Решение №б/н Сведения в отношении индивидуального предпринимателя Муратши... от 23 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), п. «б» ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России № 336-п от 16.11.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:

Председателя Инспекции: Быховца И.А., Членов Инспекции: Дусаева Д.К., Гребенниковой О.А., Идигишевой А.А.,

рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:

представителя Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – Колесник Е.Г. (на основании доверенности),

индивидуального предпринимателя Муратшина Рената Салаватовича,

рассмотрев обращение Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (вх. Оренбургского УФАС России № 10346 от 16.11.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Муратшина Рената Салаватовича (ИНН: 021103095256) в связи с односторонним расторжением контракта на поставку технических средств реабилитации – подгузников для взрослых для обеспечения в 2022 году. (номер извещения № 0253100000122000323),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.11.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Муратшина Рената Салаватовича (далее – Поставщик, ИП Муратшин Р.С.) в связи с односторонним расторжением контракта на поставку технических средств реабилитации – подгузников для взрослых для обеспечения в 2022 году. (номер извещения № 0253100000122000323) (далее – Закупка, Аукцион).

Из обращения Заказчика установлено, что 02.11.2022 г. на основании ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, раздела 13 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 449 от 13.09.2022 г. (исх. № 09-14/5609-9308 от 02.11.2022 г.)

ИП Муратшин Р.С. в ходе заседания просил сведения в отношении него в Реестр недобросовестных поставщиков не включать. Подробно позиция Поставщика изложена в письменных пояснениях.

Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:

23.08.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации – подгузников для взрослых для обеспечения в 2022 году (номер извещения № 0253100000122000323).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 610 038,00 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0253100000122000323 от 31.08.2022 г. электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке - индивидуального предпринимателя Муратшина Рената Салаватовича (идентификационный номер заявки № 112514134), данная заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.

13.09.2022 г. между Государственным учреждением - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и индивидуальным предпринимателем Муратшиным Ренатом Салаватовичем заключен государственный контракт № 449 на поставку технических средств реабилитации – подгузников для взрослых для обеспечения в 2022 году (далее - Контракт).

Разделом 1 Контракта «Предмет Договора» установлено следующее:

«1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа,  подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации: Подгузники для взрослых, размер ""XS"" (объем талии/бедер до 60 см), с полным влагопоглощением не менее 1200 г (далее - Товар), предусмотренных техническим  заданием (Приложение № 1 к Контракту) и спецификацией (Приложение № 2 к Контракту), в Оренбургскую область в соответствии с календарным планом (Приложение № 3 к Контракту), по направлениям  на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации,    обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.

1.2. Поставка Получателям Товара осуществляется в соответствии с условиями, установленными Контрактом.

1.3. В комплект поставки Товара входят: Товар в соответствующей модификации с комплектующими, указанными в техническом задании, инструкция для пользователя Товара на русском языке, гарантийный талон (при наличии). Варианты модификаций Товара, поставляемого по Контракту, указаны в спецификации.

1.4. Требования, предъявляемые к качеству, безопасности, упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к техническим и функциональным характеристикам Товара, определены техническим заданием.

1.5. В календарном плане указываются периоды (этапы) поставки Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, в том числе сроки, количество и стоимость Товара».

 

Разделом 2 Контракта установлены срок поставки и срок действия Контракта:

«2.1. Срок поставки Товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (Приложение № 4 Контракту) до «10» декабря 2022 года.

2.2. Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до "30" декабря 2022 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту».

 

Пунктом 3.3.1 Контракта установлено, что Поставщик обязан «Обеспечить поступление Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом».

 

Приложением № 3 к Контракту установлено следующее:

 

Календарный план

№ п/п

Наименование Товара 

Периоды (этапы) поставки в Оренбургскую область на 2022 год

Количество

(шт.)

Стоимость (руб., коп.)

1

22-01-05 Подгузники для взрослых, размер ""XS"" (объем талии/бедер до 60 см), с полным влагопоглощением не менее 1200 г

 

В течении 5 календарных дней с даты заключения государственного контракта

25 740

610 038,00

Итого

 

25 740

610 038,00

 

Пунктами 5.1-5.2 установлено следующее:

«5.1. Поставка Товара Получателям осуществляется Поставщиком после получения от Заказчика реестра получателей Товара.

Поставка Товара Получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении Получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения Поставщиком реестра получателей Товара

5.2. При передаче Товара Получателю (представителю Получателя) Поставщик и Получатель (представитель Получателя) подписывают акт приема-передачи Товара. Акты приема-передачи Товара составляются в трех экземплярах - один экземпляр передается Заказчику, второй экземпляр остается у Поставщика, третий экземпляр передается Получателю (представителю Получателя)».

 

Согласно обращению Заказчика, в соответствии с календарным планом период (этап) поставки товара на 2022 г. в Оренбургскую область - в течение 5 календарных дней с даты заключения государственного контракта, количество 25 740 штук.

Следовательно, подгузники для взрослых для обеспечения в 2022 году должны были быть поставлены в Оренбургскую область не позднее 18.09.2022 г. Однако, в указанный срок Товар Поставщиком поставлен не был.

21.09.2022 г. в региональное отделение поступило письмо № 103 от Поставщика, в соответствии с которым Поставщик просит расторгнуть Контракт по соглашению сторон в связи с невозможностью оплатить Товар фабрике в Турции по причине введенных санкций недружественными странами в отношении Российской Федерации.

23.09.2022 г. Заказчик направил Поставщику ответ № 09-14/5609-44178, в котором указал, что для принятия решения о расторжении Контракта необходимо документальное подтверждение невозможности поставки Товара из-за введенных санкций иностранными государствами.

Однако Поставщиком не представлены документы, подтверждающие невозможность исполнения обязательств по Контракту в связи с введением санкций.

Таким образом, Поставщик обязательства, предусмотренные п. 3.3.1 Контракта, не исполнил.

В связи с неисполнением Поставщиком условий Контракта региональным отделением Поставщику была направлена претензия от 20.10.2022 г. № 09-14/5609-8855об оплате штрафных санкций за неисполнение обязательств по Контракту.

Таким образом, Поставщиком были допущены существенные нарушения условий Контракта.

 

Пунктом 13.1 Контракта установлено, что «Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ».

 

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

С учетом требований ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).

 

02.11.2022 г. на основании ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, раздела 13 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 449 от 13.09.2022 г. (исх. № 09-14/5609-9308 от 02.11.2022 г.)

02.11.2022 г. 15:03 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе № 09-14/5609-9308 от 02.11.2022 г., Поставщик Получено 03.11.2022 г. 09:43 (МСК) Заказчик Подписано 02.11.2022 г. 15:03 (МСК).

При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Договора вступил в силу 13.11.2022 г.

 

Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Постановление № 1078).

Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления № 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 № 301-КГ15-632 по делу № А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.

Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.

Инспекцией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.

 

Согласно пояснениям ИП Муратшина Р.С., для исполнения государственного контракта № 449 от 13.09.2022 г. Поставщиком был заключен договор поставки с ООО «Статус», являющимся импортером в РФ Товара, который требуется Заказчику. В материалы дела договор № 17 от 12.07.2022 г., заключенный между ИП Муратшиным Р.С. и ООО «Статус», а также международный контракт № SEV02 от 01.07.2022 г., заключенный между ООО «Статус» и турецкой компанией Sevincler Saglik Urunleri San. ve Tic. A.S., представлены.

Письмом исх. № 106 от 18.10.2022 г. Поставщик уведомил Заказчика, что срок поставки товара в полном объеме по контракту планируется в срок до 15.11.2022 г.

 В соответствии с письмом Поставщика исх. № 103 от 21.09.2022 г. ИП Муратшин Р.С. просил Заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с невозможностью оплаты за товар в Турцию, поскольку турецкие банки по неофициальной информации перестали принимать платежи в рублях из России под влиянием санкций США.

Поскольку ООО «Статус» заверило Поставщика, что оплата за товар будет проведена через турецкие банки, письмом исх. № 106 от 18.10.2022 г. Поставщик уведомил Заказчика, что срок поставки товара в полном объеме по контракту планируется в срок до 15.11.2022 г.

19.10.2022 г. ООО «Статус» произвело оплату платежным поручением № 33 в Турцию за товары, в том числе для ИП Муратшин Р.С.

20.10.2022 г. платеж без объяснения причин банком получателем KUVEYTTURK KATILIM BANKASI A.S (Турция) был возвращен в ООО «Статус».

Копии платежных поручений № 33 от 19.10.2022 г. и 20.10.2022 г. и возврат в материалы дела Поставщиком представлены.

Также индивидуальным предпринимателем Муратшиным Ренатом Салаватовичем на заседание Инспекции Оренбургского УФАС России представлена справка банка «Точка». Согласно данной справке 19.10.2022 г. ООО «Статус» передал в Ф Точка ПАО Банка «ФК Открытие» распоряжение на совершение платежа по платежному поручению № 33 от 19.10.2022 г. в размере 3 887 301,60 руб. со счёта № 40702810302500094899, в пользу Sevincler Saglik Urunleri San. ve Tic. A.S. с назначением платежа:

{VO11100} Опл. по контракту SEV02 от 2022-07-01 за подгузники 63000$ по курсу ЦБ РФ на дату пл. 61,7032 р (80%), Sevincler Saglik Urunleri San. ve Tic. A.S. на счет TR580020500000673067000107, без НДС.

19.10.2022 г. Ф Точка ПАО Банка «ФК Открытие» исполнил распоряжение клиента и списал сумму платежа со счета клиента и с корреспондентского счета. Однако, 20.10.2022 г. денежные средства были возвращены турецким банком KUVEYTTURK KATILIM BANKASI A.S с указанием причины в назначении платежа:

{VO99010} Возврат д/с согласно MT202 Ref. 282233304 от 20.10.2022 по переводу № 33 от 19.10.2022 г. по причине: ReturnReasonNotProvided. Без НДС.

 

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).

Как следует из документов, представленных на заседание Инспекции, ИП Муратшин Р.С. предпринимал меры, направленные на исполнение контракта, что подтверждается представленными документами.

При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ИП Муратшина Р.С. в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.

Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).

Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что в действиях Поставщика - ИП Муратшина Р.С. - не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий контракта и на срыв вышеуказанной закупки.

При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Поставщика не выявила, сведения в отношении ИП Муратшина Р.С. не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения в отношении индивидуального предпринимателя Муратшина Рената Салаватовича (ИНН: 021103095256) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны