Решение б/н Решение от 12 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 056/06/64-95/2020

 

11 февраля 2020 года                                                                                                     г. Оренбург

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2020 года

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии:, Членов комиссии:,

в присутствии:

директора ООО «Экоорг» -;

представителей ООО «Экоорг» -;

представителей администрации Северного округа города Оренбурга –;

представителя администрации города Оренбурга –;

рассмотрев жалобу ООО «Экоорг» на действия Администрации Северного округа г. Оренбурга при проведении электронного аукциона на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на полигоне твердых коммунальных отходов города Оренбурга для нужд Администрации Северного округа города Оренбурга (номер извещения № 0153300066920000040),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.02.2020 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Экоорг» (далее – Заявитель) на действия Администрации Северного округа г. Оренбурга (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на полигоне твердых коммунальных отходов города Оренбурга для нужд Администрации Северного округа города Оренбурга (номер извещения № 0153300066920000040) (далее – Закупка).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам жалобы и пояснениям директора и представителей ООО «Экоорг» требования, изложенные в техническом задании документации об электронном аукционе, существенно сужают круг потенциальных участников электронного аукциона, что является значительным нарушением законодательства о закупках. Так, Исполнителю не обязательно иметь полигон для размещения отходов в собственности – достаточно иметь заключенные договора, а также необязательным является месторасположение полигона – территория города Оренбурга. Полигон может располагаться и в другой местности Оренбургской области, так как указанное никак не скажется на качестве оказываемых услуг и на их стоимости. Также указанные в техническом задании виды отходов (растительные отходы при уходе за газонами, цветниками 7 31 300 01 20 5; отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) 1 54 110 01 21 5) не подлежат утилизации и возможна технология их переработки. Из изложенного следует, что документацией можно предусмотреть возможность переработки отходов силами Исполнителя. Кроме того, Федеральным законом № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) установлено понятие «объекты размещения отходов», к которым относятся полигоны. Однако Закон об отходах производства и потребления не содержит понятия «специализированный полигон», которое употреблено Заказчиком в техническом задании аукционной документации.

Согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа в соответствии со ст. 13 Закона об отходах производства и потребления установлены обязательные требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, в том числе о необходимости регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Администрация Северного округа города Оренбурга организует на территории округа работы по устройству цветников, клумб, газонов, посадке деревьев и кустарников, работы по уходу за зелеными насаждениями, работы по санитарной обрезке, раскорчевке пней, валке деревьев и кустарников. В результате выполнения данных работ неизбежно образуются растительные отходы. Таким образом, растительные отходы, образованные при уходе за древесно­кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО по основному признаку как отходы, образующиеся в жилых помещениях. Обращение с такими видами отходов, не относящихся к ТКО, должно осуществляться на основании отдельных договоров, а не по договору с региональным оператором (письмо Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25- 53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО»). Отходы, указанные муниципальным заказчиком в аукционной документации, не входят в перечень отходов, подлежащих обязательной утилизации, и муниципальный заказчик имеет право предусмотреть их размещение на полигоне твердых коммунальных отходов. Кроме того, заказчик осуществляет сбор, накопление и транспортировку указанных отходов до места их размещения самостоятельно за счет бюджетных средств и не может превышать лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год. В рамках данного контракта Исполнитель обязан оказать услуги по размещению таких отходов. В случае изменения территории расположения полигона, существенно возрастут затраты муниципального заказчика на вывоз отходов. Претензия заявителя жалобы об оказании услуг на полигоне исполнителя, является необоснованной, так как аукционная документация не содержит указанного в жалобе ограничения по нахождению полигона в собственности исполнителя. Исходя из требований аукционной документации, полигон должен принадлежать исполнителю на любом законном основании, предусмотренном законодательством РФ. Представитель Уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной.

Представители Заказчика поддержали доводы представителя Уполномоченного органа, просили признать жалобу необоснованной.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 17:00 11.02.2020 г.

После перерыва Заявителем и представителем Уполномоченного органа были представленные дополнительные материалы в поддержку своей позиции.

Согласно дополнению к жалобе ООО «Экоорг», формулировка в аукционной документации «размещение» ограничивает круг потенциальных участников электронного аукциона. Кроме того, так как Закон об отходах производства и потребления не содержит понятия «специализированный полигон», которое употреблено Заказчиком в техническом задании аукционной документации, следовательно, в документации об электронном аукционе следует указать понятие «объект размещения отходов».

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:

28.01.2020 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на полигоне твердых коммунальных отходов города Оренбурга для нужд Администрации Северного округа города Оренбурга (номер извещения №0153300066920000040).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 001 824,00 рублей.

Аукционная документация утверждена Заказчиком.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком в техническом задании документации об электронном аукционе среди прочих установлены следующие требования:

«..2.4. Время работы специализированного полигона по приему машин с отходами, ежедневно, без перерыва на обед.

2.5. Стоянка машин с отходами на пропускном пункте специализированного полигона более 5 мин. не допускается.

2.6. Въезд автотранспорта Муниципального Заказчика на полигон осуществляется по электронной системе идентификации государственного номера конкретного транспортного средства Муниципального Заказчика.

2.7. Исполнитель обеспечивает механизированный способ для разгрузки отходов с автомобильного транспорта.

2.8. Для определения объёма принятых отходов используются весы автомобильные электронные, с предоставлением свидетельства о поверке.

2.9. Обеспечение камерой видеонаблюдения за прохождением машин с отходами на специализированный полигон.

2.10. Муниципальный Заказчик передает замечания Исполнителю по контактному телефону, ежедневно с 09:00 до 20:00 часов, при этом на Исполнителя возлагается обязанность обеспечения бесперебойной работы связи.

3. Наименование вида отходов:

- растительные отходы при уходе за газонами, цветниками 7 31 300 01 20 5;

- отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов)
1 54 110 01 21 5».

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 1 Закона об отходах производства и потребления, размещение отходов - хранение и захоронение отходов, при этом хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Согласно ст. 1 Закона об отходах производства и потребления, объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно п. 6 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона об отходах производства и потребления, государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом № 242 от 22.05.2017 г. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками 7 31 300 01 20 5; отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов)
1 54 110 01 21 5, относятся к V (пятому) классу опасности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1589-р от 25.07.2017 г. утвержден «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается». Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками 7 31 300 01 20 5; отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) 1 54 110 01 21 5, в данном перечне отсутствуют. Следовательно, размещение данного вида отходов законодательством Российской Федерации не запрещено.

В соответствии с условиями технического задания аукционной документации передача отходов для размещения производится на объекте размещения отходов, внесенном в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, аукционная документация предусматривает передачу отходов для размещения на объекте размещения отходов, внесенном в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Законом об отходах производства и потребления, то есть на любой объект размещения отходов, внесенный в Государственный реестр объектов размещения отходов, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя необоснован.

Согласно доводу Заявителя, по условиям документации об электронном аукционе Исполнитель обязан иметь полигон для размещения отходов в собственности. Вместе с тем, исходя из требований аукционной документации, полигон должен принадлежать исполнителю на любом законном основании, предусмотренном законодательством РФ.

Проанализировав аукционную документацию, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в указанной части нарушений положений Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя необоснован.

Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено ограничение к месту оказания услуг.

В разделе 3 проекта муниципального контракта установлены следующие требования:

«3.1. Срок оказания Услуг: с момента заключения Контракта по 20.11.2020 г.

Место оказания Услуг: специализированный полигон Исполнителя, территория города Оренбурга».

Согласно пояснениям представителей Заказчика и Уполномоченного органа, Заказчик осуществляет сбор, накопление и транспортировку указанных отходов до места их размещения самостоятельно за счет бюджетных средств и не может превышать лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год. В случае изменения территории расположения полигона, существенно возрастут затраты муниципального заказчика на вывоз отходов.

Кроме того, согласно Письму Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 г. N Д28и-699, заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

Установление Заказчиком в документации об электронном аукционе территориального ограничения в отношении места оказания услуги связано с необходимостью эффективного расходования бюджетных средств и не создает дискриминационных условий для участников закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Вместе  с тем, доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации об аукционе, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.

Проанализировав аукционную документацию, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в указанной части нарушений положений Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя необоснован.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Экоорг» на действия Администрации Северного округа г. Оренбурга при проведении электронного аукциона на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на полигоне твердых коммунальных отходов города Оренбурга для нужд Администрации Северного округа города Оренбурга (номер извещения № 0153300066920000040) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны