Решение №б/н Признать рекламу геля марки «Farmel», распространяемую в еже... от 15 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

…... - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;       

…… - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

…… - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в присутствии:

- представителя ИП Д., по доверенности;

- представителя АО «ИД «Комсомольская правда», по доверенности;

в отсутствии:

- заявителя А.А.;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 02.08.2022г. с вх. №7218 Самарским УФАС России было передано обращение А.А., по факту распространения в выпусках еженедельника «Комсомольская правда» рекламы пищевого продукта из водорослей марки «Farmel» следующего содержания: «Повышенное давление – тихий убийца! Фармэль – когда здоровье ваша цель. 100% гарантия качества! Не устроит результат - вернем деньги. Рекомендован Министерством здравоохранения РФ. Получил экспертную оценку «НИИ питания. Позвоните сейчас и получите бесплатную доставку до двери + подарок за 1500р. Тел.: 8-800-550-3848. Не является лекарственным средством и БАДОМ!»;

         - выпуск с 19-28 января 2022г. стр. 40: «Боль в суставах? Срочно прочтите! Жизнь без боли. Фармэль. Позвоните сейчас и получите подарок за 1500р. Тел.:8-800-550-3848. Не является лекарственным средством и БАДОМ!»;

- выпуск с 26 января – 2 февраля 2022г. стр. 37: «Катаракта, глаукома, отслоение сетчатки - как не ослепнуть? Фармэль – когда здоровье ваша цель! Позвоните сейчас и получите подарок на сумму 1500р. Тел.: 8-800-550-384. Не является лекарственным средством и БАДОМ!»;

- выпуск №6 с 9 – 16 февраля 2022 г. стр. 7: «Диабет. «Я думала, что мне – конец» Фармэль – когда здоровье ваша цель! Позвоните сейчас и получите бесплатную доставку до двери Тел.: 8-800-550-3848. Не является лекарственным средством и БАДОМ!»;

- выпуск с 9 – 15 марта 2022г.: «Причины запоров, изжоги, язвы, рака желудка. Фармэль – когда здоровье ваша цель. 100% гарантия качества! Не устроит результат - вернем деньги. Рекомендован Министерством здравоохранения РФ. Получил экспертную оценку «НИИ питания». Позвоните сейчас и получите в подарок бесплатную доставку Тел.: 8-800-550-3848. Не является лекарственным средством и БАДОМ!».

Указанная информация сопровождается мнением экспертов и отзывами пациентов.          Согласно представленным материалам, аналогичная реклама, распространялась в последующих выпусках еженедельника «Комсомольская правда» до 29 июня 2022г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Усмотрев признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при распространении указанной рекламы, Определением исх. №7347 от 03.10.2022г. в отношении рекламодателя – ИП Д. было возбуждено Комиссионное дело №056/05/5-715/2022 и назначено к рассмотрению на 20.10.2022г. в 15 часов 30 минут.

Определениями от 21.10.2022г. исх. №7847; от 21.11.2022г. исх. №8440 рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечением к участию в деле в качестве рекламораспространителя – АО «ИД Комсомольская правда» в лице Пермского филиала.

В своих письменных пояснениях ИП Д. указывает, что занимается реализацией специализированного пищевого продукта диетического лечебного и диетического профилактического питания «Хромальгин» («CHROMALGIN») ламинария гомогенизированная с хромом; «Альгомарин» («ALGOMARIN») ламинария – гель охлажденный с мелиссой, под товарным знаком (знаком обслуживания) №584296 «Farmel». Производителем продукции является ООО «Ситерна» (ИНН 7709251180).

Представитель ИП Д. – ….. пояснила, что рекламируемый пищевой продукт в качестве лекарственного средства не зарегистрирован, однако характеристика и сущность данного продукта (специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания) предполагает наличие в нем заявленных лечебных и профилактических свойств и выступает в качестве метода профилактики, в рекламе которого допускается указание на лечебные свойства, в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Представитель АО «ИД «Комсомольская правда» - ……. указывает, что реклама специализированного пищевого продукта лечебного питания законом не запрещена и сообщает что, исходя из системного толкования норм ФЗ РФ от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что лекарственными средствами являются не только вещества или их комбинации, фармацевтические субстанции, лекарственные препараты, но и специализированные продукты лечебного питания.

Проанализировав представленные материалы и действующее законодательство Комиссией установлено следующее.

 В выпусках еженедельника «Комсомольская правда» распространяется реклама пищевого продукта из водорослей марки «Farmel» следующего содержания: «Повышенное давление – тихий убийца! Фармэль – когда здоровье ваша цель. 100% гарантия качества! Не устроит результат - вернем деньги. Рекомендован Министерством здравоохранения РФ. Получил экспертную оценку «НИИ питания. Позвоните сейчас и получите бесплатную доставку до двери + подарок за 1500р. Тел.: 8-800-550-3848. Не является лекарственным средством и БАДОМ!»;

         - выпуск с 19-28 января 2022г. стр. 40: «Боль в суставах? Срочно прочтите! Жизнь без боли. Фармэль. Позвоните сейчас и получите подарок за 1500р. Тел.:8-800-550-3848. Не является лекарственным средством и БАДОМ!»;

- выпуск с 26 января – 2 февраля 2022г. стр. 37: «Катаракта, глаукома, отслоение сетчатки - как не ослепнуть? Фармэль – когда здоровье ваша цель! Позвоните сейчас и получите подарок на сумму 1500р. Тел.: 8-800-550-384. Не является лекарственным средством и БАДОМ!»;

- выпуск №6 с 9 – 16 февраля 2022 г. стр. 7: «Диабет. «Я думала, что мне – конец» Фармэль – когда здоровье ваша цель! Позвоните сейчас и получите бесплатную доставку до двери Тел.: 8-800-550-3848. Не является лекарственным средством и БАДОМ!»;

- выпуск с 9 – 15 марта 2022г.: «Причины запоров, изжоги, язвы, рака желудка. Фармэль – когда здоровье ваша цель. 100% гарантия качества! Не устроит результат - вернем деньги. Рекомендован Министерством здравоохранения РФ. Получил экспертную оценку «НИИ питания». Позвоните сейчас и получите в подарок бесплатную доставку Тел.: 8-800-550-3848. Не является лекарственным средством и БАДОМ!».

Комиссией установлено, что рассматриваемая информация является рекламой по смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – пищевому продукту, гелю марки «Farmel».                                                                                                                                                                                

Статьей 5 ФЗ «О рекламе» определены общие требования к рекламе - реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

По смыслу требований вышеуказанной нормы, на наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Комиссией установлено, гель марки «Farmel» не является лекарственным средством, что подтверждается письменными пояснениями производителя, а также указывается в самой рекламе: «Не является лекарственным средством и БАДОМ!».

В соответствии с представленными свидетельствами о государственной регистрации: RU.77.99.19.004.Е.000085.01.16 от 13.01.2016г.; RU.77.99.19.004.Е.001292.03.17 от 17.03.2016г. под товарным знаком «Farmel» реализуется специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания «Хромальгин» («CHROMALGIN») ламинария гомогенизированная с хромом и специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания «Альгомарин» («ALGOMARIN») ламинария – гель охлажденный с мелиссой. Таким образом, свидетельства выданы в отношении продукта, а не метода профилактики.

Учитывая, что объектом рекламирования в рассматриваемом случае определен сам продукт – гель марки «Farmel», а не метод профилактики, соответственно спорная реклама не должна содержать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

Вместе с тем, все рассматриваемые рекламные статьи создают впечатление о том, что рекламируемая пищевая продукция марки «Farmel» является лекарственным средством и (или) обладает лечебными свойствами. Во всех рекламных статьях, размещенных в выпусках от 19.01.22, 26.01.22, 09.02.22, 23.02.22, 09.03.22, 16.03.22, 23.03.22, 30.03.22, 06.04.22, 13.04.22, 04.05.22, 11.05.22, 25.05.22, 08.06.22, 15.06.22, 22.06.22 еженедельника «Комсомольская правда» содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения данного пищевого продукта.

Надлежащих доказательств того, что данный продукт является лекарственным средством или методом профилактики в материалы дела ответчиками не представлено.

Таким образом, указывая в рекламе специализированного пищевого продукта диетического лечебного и диетического профилактического питания на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни нарушаются требования                   п. 6 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О Рекламе».

Ответственность за нарушение указанных требований, в соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 38 Закона, несут: рекламодатель, рекламораспространитель.

В соответствии с п. 5, п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В материалах дела имеется копия Договора №01 от 10.01.2022г. «О размещении рекламно-информационных материалов» заключенного между Пермским филиалом АО «ИД «Комсомольская правда» (исполнитель) и ИП Д. (заказчик).

Согласно предмету указанного Договора, заказчик (ИП Д.) поручает, а исполнитель (Пермский филиал АО «ИД «Комсомольская правда») выполняет услуги по подготовке и размещению рекламно-информационных материалов в том числе, в выпусках еженедельника «Комсомольская правда».

В соответствии с п.2.1.1 данного Договора, заказчик (ИП Д.) обязуется предоставлять исполнителю (Пермский филиал АО «ИД «Комсомольская правда») в электронном виде полную информацию и другие материалы, необходимые для размещения рекламно-информационных материалов не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до их размещения.

На основании материалов дела, Комиссия приходит к выводу, что рекламодателем выступает ИП Д., а рекламораспространителем АО «ИД «Комсомольская правда» в лице Пермского филиала.

В случае принятия Комиссией решения о признании рекламы ненадлежащей, в соответствии с ч. 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе» решается вопрос о выдачи предписания о прекращении нарушения   законодательства    Российской    Федерации   о    рекламе.

Ввиду того, что спорная реклама продолжает распространяться в еженедельнике «Комсомольская правда», Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи АО «ИД «Комсомольская правда» в лице Пермского филиала предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1922 от 24.11.2020 г., Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать рекламу геля марки «Farmel», распространяемую в еженедельнике «Комсомольская правда» ненадлежащей и нарушающей требования п. 6 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

 2. АО «ИД «Комсомольская правда» в лице Пермского филиала выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 3. Передать материалы дела №056/05/5-715/2022 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении ИП Д. и  АО «ИД «Комсомольская правда» в лице Пермского филиала производства по делу об административном правонарушении.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны