Решение №3475 Решение по делу № 056/07/3 – 58/2019 от 16 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

председателя Комиссии – «…», членов Комиссии: «…»,

в присутствии представителя заявителя ООО «ТрендФарм» - «…» (доверенность б/н от 01.04.2019 г);

в присутствии представителей заказчика – ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая стоматологическая поликлиника» - «…» (доверенность от 11.04.2019г. №1/2019), «…» (доверенность от 11.04.2019г. №2/2019),

рассмотрев жалобу ООО «ТрендФарм» (вх. № 2654э от 04.04.2019 г.), на действия заказчика – ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая стоматологическая поликлиника» (далее – ГАУЗ «ООКСП», заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения для нужд ГАУЗ «ООКСП» (извещение № 31907629187),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.04.2019 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступила жалоба ООО «ТрендФарм» (вх. № 2654э от 04.04.2019 г.), на действия заказчика – ГАУЗ «ООКСП» при проведении аукциона в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения для нужд ГАУЗ «ООКСП» (извещение № 31907629187).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. № 3195 от 09.04.2019 г.); заказчику – ГАУЗ «ООКСП» выставлено требование о приостановлении проведения закупки до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх. № 3193 от 09.04.2019 г.).

Рассмотрение жалобы назначено на 12.04.2019 г. в 12 часов 00 минут.

В связи с необходимостью дополнительного выяснения обстоятельств, указанных в жалобе, в заседании Комиссии Оренбургского УФАС России был объявлен перерыв до 15.04.2019 г. в 15.00.

Из содержания жалобы заявителя, следует, что ООО «ТрендФарм» являлось участником рассматриваемой закупки, заявка которого была отклонена в соответствии с п. 26 раздела первого документации об открытом аукционе в электронной форме. Причиной для отклонения заявки явилось указание заявителем сведений не о стране происхождения товара, а о месте нахождения и (или) регистрации производителя товара, с чем заявитель не согласен в силу отсутствия в документации четких требований о том, каким образом должно быть осуществлено данное подтверждение.

Заявитель на заседании Комиссии также пояснил, что неоднократно являлся участником аналогичных закупок, при этом случаев подобного отклонения в его деятельности не было. Более того, когда происходит фактическая поставка продукции, на таких медицинских изделиях (на их упаковках) всегда указывается страна происхождения товара. 

Ввиду изложенного, ООО «ТрендФарм» просит признать жалобу обоснованной с выдачей Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснил следующее.

Заявка ООО «ТрендФарм» была отклонена от участия в аукционе по причине несоответствия требованиям к заявкам на участие, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме п. 30 раздела 1.3, так как если название страны приведено в заявке произвольно, то это может ввести комиссию в заблуждение, повлечь за собой включение в гражданско - правовой договор недостоверных сведений, что в свою очередь повлечет за собой осложнения в приемки товара.

Необходимость предоставления копий регистрационных изделий на предлагаемый к поставке претендентом товар обусловлено вопросами обеспечения нужд заказчика качественными и медицинскими изделиями, разрешенных в обращение на территории РФ.

Представленное заявителем в составе заявки действующее регистрационное удостоверение на товар, указывает на то, что продукция производится в США и Германии (позиции заявки с № 11 по № 13), а Швейцария является местом регистрации производителя, а в Швейцарии расположен головной офис производителя.

При этом, выяснение вопроса о месте происхождении товара связано с выполнением требований Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Ввиду вышеизложенного обоснования своей позиции, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 ст. 2 Закона о закупках предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ «ООКСП» (далее – Положение о закупках) утверждено наблюдательным советом ГАУЗ «ООКСП» (Протокол № 4 от 15.08.2018 г.).

12.03.2019 г. на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЭТП Сбербанк-АСТ http://www.sberbank-ast.ru было размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (извещение № 31907629187).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 145 431, 54 руб. (три миллиона сто сорок пять тысяч четыреста тридцать один рубль пятьдесят четыре копейки).

Документация об аукционе утверждена Заказчиком.

Работа аукционной комиссии, ее состав определены Приказом ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая стоматологическая поликлиника» от 11.03.2019 г. № 29-А.

Частью 10 ст. 4 Закона о закупках определены требования о содержании в документации о конкурентной закупке ряда сведений, в частности, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2).

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Содержание п. 1.8.2 Положения о закупках соответствует вышеназванным требованиям Закона о закупках

Пунктом 22 раздела 1.1 Документации о закупки определены порядок, срок и место подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также требования к оформлению и описанию участниками открытого аукциона в электронной форме поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, и определена инструкция по заполнению заявки.

Так, согласно вышеназванному пункту участники открытого аукциона в электронной форме обязаны в частности указать страну происхождения товара.

При этом, участники закупки несут ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке. При необходимости указания в заявке на участие в аукционе информации о наименовании страны происхождения товара, участник аукциона должен руководствоваться следующими требованиями: участник аукциона должен однозначно, определенно и недвусмысленно указать на то, что страной происхождения товара является определенная страна (государство), при этом указываются современное официальное полное или сокращенное наименование страны (государства). Указание на регион страны, часть страны, населенный пункт, определенный географический объект без указания на наименование страны не будет являться надлежащим исполнением требований об указании в заявке наименования страны происхождения товара. Указание наименования страны (государства) в составе сведений о месте нахождения и (или) регистрации производителя товара и (или) участника аукциона, не будет являться надлежащим исполнением требований об указании в заявки страны происхождения товара.

При несоблюдении указанных требований аукционная комиссия отказывает участнику аукциона в допуске участия в аукционе и принимает решение о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе.

В соответствии с п. 30 раздела 1.3 Документации о закупки Участник закупки подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с указаниями и требованиями, изложенными в документации (пп. а), копии документов, подтверждающих соответствие товаров, требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требованиям к таким товарам (если это установлено разделом 30.2 настоящей информационной карты).

Пункт 30.2 раздела 1.3 документации предусматривает перечень документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным согласно законодательству РФ…, к каковым относится копия регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), соответствующего требованиям Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий».

Содержание вышеназванного пункта согласуется с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которой установлено, что на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом следует отметить, что предусмотренная действующим законодательством процедура регистрации медицинских изделий, цель ее проведения заключается в обеспечении на территории РФ обращения медицинских изделий надлежащего качества и отвечающих требованиям безопасности, на что также указывает заказчик в обоснование своей правовой позиции.

Согласно п. 26 раздела 1 Документации основаниями для отказа в участии в открытом аукционе в электронной форме являются:

- выявлено несоответствие участника хотя бы по одному из требований, перечисленных в пункте 29 раздела 1.2 документации об открытом аукционе в электронной форме.

- непредставление документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией об открытом аукционе в электронной форме

- наличие в представленных документах или в заявке недостоверных сведений об участнике или о товарах, на поставку которых размещается закупка;

- несоответствие участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом аукционе требованиям к участникам, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме;

- несоответствие товаров, требованиям к товарам установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме;

- несоответствие заявки на участие  в открытом аукционе в электронной форме требованиям к заявкам на участие, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по иным основаниям не допускается.

Применительно к рассматриваемой ситуации, описанной в жалобе, с учетом вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующим выводам.

Положения Документации о настоящем электронном аукционе (п. 22, сам бланк заявки) определяет, что сведения о месте происхождении товара претендентом указываются декларативно с возложением ответственности за предоставление достоверных сведений исключительно на соответствующего участника.

ООО «ТрендФарм» была подана заявка на участие в данной закупке с предложением поставить медицинские изделия по позициям № № 11 – 13, 16-17, 35 технического задания с указанием страны происхождения товара – Швейцария.

Следовательно, указывая названную страну происхождения товара, заявитель декларирует названные сведения в своей заявки, чем подтверждает свою готовность поставить товар с указанной характеристикой, а значит соблюдает все установленные заказчиком в документации требования в части оформления и подачи заявки.

Однако, согласно протоколу рассмотрения/оценки заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № 31907629187-01 от 03.04.2019 г., заявка участника аукциона ООО «ТрендФарм» была отклонена от участия в аукционе по причине несоответствия требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме п. 26 раздела I  документации об открытом аукционе в электронной форме: несоответствие заявки на участие  в открытом аукционе в электронной форме требованиям к заявкам на участие, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме п. 30 раздела 1.3.

Стоит отметить, что документацией о закупки конкретно не предусмотрено, каким образом (посредством представления каких документов) потенциальный участник закупки обязан подтвердить место происхождения товара.

Следовательно, принимая решение об отклонении заявки ООО «ТрендФарм», закупочная комиссия ГАУЗ «ООКСП» неправомерно на стадии рассмотрения заявок для участия в электронном аукционе оценила заявки на предмет выяснения места происхождения предполагаемого к поставке товара в соответствии с данными регистрационными удостоверениями, тогда когда цель предоставления копий регистрационных удостоверений, выданных Росздравнадзором заключается в получении медицинских изделий надлежащего качества. Тем самым, закупочной комиссией допущено нарушение п. 26 раздела 1 документации о закупке в части неверного применения основания для отказа в допуске до участи в закупке.

Более того, стоит также обратить внимание на то, что описанное поведение заказчика спровоцировало ситуацию, когда из шести поданных заявок на участие в рассматриваемой закупке пять претендентов допущено не было по одним и тем же основаниям: участники в своих заявках указывали место происхождение, которое было расценено заказчиком как указание наименования страны в составе сведений о месте нахождения и (или) регистрации производителя товара.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы ООО «ТрендФарм» обоснованной.

Согласно п. 20  ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая фактические обстоятельства рассмотрения жалобы, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об отмене протокола рассмотрения/оценки заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № 31907629187-01 от 03.04.2019 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТрендФарм» (ИНН 1660240931 ОГРН 1151690028214) (вх. № 2654э от 04.04.2019 г.) на действия заказчика – ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая стоматологическая поликлиника» при проведении аукциона в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения для нужд ГАУЗ «ООКСП» (извещение № 31907629187), обоснованной.

2. Выдать аукционной комиссии ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая стоматологическая поликлиника» предписание об отмене протокола рассмотрения/оценки заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № 31907629187-01 от 03.04.2019 г.

 

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБот

«…»

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны