Решение №б/н Жалоба признана частично обоснованной от 4 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019г.), в составе:

Председателя Комиссии – (,,,).,

членов Комиссии:

(,,,).,;

в присутствии представителей Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Новотроицкий Строительный Техникум» (далее – ГАПОУ «НСТ») (,,,).,. (на основании доверенности №3 от 26.07.2022), (,,,)., (на основании доверенности №1 от 26.07.2022),  (,,,)., (на основании доверенности №2 от 26.07.2022), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

представителя ООО «Охранная организация «Зевс» (далее – ООО «ОО «Зевс»), (,,,)., (на основании доверенности от 26.07.2022), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

представителя ГКУ «Центра организации закупок» (,,,).,. дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

рассмотрев жалобу (вх. № 6930 от 21.07.2022) ООО «ОО «Зевс» на действия заказчика - ГАПОУ «НСТ» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по охране объекта и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах ГАПОУ «НСТ», для субъектов малого и среднего предпринимательства (Извещение: №32211553175),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 6930 от 21.07.2022) ООО «ОО «Зевс» на действия заказчика ГАПОУ «НСТ» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по охране объекта и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах ГАПОУ «НСТ», для субъектов малого и среднего предпринимательства (Извещение: № 32211553175).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

Заявление ООО «ОО «Зевс» поступило в антимонопольный орган в срок до окончания подачи заявок установленный в извещении о проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 32211553175).

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 25.07.2022 исх. № 5662, заказчику от 25.07.2022 исх. № 5660.

Рассмотрение жалобы было назначено на 28.07.2022 в 11 ч. 00 мин.  Объявлялся перерыв до 01.08.2022 до 15 часов 30 минут.

В своей жалобе заявитель указывает, что не согласен с установлением Заказчиком в Техническом задании требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (далее – Техническое задание) по п. 3 следующих подпунктов: «Наличие группы быстрого реагирования (ГБР)... Время прибытия ГБР должно быть не более 5 минут» (пп. 18); обеспечение охранников на постах КТС (кнопка тревожной сигнализации), которая связана с пультом централизованного оповещения. Содержание объектового оборудования КТС на объектах, включая обслуживание и поддержание работоспособности, ежедневную проверку работоспособности КТС с отметкой об этом в служебной документации (пп19); «Наличие круглосуточной дежурной части охранного агентства, комнаты хранения оружия, офиса, расположенной территориально в г. Новотроицк. Обеспечить фактическое расположение дежурной части, комнаты хранения оружия, офиса: г. Новотроицк, Оренбургская обл. (пп 20), а также установление п. 5 Технического задания требований к оказанию охранных услуг:

- численность штатных лицензированных охранников, достаточную для формирования дежурных смен с учетом установленного законодательством РФ коэффициента сменности в зависимости от режима труда и работы охранников по графику дежурств с продолжительностью смены не более 24-х часов (не менее 12 охранников 5 и 6 разряда, которые будут привлечены для охраны объектов ГАПОУ «НСТ»);

- наличие договора с ФФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области» на оказание услуг охраны посредством «КЭВП» (кнопка экстренного вызова полиции);

- дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы;

- оснащение постов охраны системой «КЭВП»  с выводом на ПЦО;

- наличие средств радиосвязи, обеспечивающих бесперебойную связь на территории и в помещениях, охраняемых объектов, между всеми охранниками дежурной смены, с экипажем ГБР (группы быстрого реагирования), а также с должностным лицом ГАПОУ «НСТ», ответственным за обеспечение безопасности. Средства радиосвязи по своим параметрам должны соответствовать ГОСТ 12252-86 для носимых радиостанций, и соответствовать требованиям по устойчивости к механическим и климатическим воздействиям, установленным в ГОСТ 16019-2001;

- место нахождения мобильной группы быстрого реагирования на расстоянии, позволяющем их прибытие на объекты охраны ГАПОУ «НСТ» не позднее 5 минут после подачи сигнала тревоги с поста охраны.

По мнению Заявителя, указанные требования являются избыточными, возлагающими дополнительные расходы на потенциальных участников Закупки, и направлены на ограничение количества участников, в том числе, по территориальному принципу.

Кроме того, одновременное наличие у Исполнителя  ГБР с указанием времени прибытия и в то же время требования о наличии договора с ФФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области» на оказание услуг охраны посредством «КЭВП» (кнопка экстренного вызова полиции) и оснащение постов охраны КВЭП с выводом на ПЦО, являются противоречивыми,  затрудняют Заявителю возможность сформировать свое предложение в виду того, что не ясно кто должен реагировать на тревожные сигналы: работники охраны (вооруженная ГБР) или полиция.

Указание Заказчика на наличие только средств радиосвязи, Заявитель считает необоснованным, данное требование служит препятствием для формирования заявки, поскольку согласно законодательству, Исполнитель вправе иметь и мобильную связь вместо радиосвязи.

Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик неправомерно обосновал НМЦК.

Требование о наличии в образовательном учреждении, на постах охраны, у Исполнителей служебного оружия, Заявитель считает нарушающим действующее законодательство.

 На основании чего заявитель просит отменить процедуру закупки о проведении запроса предложений, внести изменения в документацию.

На заседании Комиссии, представители ГАПОУ «НСТ» в своих пояснениях не согласились с доводами жалобы. Указали, что ООО «ОО «Зевс» заявку на участие запросе предложений не подавал, с запросом о разъяснении документации не обращался.

Заказчик указывает, что установление требований к Исполнителю было обосновано тем, что в свой деятельности ГАПОУ «Новотроицкий строительный техникум»  руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», а именно реализует п.6 и п.п.2 создает безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также создает безопасные условия воспитания обучающихся, обеспечивает присмотр и уход за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Близкое расположение объектов образовательной организации в приграничной зоне, наличие двух исправительных  трудовых учреждений, расположенных в черте города,  наличие большой территории, на которой расположены гаражи с автотранспортом, здание общежития с круглосуточным пребыванием обучающихся, склады с материальными ценностями, трансформаторные подстанции и тепловые узлы, обеспечивающие теплоснабжение и электроснабжение – все это обуславливает предъявление требований к качеству оказания охранных услуг.

В части требования наличия служебного оружия, Заказчик руководствовался типовой должностной инструкцией охранника образовательной организации, утвержденной Национальным стандартом РФ «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций» (ГОСТ Р 58485-2019), где указано, что охранник образовательной организации имеет право: применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Требования наличия частных охранников 5-6 разряда обусловлены обобщенными трудовыми функциями частного охранника, указанными в Профессиональном стандарте «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2015 г. № 1010н),  которые отражают необходимые умения применять физическую силу, гражданское и служебное оружие в рамках требований.

Обоснование включения в обязанности Исполнителя – наличие круглосуточной дежурной части охранного агентства, комнаты хранения оружия, офиса территориально в г. Новотроицк и фактическое расположение дежурной части, комнаты хранения оружия, офиса: г. Новотроицк, Оренбургская область заключено в следующем. Охранная организация, согласно ст.3 ФЗ №2487-1 предоставляя виды охранных услуг, должна соответствовать требованиям к материально-техническому оснащению согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 23.06.2022 № 498 «О лицензировании частной охранной деятельности».

В документацию о проведении закупки Заказчиком включено требование к Исполнителям на оказание услуг охранниками 5-6 разряда, а также оснащение служебным оружием, средствами связи, поэтому предполагается, что охранники при заступлении на смену будут вооружаться и разоружаться по ее окончанию.

По мнению Заказчика, процедура смены вороженных постов проходит в офисе охранной организации, а вооружение служебным оружием в комнате хранения оружия в присутствии ответственного лица. 

В ГАПОУ «НСТ» нет приспособленных для передачи оружия мест, поэтому было выставлено требование к потенциальному Исполнителю охранных услуг (о наличии офиса и оружейной комнаты г.Новотроицк Оренбургской области). А так как смена охранников должна происходить минимум раз в сутки (требования действующего трудового законодательства) соответственно и вооружение и разоружение по мнению Заказчика проводится ежесуточно.

По мнению Заказчика охранные организации, имеющие лицензию на частную охранную деятельность, могут организовать данные помещения путем получения информации о существующих комнатах или помещениях хранения оружия на территории г. Новотроицк в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Также потребности Заказчика в наличии у охранной организации комнаты хранения оружия и офиса обусловлены тем, что в отношении объектов ГАПОУ «НСТ» установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Заказчик полагает, что существует возможность для выполнения всех требований, установленных в техническом задании и документации путем заключения договоров с контрагентом, исполняющим такие услуги, а также договоров аренды помещения с выполнением правил хранения оружия.

Таким образом, для охраны образовательной организации ГАПОУ «НСТ» имеет право привлекать охранные организации, у которых есть частные охранники соответствующего квалификационного разряда, которые могут быть оснащены гражданским или служебным оружием, с целью оказания качественных охранных услуг, и соответственно могут находиться на территории учебного заведения Заказчика.

Включение в основные требования Технического задания наличия договора с ФФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области» на оказание услуг охраны посредством «КЭВП» обусловлено требованиями подпунктом «в» п.24 и 25 раздела III  Постановления от 02.08.2019г. №1006  «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - ПП №1006), а именно: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

Состав группы быстрого реагирования не менее двух человек со специальными средствами и служебным оружием обуславливается, прежде всего, требованиями к антитеррористической защищенности объектов закрепленных на праве оперативного управления за ГАПОУ «НСТ» и выполнением требований ПП № 1006.

По мнению Заказчика, подробное описание закупаемых охранных услуг не означает стремление заказчика ограничить конкуренцию среди исполнителей, поскольку заказчик заинтересован в приобретении качественных услуг, которые будут отвечать его нуждам и потребностям. На основании вышеизложенного просят жалобу ООО «ОО «Зевс» признать необоснованной.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

15.07.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание охранных услуг, для субъектов малого и среднего предпринимательства (Извещение: №32211553175).

Дата начала срока подачи заявок 15.07.2022

Дата окончания срока подачи заявок 25.07.2022 08:00 (по МСК)

Дата рассмотрения первых частей заявок 27.07.2022

Дата рассмотрения вторых частей 28.07.2022

Дата подведения итогов 29.07.2022

Согласно материалам дела, подано 3 заявки, закупка приостановлена на стадии их рассмотрения. Протоколов в ходе проведения запроса предложений не составлялось.

Перечень объектов охраны ГАПОУ «НСТ» установлен в п. 1 Технического задания, который состоит из: Учебного корпуса № 1 ГАПОУ «НСТ» и прилегающей территории; Учебного корпуса № 2 ГАПОУ «НСТ» и прилегающей территории; Мастерских ГАПОУ «НСТ».

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупках).

Положение о проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ «НСТ», утверждено и размещено в ЕИС.

Пунктом 1.4 Положения о закупке установлено что оно регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для их коммерческого использования, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг и стимулирование такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно п. 7.2 Положения о закупках установлены обязательные требования к участнику закупки. Данный пункт Положения о закупках содержит исчерпывающий список обязательных требований.

Одновременно при необходимости Заказчик на основании п.п. 7.3, 7.4 Положения о закупках вправе предъявить к участникам закупки дополнительные и иные требования, которые обосновывают: наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для обеспечения надлежащего и качественного исполнения договора; положительную деловую репутацию, наличие опыта выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с п. 7.8 Положения о закупке не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Разделом 8 Положения о закупке установлены правила описания закупки, согласно данному разделу Заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки должен руководствоваться правилами, установленными частью 6.1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ.

В том числе  в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (пп.2 п. 8.2 Положение о закупках).

Пунктом 18.1 Положения о закупках установлено что запрос предложений в электронной форме - это форма торгов, при которой победителем запроса предложений в электронной форме признается участник закупки, заявка на участие в запросе предложений в электронной форме которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно п. 4.6  Положения о закупках конкурентные закупки путем проведения запроса предложений осуществляются в случае, если для определения победителя закупаемые товары, работы, услуги необходимо сравнить по ценовым и неценовым (качественным, квалификационным, функциональным, эксплуатационным и (или) условиям исполнения договора) критериям в совокупности, при условии, что начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей.

Заказчиком установлен (Приложение №2 к документации) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, критерии ценовые – «цена договора» и неценовые «Квалификация участника закупки».

Содержание критерия «Квалификация участника закупки», включает в себя «Общая обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» и «Опыт выполнения работ (оказания услуг, связанный с предметом договора».

Критерий «Общая обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» оценивается общим количеством специалистов, имеющих действующие удостоверения частного охранника 5, 6 разрядов (Приложение № 1).

При этом, минимально необходимое для оценки по показателю количество частных охранников по разрядам по требованию графика работы постов:

охранников 5 разряда - 4 человека и более,

охранников 6 разряда – 8 человек и более.

Подтверждается при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов:

1) выписка из штатной расстановки частных охранников 5 и 6 разрядов;

2) удостоверений частного охранника;

3)копии личных карточек частных охранников 5 и 6 разряда с указанием номера, серии, даты выдачи, выданных УФС ВНГ России по Оренбургской области, подтверждающих работу в организации участника закупки;

4) разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему для частных охранников 5 и 6 разрядов. По формуле, указанной в Приложении №2 Документации.

Критерий «Опыт выполнения работ (оказания услуг, связанный с предметом договора» оценивается количеством договоров/контрактов на оказание охранных услуг, исполненных участником закупки за пять лет предшествующих подаче заявки. (Приложение № 2).

Стоимость оказанных услуг по каждому договору/контракту на оказание охранных услуг, подтвержденная приложенными актами оказанных услуг, должна быть не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора/контракта на оказание охранных услуг, установленной настоящей документацией.

Квалификация участников закупки в части опыта работы подтверждается копиями исполненных договоров (контрактов) на оказание охранных услуг с приложением копий актов выполненных работ/услуг на сумму соответствующего договора/ контракта на оказание охранных услуг, за пять лет предшествующих подаче заявки.

Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения и печати. По формуле, указанной в Приложении №2 Документации.

Иных неценовых критериев Заказчиком для Исполнителя не установлено, следовательно, единственными критериями сравнения заявок участников, являются цена, а также обеспеченность трудовыми ресурсами и опыт выполнения аналогичных работ.

Пунктом 2 Технического задания Заказчик в качестве документа, подтверждающих соответствие услуг, являющихся предметом настоящей закупки требованиям установленным в соответствии с законодательством РФ, указывает наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности (выданной в соответствии с ФЗ № 2487-1, содержащей в перечне разрешенных следующие виды услуг:

- защита жизни и здоровья граждан;

- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся   в   собственности, во владении, в   пользовании, хозяйственном    ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 2487-1;

- охрана объектов и (или) имущества   на   объектах   с осуществлением работ по   проектированию, монтажу   и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам    правомерной    защиты    от    противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 2487-1;

- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 ФЗ №2487-1.

Следовательно наличие у Исполнителя лицензии с указанием видов услуг «охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 ФЗ №2487-1», подтверждает возможность выполнения указанных видов услуг на всей территории Российской Федерации и наличие у данного исполнителя материально технической возможности для оказания данных видов услуг.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что п. 3 Технического задания в том числе содержит следующий перечень обязанностей Исполнителя:

18) Наличие группы быстрого реагирования (ГБР). В состав ГБР входят не менее двух охранников со специальными средствами и служебным оружием. Средства пассивной защиты – бронежилеты и шлемы защитные. Специальные средства – наручники и палка резиновая. Служебное оружие. Время прибытия ГБР должно быть не более 5 минут.  

19) Охранники на постах должны обеспечены КТС (кнопка тревожной сигнализации), которая связана с пультом централизованного оповещения. Содержание объектового оборудования КТС на объектах, включая обслуживание и поддержание работоспособности, ежедневную проверку работоспособности КТС с отметкой об этом в служебной документации.

20) Наличие круглосуточной дежурной части охранного агентства, комнаты хранения оружия, офиса, расположенной территориально в г. Новотроицк. Обеспечить фактическое расположение дежурной части, комнаты хранения оружия, офиса: г. Новотроицк, Оренбургская обл.

В соответствии с п. 5 Технического задания Исполнитель, заключающий договор, должен обеспечить:

- численность штатных лицензированных охранников, достаточную для формирования дежурных смен с учетом установленного законодательством РФ коэффициента сменности в зависимости от режима труда и работы охранников по графику дежурств с продолжительностью смены не более 24-х часов (не менее 12 охранников 5 и 6 разряда, которые будут привлечены для охраны объектов ГАПОУ «НСТ»);

- наличие договора с ФФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области» на оказание услуг охраны посредством «КЭВП» (кнопка экстренного вызова полиции);

- дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы;

- оснащение постов охраны системой «КЭВП»  с выводом на ПЦО

- наличие средств радиосвязи, обеспечивающих бесперебойную связь на территории и в помещениях, охраняемых объектов, между всеми охранниками дежурной смены, с экипажем ГБР (группы быстрого реагирования), а также с должностным лицом ГАПОУ «НСТ», ответственным за обеспечение безопасности. Средства радиосвязи по своим параметрам должны соответствовать ГОСТ 12252-86 для носимых радиостанций, и соответствовать требованиям по устойчивости к механическим и климатическим воздействиям, установленным в ГОСТ 16019-2001.

- место нахождения мобильной группы быстрого реагирования на расстоянии, позволяющем их прибытие на объекты охраны ГАПОУ «НСТ» не позднее 5 минут после подачи сигнала тревоги с поста охраны.

Рассматривая доводы жалобы Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

При этом, Закон о закупках не устанавливает требований к порядку, способу и форме расчета начальной (максимальной) цены договора, в связи с чем заказчик самостоятельно определяет такой порядок определения цены договора в соответствии с Положением.

ФАС России и ее территориальные управления не являются уполномоченным органом исполнительной власти по контролю за соблюдением заказчиками требований Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 15 февраля 2021 г. № 45 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг».

На основании изложенного, Комиссии Оренбургского УФАС России не представляется возможным дать правовую оценку доводу заявителя об обоснованности расчета начальной (максимальной) цены договора.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что ГАПОУ «НСТ», является образовательным учреждением, относится к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, вследствие чего должен руководствоваться положениями ПП №1006.

Пункт 13 ПП №1006 содержит требование о необходимости установления категории опасности объектов, и необходимости установления для каждой категории дифференцированных требований и перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. 

В материалах дела отсутствуют (заказчиком не представлены) сведения, подтверждающие категорию опасности объектов Заказчика, в том числе не представлен перечень мероприятий, определенных для объектов ГАПОУ «НСТ».

В соответствии с ПП №1006 обеспечение охраны объектов разрешается как сотрудниками частных охранных организаций, так и подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ.

Установленные законодательством стандарты для охраны образовательных организаций (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2015 №1010н «Об утверждении профессионального стандарта «работник по обеспечению охраны образовательных организаций, Национальный стандарт РФ «Обеспечение безопасности образовательных организаций оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций» ГОСТ Р 58485-2019 от 01.09.2019г. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №199 от 17.04.2009 об установлении единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих) содержат требования определяющие, что при охране образовательных учреждений разрешено использовать специальные средства защиты. Служебное оружие разрешено только в случае оказания экстренной поддержки стационарным постам при возникновении угроз охраняемым образовательным организациям.

Требований об усиленной вооруженной охране имущества образовательного учреждения, и присутствия на постах охраны в образовательном учреждении охранников со служебным оружием, указанные нормативно-правовые акты и ПП №1006 не предусматривают.

Учитывая изложенное Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, о недоказанности со стороны Заказчика обоснованности включения в Документацию требований о наличии у Исполнителя на постах охраны служебного оружия.

Техническим заданием Заказчиком установлены основные требования к оказанию охранных услуг (п.5), в том числе:

- наличие договора с ФФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области» на оказание услуг охраны посредством «КЭВП» (кнопка экстренного вызова полиции);

- дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы;

- оснащение постов охраны системой «КЭВП» с выводом на ПЦО.

В соответствии с ПП №1006, указанные Заказчиком требования относятся к различным перечням мероприятий, которые относятся к разным категориям опасности объектов.

 Учитывая позицию Заказчика о том, что указанные требования применяются выборочно, а не одновременно, фактические обстоятельства дела, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что одновременное указание данных требований вводит в заблуждение, довод жалобы обоснованный.

Законодательством РФ установлен стандарт к оказанию охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны  (ГОСТ Р 59044-2020), согласно, которому группы быстрого реагирования должны быть оснащены оборудованием, позволяющим передавать сигнал о ее месте нахождения (месте нахождения транспортного средства) в дежурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы в режиме реального времени, и в экипировку ГБР включаются средства оперативной связи (радиосвязи), позволяющие в постоянном режиме обеспечивать связь между членами мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) (у каждого охранника при выезде на объект охраны).

Согласно пояснениям представителей Заказчика, указание на наличие радиосвязи установлено, для более быстрого, оперативного и устойчивого вида связи между Исполнителями так и с Заказчиком.

            Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что включение требования наличия средств радиосвязи, не противоречит нормам законодательства, Заявителем не представлено документов, свидетельствующих об использовании частными охранными организациями средств мобильной связи вместо радиосвязи, а также о наличии обстоятельств, препятствующих формированию заявки, соответствующей указанному требованию, в связи с чем довод жалобы необоснованный.

Согласно п. 5.2 «ГОСТ Р 59044-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 24.09.2020 № 674-ст, состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должен состоять не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу, а также должны быть оснащены оборудованием, позволяющим передавать сигнал о ее месте нахождения (месте нахождения транспортного средства) в дежурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы в режиме реального времени.

Пунктом 5.6 ГОСТ Р 59044-2020 также установлено, что время прибытия мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на охраняемый объект с момента поступления сообщения от оперативного дежурного охранной организации в городах с населением менее 500 тыс. человек должно составлять не более 10 мин.

Вместе с тем, пп. 18 п. 3 Технического задания установлено, что время прибытия ГБР должно быть не более 5 минут.

Пункт 5 Технического задания также определяет, что исполнитель, заключающий договор, должен обеспечить в том числе место нахождения мобильной группы быстрого реагирования на расстоянии, позволяющем их прибытие на объекты охраны ГАПОУ «НСТ» не позднее 5 минут после подачи сигнала тревоги с поста охраны.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 №Д28и-699, указано, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границу административного округа, однако при этом заказчик не должен создавать дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

Кроме указания конкретного места оказания услуг заказчиком установлены временные рамки: «Время прибытие группы ГБР должно быть не более 5 минут», что ниже установленного п. 5.6 ГОСТ Р 59044-2020, для данного населенного пункта времени прибытия ГБР. Заказчиком не представлено доказательств необходимости снижения минимального времени прибытия ГБР, установленного в п. 5.6 ГОСТ Р 59044-2020.

В соответствии с нормами законодательства РФ о порядке и условиях хранения служебного оружия, комната для хранения оружия, должна быть установлена с соблюдением законодательства РФ, с соблюдением ГОСТ для оборудования.

Доказательств наличия возможности приобретения (либо возможности аренды) помещений, которые могут быть использованы потенциальными участниками закупки Комиссии Оренбургского УФАС России Заказчиком не предоставлено.

Положение о закупках Заказчика также запрещает устанавливать требования, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Территориальное ограничение по возможному расположению потенциальных участников закупки, в пределах определенного населенного пункта без предоставления возможности на участие в процедуре закупке потенциальным участникам, располагающимся в иной территориальной зоне, но имеющим возможность своевременно и качество исполнить обязательства по договору по итогам закупки носят дискриминационный характер и необоснованно ограничивают конкуренцию, нарушают требования п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в закупке приняли участие 3 организации, процедура рассмотрение заявок Заказчиком не проводилась.

Учитывая данные обстоятельства, соблюдая баланс интересов, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы заявителя частично обоснованной и в соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх. № 6930 от 21.07.2022) ООО «Охранная организация «Зевс» на действия заказчика Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Новотроицкий Строительный Техникум» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуги по охране объектов, для субъектов малого и среднего предпринимательства (Извещение:№32211553175) частично обоснованной.

2. Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению «Новотроицкий Строительный Техникум» выдать предписание об аннулировании торгов при проведении запроса предложений в электронной форме (Извещение:№32211553175).

Связанные организации

Связанные организации не указаны