в рационы лечебного питания сверх количества витаминов и минералов, поступающих из традиционных (натуральных) продуктов питания, также витаминов и минералов из специализированных продуктов лечебного питания 50-100% (75-100) % от физиологической потребности в зависимости от стандартной диеты.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.07.2021 утверждены «МР 2.3.1.0253-21. 2.3.1. Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации» (далее - МР 2.3.1.0253-21.), в пункте 1.2 которых указано на выявленный дефицит микронутриентов в питании.

Согласно п. 1.10 МР 2.3.1.0253-21. эти методические рекомендации служат научной базой для разработки рекомендаций по питанию.

В МР 2.3.1.0253-21. указано, что марганец - это микроэлемент, участвующий в образовании костной и соединительной тканей, входит в состав ферментов, участвующих в метаболизме аминокислот, углеводов, катехоламинов, необходим для синтеза холестерина и нуклеотидов, являющийся антиоксидантом непрямого действия; недостаточное потребление сопровождается замедлением роста, нарушениями в репродуктивной системе, повышенной хрупкостью костной ткани, нарушениями углеводного и липидного обмена; молибден – это микроэлемент, кофактор многих ферментов, обеспечивающих метаболизм серосодержащих аминокислот, пуринов и пиримидинов.

Согласно МР 2.3.1.0253-21. физиологическая потребность в марганце для взрослых составляет 2 мг/сутки; физиологическая потребность в молибдене для взрослых - 70 мкг/сутки, то есть, для этих двух микроэлементов установлены нормы физиологической потребности.

Следовательно, марганец и молибден отнесены к микроэлементам, показатели которых нормируются при разработке рекомендаций по питанию.

Из приказа Минздрава России от 21.06.2013 г. № 395н с учетом норм физиологической потребности, установленных МР 2.3.1.0253-21., следует, что, помимо марганца и молибдена, поступающих из традиционных продуктов питания, в рационы лечебного питания должно поступать от 50-100% (75-100)% марганца и молибдена из специализированных продуктов лечебного питания, что соответствует от 1 мг/сутки (50%) до 2 мг/сутки (100%) марганца и от 35 мкг/сутки (50%) до 70 мкг/сутки (100%) молибдена из специализированных продуктов диетического лечебного питания.

В письме ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» от 01.02.2023 г. № 410-01- 20/103 указано, что суточные потребности в пищевых веществах, обеспечивающие выполнение норм лечебного питания принципиально отличаются от норм физиологических потребностей по МР 2.3.1.0253-21, количество пищевых веществ, включая марганец и молибден, в нормах питания (суточных наборах продуктов) существенно превосходит, обозначенное в МР 2.3.1.0253-21.

Также, в письме ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» от 01.02.2023 г. № 410-01- 20/103 указано, что для обеспечения рационов питания минеральными веществами, отсутствующими в составе ВМК, возможно чередование смесей белковых композитных сухих, содержащих микроэлементы, и смесей белковых композитных сухих, содержащих макроэлементы, полноценный лечебный и (или) профилактический результат при обеспечении пациентов медицинских организаций в стационарной форме минеральными веществами, в т.ч. марганцем и молибденом, может быть достигнут только при совместном использовании традиционных и специализированных пищевых продуктов, имеющих в составе соответствующие минеральные вещества.

Согласно письму Профильной комиссии по диетологии Минздрава России от 15.11.2022 № 9/22 в связи с отсутствием в выпускаемых ВМК таких важных микроэлементов, как марганец, молибден, медь и хром, для которых установлены нормы суточного потребления, допускается использование в лечебном питании смесей белковых композитных сухих с содержанием микроэлементов - марганца, молибдена, меди и хрома.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что требования в техническом задании Документации о наличии в СБКС марганца и молибдена установлены в рамках, указанных национальным стандартом (ГОСТ 33933-2016), на основании имеющихся рекомендаций в рассматриваемой сфере, которые описаны выше, и не противоречат правилам описания предмета закупки в документации, указанным в ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

В свою очередь, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Заказчик самостоятельно определяет необходимость приобретения конкретного товара, а также качественные характеристики такого товара, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности и достигнуть стоящие перед ним задачи.

Комиссией отмечается, что данная закупка проводится не только среди производителей товара, ее участниками могут быть любые лица, имеющие возможность поставки СБКС, с характеристиками, указанными в Документации закупки. 

Согласно протоколу № 32312516523-1 рассмотрения первых частей заявок от 14.07.2023 г. для участия в данных торгах подано и допущено 3 заявки, что также свидетельствует возможности формирования предложения и подачи заявок, в соответствии с установленными в Документации характеристиками товара.  

Сведений и доказательств, подтверждающих, что требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара указанные в Техническом задании Документации не позволяют формировать предложение и подавать заявку не представлены.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу (вх. № 3231-ЭП/23 от 11.07.2023) ООО «Иннованта» на действия заказчика ГАУЗ «ООКОД» при проведении аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (смесь сухая белковая композитная) (Извещение № 32312516523), необоснованной.

2.Снять ограничения, наложенные на закупку (Извещение № 32312516523) уведомлением Оренбургского УФАС России от 13.07.2023 исх. № ЛП/2051/23.

 

Председатель Комиссии                                                                          (……………….)

 

 

Члены Комиссии                                                                                               (……………….)                                                                                                                           (……………….)

Связанные организации

Связанные организации не указаны