Определение б/н Определение от 18 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 056/01/17-191/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«18» февраля 2020 года                                                                                                             г. Оренбург

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на основании приказа Оренбургского УФАС России от 18.02.2020  № 13 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 056/01/17-191/2020 по признакам нарушения государственным автономным учреждением здравоохранения «Оренбургская районная больница» (далее ГАУЗ «Оренбургская РБ») части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ряда контрактов с ООО «Аналитика», ООО «Лабкомплект», ООО «Статус», ООО «ОренДент» с каждым в отдельности по правилам закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур,

УСТАНОВИЛ:

18.11.2019 (вх. № 10267) в Оренбургское УФАС России поступили материалы проверки Министерства здравоохранения Оренбургской области, содержащие в действиях ГАУЗ «Оренбургская РБ» признаки правонарушений, выявленных в ходе плановой выездной тематической проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения в части соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг.

В рамках рассмотрения представленных материалов, с учетом поступивших пояснений от лечебного учреждения, Оренбургским УФАС России установлено следующее.

ГАУЗ «Оренбургская РБ» в целях приобретения медицинского оборудования был заключен ряд договоров:

ООО «Лабкомлект»

№ п/п

№ договора

Дата заключения договора

Предмет договора

Сумма договора

Оплата суммы договора/поставка

1.

32-53-2

21.01.2019

Аппарат «Тонус-1» ДТ-50-3

31 500,00

27.03.2019/01.03.2019

2.

32-53-1

25.01.2019

Аппарат «Тонус-1» ДТ-50-3

94 500,00

(31 500,00*3)

27.03.2019/01.03.2019

3.

32-53-5

02.07.2019

Анализатор гематологический DREW-3 для лаб. исследований

96 270,00

31.07.2019/02.07.2019

4.

32-53-6

10.07.2019

Анализатор гематологический DREW-3 для лаб. исследований

96 270,00

31.07.2019/10.07.2019

 

ООО «Аналитика»

 

 

 

1.

32-3-8

08.04.2019

Анализатор глюкозы автоматический «Энзискан Ультра»

97 430,00

26.04.2019/09.04.2019

2.

32-3-2

09.04.2019

Анализатор глюкозы автоматический «Энзискан Ультра»

97 430,00

26.04.2019/09.04.2019

 

ООО «ОренДент»

 

 

 

1.

УТ000001560

15.05.2018

Измерительный прибор апекслокатор Raypex 5VDW

57 550,00

26.06.2018/05.06.2018

2.

УТ000001559

15.05.2018

Измерительный прибор апекслокатор Raypex 5VDW

57 550,00

26.06.2018/05.06.2018

 

ООО «Статус»

 

 

 

1.

27

24.01.2019

Аппарат для диагностики кожи и волос под увеличением ARAMO SMART WiZard, вариант ASW-101

99 987,00

31.05.2019/15.05.2019

2.

28

23.01.2019

Принадлежности к аппарату для диагностики кожи и волос ASW-101

54 113,00

05.06.2019/15.05.2019

3.

29

23.01.2019

Принадлежности к аппарату для диагностики кожи и волос ASW-101

37 900,00

05.06.2019/15.05.2019

ГАУЗ «Оренбургская РБ» относится к государственным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которых регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ).

В ч. 1 ст.1 данного закона закреплено, что целями регулирования нормативного правового акта являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что к правовым основаниям закупок, которыми руководствуются заказчики, относятся принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Положения о закупке, являющиеся документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, содержащим требования к проведению процедур закупки (включая способы закупки), порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке – это документ, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Федерального закона № 223-ФЗ.

Ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно ст. 3.6 Закона о закупках, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупках.

Решением наблюдательного совета ГАУЗ «Оренбургская РБ» (Протокол № 22 от 12.07.2018) утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ «Оренбургская РБ» (далее — Положение), разделом 9 которого предусмотрен такой способ закупок как закупка у единственного поставщика. Согласно пунктам 5.8 и 5.8.1 Положения заказчик вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика в случае закупки товаров, работ, услуг на сумму до 100 000 рублей с НДС включительно.

Условиями Положения определены случаи закупки у единственного поставщика, при этом конкретики относительно каких товаров/работ/услуг оно должно применяться не содержит.

Согласно пункту 9.2. указанного Положения организатор закупки размещает на официальном сайте извещение об осуществлении закупки у конкретного поставщика, с указанием условий договора и цены закупки в случае, если сумма закупки превышает 100 000 рублей.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, что вытекает из толкования Федерального закона № 223-ФЗ. Между тем при осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Действия заказчика должны соответствовать указанным целям, при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность заказчика по обеспечению возможности участия юридических лиц и физических лиц в закупке, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, что следует из требований Закона о защите конкуренции и Закона №223-ФЗ (ч. 1 ст.1).

Фактически исследуемые контракты в отношении каждого поставщика в отдельности образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о закупках и 135-ФЗ.

Непроведение конкурентных процедур в рассматриваемой ситуации способствовало созданию преимущественного положения поставщикам, каждому в отдельности, ООО «Лабкомплект», ООО «Аналитика», ООО «ОренДент», ООО «Статус» и привело к лишению возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение договора.

Заключение ряда связанных между собой гражданско-правовых договоров, фактически образующих группу сделок, искусственно раздробленных для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных Законом о закупках и Положением, с целью ухода от необходимости проведения конкурентных процедур вступления в правоотношения с Заказчиком, по сути, отвергает его применение и открывает возможность для приобретения незаконных имущественных выгод.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно ч.5 ст.17 Закона о защите конкуренции, положения ч.1 указанной статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Таким образом, при осуществлении вышеуказанных закупок в действиях ГАУЗ «Оренбургская РБ», выразившихся в заключении контрактов с вышеуказанными поставщиками с каждым в отдельности без проведения конкурентной процедуры, усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 056/01/17-191/2020 к рассмотрению на « 19 » марта 2020 года на «11» часов «30» минут  по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 22,  каб. 608.

В связи с действующей в здании пропускной системой, информацию о явке представителя, его данные сообщить заблаговременно по тел. 8 (3532) 78-66-27.

 

  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 056/01/17-191/2020 в качестве:
    1. Заявителя:
      1. Министерство здравоохранения Оренбургской области (460000, г. Оренбург, ул. Терешковой, 33);
    2. Ответчиков:
      1. Государственное автономное учреждение здравоохранения «Оренбургская районная больница» (ГАУЗ «Оренбургская РБ») (460041, г. Оренбург, Нежинское шоссе, 4).
    3. Заинтересованные лица:
      1. общество с ограниченной ответственностью «Статус» (460035, г. Оренбург, ул. Халтурина, 82);
      2. общество с ограниченной ответственностью «Лабкомплект» (460000, г. Оренбург, ул. Кирова, 54А-7);
      3. общество с ограниченной ответственностью «Аналитика» (460009, г. Оренбург, ул. Чкалова, 55А);
      4. общество с ограниченной ответственностью «ОренДент» (460052, г. Оренбург, мкр-н 70 лет ВЛКСМ, 15/1).

 

  1. Министерству здравоохранения Оренбургской области (далее также Заявитель)  представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу № 056/01/17-191/2020 в срок до «17» марта 2020 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):
    1. Письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.

 

  1. ГАУЗ «Оренбургская РБ» (далее также Ответчик) представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу № 056/01/17-191/2020 в срок до «17» марта 2020 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):  
    1. Письменные пояснения каким образом проводится предварительный квалификационный отбор поставщиков при неконкурентных способах закупок, в том числе, закупок по правилам с единственным поставщиком (с документальным подтверждением своих доводов);
    2. Причины проведения исследуемых закупок отдельными процедурами (контрактами) при однородности/идентичности поставляемого товара; 
    3. Письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, с приложением документов, подтверждающих изложенную позицию, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.

 

  1. Заинтересованным лицам, каждому в отдельности представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу № 056/01/17-191/2020 в срок до «17» марта 2020 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):  
    1. Краткую характеристику осуществляемой Обществом производственно-хозяйственной деятельности;
    2. Указать всех своих контрагентов и конкурентов по осуществляемым видам деятельности на территории Оренбургской области;
    3. Штатное расписание и численность общества с указанием Ф.И.О. сотрудников и замещающие ими должности с 2017 по настоящее время;
    4. Перечень группы лиц, входящих в одну группу лиц с Обществом в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц (Приказ ФАС России от 20.11.2006 № 293);
    5. Пояснения относительно специфики поставляемого товара, наличия его в распоряжении у общества при поставке либо необходимости предзаказа у соответствующих поставщиков (в таком случае указать поставщика, срок выполнения заказа, от даты направления заявки до даты фактической поставки, оплата) и т.д. (пояснения представить с документальным подтверждением своих доводов);
    6. Письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, с приложением документов, подтверждающих изложенную позицию, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.

 

Явка лиц, участвующих в деле (с подлинником доверенности на участие в рассмотрении дела, и подлинником документа, удостоверяющего личность представителя – паспортом гражданина РФ) обязательна.

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, а также обладают иными правами, предусмотренными статьей 43 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны