Решение №б/н Решение. предписание не выдавать от 8 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – руководителя Оренбургского УФАС России <…>, членов Комиссии:

Пупковой В. В. – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

<…> – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в присутствии генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие» «Сириус» (далее – ООО «ОП» «Сириус» <…>, дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

представителей государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Новотроицкий строительный техникум» (далее – ГАПОУ «НСТ») <…> (доверенность № 3 от 26.07.2022), <…>. (доверенность № 2 от 26.07.2022),

рассмотрев жалобу (вх. № 6971 от 25.07.2022) ООО «ОП» Сириус» на действия заказчика ГАПОУ «НСТ» при проведении запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах ГАПОУ «НСТ», находящихся по адресу: 462359, Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Советская, д. 43 (Учебный корпус) и ул. Фрунзе, д. 1 (Учебный корпус, мастерские), в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (извещение: 32211553175),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 6971 от 25.07.2022) ООО «ОП «Сириус» на действия заказчика ГАПОУ «НСТ» при проведении запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах ГАПОУ «НСТ» (извещение: 32211553175).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 28.07.2022 исх. № 5782, заказчику от 28.07.2022 исх. № 5781.

Рассмотрение жалобы было назначено на 01.08.2022 в 12 ч. 00 мин.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и пояснений, в рассмотрении жалобы объявлялись перерывы до 02.08.2022 г. в 12 ч. 00 мин., до 03.08.2022 г. в 11 ч. 00 мин.

Из доводов жалобы следует, что 15.07.2022 г. года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг опубликовано извещение о проведении Запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (№ 32211553175) на оказание услуг по охране объекта и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах ГАПОУ «НСТ», находящихся по адресу: 462359, Оренбургская обл., г. Новотроицк, ул. Советская, д. 43 (Учебный корпус) и ул. Фрунзе, д. 1 (Учебный корпус, мастерские), в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

По мнению Заявителя, Заказчик ограничивает количество участников закупки посредством установления следующих требований в Техническом задании:

1.      Ежедневное участие представителя руководящего состава охранного предприятия на совещаниях (планерках);

2.      По требованию Заказчика в срок не более 30 минут, предоставить сотрудника руководящего состава охранного предприятия, для осуществления руководства и контроля дежурства охранников и взаимодействия с руководством Заказчика;

3.      Содействовать в разработке охранных мероприятий, иметь возможность незамедлительного (в количестве 3 человек) временного усиления всех охранных постов, путем выставления, за счет Исполнителя, дополнительных охранников на срок до трех часов (неизменный показатель);

4.      Наличие группы быстрого реагирования (ГБР). В состав ГБР входят не менее двух охранников со специальными средствами и служебным оружием. Средства пассивной защиты - бронежилеты и шлемы защитные. Специальные средства - наручники и палка резиновая. Служебное оружие. Время прибытия ГБР должно быть не более 5 минут;

5.      Наличие круглосуточной дежурной части охранного агентства, комнаты хранения оружия, офиса, расположенной территориально в г. Новотроицк. Обеспечить фактическое расположение дежурной части, комнаты хранения оружия, офиса: г. Новотроицк, Оренбургская обл.;

6.      место нахождения мобильной группы быстрого реагирования на расстоянии, позволяющем их прибытие на объекты охраны ГАПОУ «НСТ» не позднее 5 минут после подачи сигнала тревоги с поста охраны;

7. Требования к работникам: Основные обязанности частных охранников поста № 1: - иметь при себе удостоверение на право осуществления частной охранной деятельности (квалификация не менее 5 или 6 разряда) и личную карточку частного охранника; разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему для охранников 5 и 6 разрядов.

Таким образом, Заявитель считает, что указанные требования Заказчика являются излишними и необоснованными.

В Комиссию от ГАПОУ «НСТ» поступили документы и письменные пояснения, в которых Заказчик не согласился с доводами жалобы в связи со следующим.

Ежедневное участие представителя руководящего состава охранного предприятия на совещаниях (планерках) обусловлено требованиями раздела III Постановления от 02.08.2019 г. № 1006  «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», а именно обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах ГАПОУ «НСТ», обеспечение контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, а также осуществление решения текущих вопросов организации услуг по охране объекта и имущества техникума.

Требование Заказчика о предоставлении в срок не более 30 минут сотрудника руководящего состава охранного предприятия для осуществления руководства и контроля дежурства охранников и взаимодействия с руководством Заказчика обусловлено случаями непредвиденных ситуаций (недомогание, болезнь, травма, смерть, и т.п.). А также при проведении внеплановых проверок со стороны контролирующих органов Учредителя (Министерства образования Оренбургской области), представителей надзорных и контролирующих органов (МВД, ФСБ, Рособрнадзор), в том числе общественных объединений, правомочных и полномочных на осуществление внеплановых проверок осуществления охранной деятельности образовательных учреждений.

Требование Заказчика содействовать в разработке охранных мероприятий, иметь возможность незамедлительного (в количестве 3 человек) временного усиления всех охранных постов, путем выставления, за счет Исполнителя, дополнительных охранников на срок до трех часов (неизменных показатель) обусловлено проведением в техникуме ежегодных мероприятий с массовым пребыванием людей (День знаний, Новый год, собрания родителей, чемпионат WorldSkills, Абилимпикс и т.д.).

Относительно требования о наличии группы быстрого реагирования (ГБР), в состав которой входят не менее двух охранников со специальными средствами и служебным оружием, Заказчик пояснил следующее. Требованиями п. 5.2 ГОСТа Р 59044-2020 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования.» установлено, что состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должен состоять не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу, а также должны быть оснащены оборудованием, позволяющим передавать сигнал о ее месте нахождения (месте нахождения транспортного средства) в дежурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы в режиме реального времени. Согласно п.5.6 ГОСТа, в городах с населением менее 500 тыс. человек время прибытия мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на охраняемый объект с момента поступления сообщения от оперативного дежурного охранной организации должно составлять не более 10 мин.

Заказчик также отмечает, что в случае отсутствия группы быстрого реагирования, пульта централизованного оповещения, КТС (кнопки тревожной сигнализации) у охранной организации, выполнение требований Заказчика может быть достигнуто путем заключения договора с контрагентом, исполняющим такие услуги.

Требование о наличии круглосуточной дежурной части охранного агентства, комнаты хранения оружия, офиса, расположенной территориально в г. Новотроицк обусловлено прежде всего спецификой работы охранной организации на территории расположения образовательной организации ГАПОУ «НСТ» и требованием к материально-техническому оснащению согласно Постановлению Правительства РФ от 23.06.2022 № 498 «О лицензировании частной охранной деятельности». Охранные организации, которые имеют частных охранников 5-6 разряда в штате, соответственно имеют служебное оружие, круглосуточную дежурную часть,

Требование наличия личной карточки частного охранника обусловлено требованием ст.12 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а именно: наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Таким образом, Заказчик поясняет, что для охраны образовательной организации ГАПОУ «НСТ» имеет право привлекать частное охранное предприятие, в котором частные охранники соответствующего 5 и 6 квалификационного разряда, могут быть оснащены гражданским или служебным оружием, с целью оказания охранных услуг, и соответственно могут находиться на территории учебного заведения и осуществлять ношение служебного оружия и патронов к нему. При этом, в техническом задании не содержатся требования о хранении служебного оружия и патронов к нему к частному охраннику 5 и 6 разряда.

Таким образом, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

15.07.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах ГАПОУ «НСТ» (извещение: 32211553175), адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - https://www.rts-tender.ru/.

Дата начала срока подачи заявок 15.07.2022 00:00 (МСК+2);

Дата рассмотрения первых частей заявок 27.07.2022 00:00;

Дата рассмотрения вторых частей заявок 28.07.2022 00:00;

Дата подведения итогов 29.07.2022 (МСК+2).

Согласно материалам дела, подано 3 заявки, закупка приостановлена на стадии их рассмотрения. Протоколов в ходе проведения запроса предложений не составлялось.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАПОУ «НСТ» (далее - Положение), в редакции от 14.04.2022, размещено в ЕИС.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Извещение) размещено в ЕИС 15.07.2022 г.

Перечень объектов охраны ГАПОУ «НСТ» установлен в п. 1 Технического задания, который состоит из: Учебного корпуса № 1 ГАПОУ «НСТ» и прилегающей территории; Учебного корпуса № 2 ГАПОУ «НСТ» и прилегающей территории; Мастерских ГАПОУ «НСТ».

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупках).

Положение о проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ «НСТ», утверждено и размещено в ЕИС.

Пунктом 1.4 Положения о закупке установлено что оно регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для их коммерческого использования, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг и стимулирование такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно п. 7.2 Положения о закупках установлены обязательные требования к участнику закупки. Данный пункт Положения о закупках содержит исчерпывающий список обязательных требований.

Одновременно при необходимости Заказчик на основании п.п. 7.3, 7.4 Положения о закупках вправе предъявить к участникам закупки дополнительные и иные требования, которые обосновывают: наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для обеспечения надлежащего и качественного исполнения договора; положительную деловую репутацию, наличие опыта выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с п. 7.8 Положения о закупке не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Разделом 8 Положения о закупке установлены правила описания закупки, согласно данному разделу Заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки должен руководствоваться правилами, установленными частью 6.1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ.

В том числе  в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (пп.2 п. 8.2 Положение о закупках).

Пунктом 18.1 Положения о закупках установлено что запрос предложений в электронной форме - это форма торгов, при которой победителем запроса предложений в электронной форме признается участник закупки, заявка на участие в запросе предложений в электронной форме которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно п. 4.6 Положения о закупках конкурентные закупки путем проведения запроса предложений осуществляются в случае, если для определения победителя закупаемые товары, работы, услуги необходимо сравнить по ценовым и неценовым (качественным, квалификационным, функциональным, эксплуатационным и (или) условиям исполнения договора) критериям в совокупности, при условии, что начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей.

Заказчиком установлен (Приложение №2 к документации) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, критерии ценовые – «цена договора» и неценовые «Квалификация участника закупки».

Содержание критерия «Квалификация участника закупки», включает в себя «Общая обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» и «Опыт выполнения работ (оказания услуг, связанный с предметом договора».

Критерий «Общая обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» оценивается общим количеством специалистов, имеющих действующие удостоверения частного охранника 5, 6 разрядов (Приложение № 1).

При этом, минимально необходимое для оценки по показателю количество частных охранников по разрядам по требованию графика работы постов:

охранников 5 разряда - 4 человека и более,

охранников 6 разряда – 8 человек и более.

Подтверждается при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов:

1) выписка из штатной расстановки частных охранников 5 и 6 разрядов;

2) удостоверений частного охранника;

3)копии личных карточек частных охранников 5 и 6 разряда с указанием номера, серии, даты выдачи, выданных УФС ВНГ России по Оренбургской области, подтверждающих работу в организации участника закупки;

4) разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему для частных охранников 5 и 6 разрядов. По формуле, указанной в Приложении №2 Документации.

Критерий «Опыт выполнения работ (оказания услуг, связанный с предметом договора» оценивается количеством договоров/контрактов на оказание охранных услуг, исполненных участником закупки за пять лет предшествующих подаче заявки. (Приложение № 2).

Стоимость оказанных услуг по каждому договору/контракту на оказание охранных услуг, подтвержденная приложенными актами оказанных услуг, должна быть не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора/контракта на оказание охранных услуг, установленной настоящей документацией.

Квалификация участников закупки в части опыта работы подтверждается копиями исполненных договоров (контрактов) на оказание охранных услуг с приложением копий актов выполненных работ/услуг на сумму соответствующего договора/ контракта на оказание охранных услуг, за пять лет предшествующих подаче заявки.

Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения и печати. По формуле, указанной в Приложении №2 Документации.

Иных неценовых критериев Заказчиком для Исполнителя не установлено, следовательно, единственными критериями сравнения заявок участников, являются цена, а также обеспеченность трудовыми ресурсами и опыт выполнения аналогичных работ.

Пунктом 2 Технического задания Заказчик в качестве документа, подтверждающих соответствие услуг, являющихся предметом настоящей закупки требованиям установленным в соответствии с законодательством РФ, указывает наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности (выданной в соответствии с ФЗ № 2487-1, содержащей в перечне разрешенных следующие виды услуг:

- защита жизни и здоровья граждан;

- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 2487-1;

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам    правомерной защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 2487-1;

- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 ФЗ № 2487-1.

Следовательно наличие у Исполнителя лицензии с указанием видов услуг «охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 ФЗ №2487-1», подтверждает возможность выполнения указанных видов услуг на всей территории Российской Федерации и наличие у данного исполнителя материально технической возможности для оказания данных видов услуг.

Изучив материалы дела, а также представленные пояснения, Комиссия приходит к следующим выводам.

Заказчик ГАПОУ «НСТ», является образовательным учреждением, относится к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, вследствие чего должен руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – ПП № 1006).

ПП № 1006 определены требования, предусматривающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

Согласно п. 6 ПП № 1006, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Пунктом 13 ПП № 1006 устанавливаются возможные виды категорий опасности объектов, для каждой категории устанавливаются дифференцированные требования и перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.

В Оренбургское УФАС России Заказчиком не представлены сведения, подтверждающие категорию опасности, установленную для объектов Заказчика, в том числе не представлен перечень мероприятий, определенных для них, документация не имеет ссылок, указывающих на то, что данные требования могут применяться выборочно и дифференцированно.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2015 №1010н «Об утверждении профессионального стандарта «работник по обеспечению охраны образовательных организаций устанавливает описание трудовых функций. Под кодом «А», уровень квалификации «2» п. 3.1 установлены трудовые функции «Наблюдение за уровнем угроз имуществу общеобразовательных организаций и обеспечение пропускного и внрутриобъектового режимов, с указанием наименовании должности исполнителя «охранник 4-го разряда».

Под кодом «В», уровень квалификации «3» п. 3.2 установлены трудовые функции «оказание экстренной поддержки стационарным постам при возникновении угроз охраняемым образовательным организациям», с указанием на наименование должности исполнителя «охранник 5-го разряда и охранник 6-го разряда», с обязательным требованием к опыту практической работы «не менее одного года в области охраны образовательных организаций на стационарных постах».

Национальным стандартом РФ «Обеспечение безопасности образовательных организаций оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций» ГОСТ Р 58485-2019 от 01.09.2019 г. установлены, кроме прочего, «Типовое положение о пропускном и внутриобъектовом режимах» и «Должностная инструкция охранника общеобразовательной организации».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №199 от 17.04.2009 установлен единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, согласно которому, установлены виды применения специальных средств и гражданского оружия, разрешенного в частной охранной деятельности в зависимости от разряда охранника.

Указанные нормативно правовые акты требований об обязательности вооруженной охраны имущества общеобразовательного учреждения, и присутствия на постах охраны в образовательном учреждении охранников именно 5 и 6 разряда со служебным оружием, не предусматривают.

Заказчиком в антимонопольный орган не представлено доказательств, подтверждающих необходимость установления требования к квалификации охранников «не менее 5 или 6 разряда», как не доказана невозможность привлечения для охраны объектов охранников с квалификацией 4 разряда. Таким образом, довод жалобы о неправомерности установления требований к квалификации охранников является обоснованным.

В соответствии с п. 4.5 «ГОСТ Р 58485-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 09.08.2019 № 492-ст., руководство охранной организации либо начальник охраны (объекта, участка) должны обеспечивать периодический обмен информацией (не реже одного раза в неделю) с руководителем образовательной организации либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, по вопросам обеспечения охраны объекта, имеющихся либо потенциальных рисков возникновения угроз, связанных с охраной образовательной организации.

Учитывая, что в пп. 10 п. 3 Технического задания в качестве обязанности исполнителя указано ежедневное участие представителя руководящего состава охранного предприятия на совещаниях (планерках), а также пояснения представителей Заказчика, указывающие на то, что представителем руководящего состава может быть любой представитель охранной организации, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

Исходя из пояснений представителей Заказчика, а также представленных документов, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что требование о предоставлении в срок не более 30 минут сотрудника руководящего состава охранного предприятия для осуществления руководства и контроля дежурства охранников и взаимодействия с руководством Заказчика не обосновано положениями законодательства, а установлено Заказчиком самостоятельно.

Вместе с тем, в антимонопольный орган Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих необходимость установления указанного требования, в том числе временных рамок прибытия сотрудника руководящего состава.

Комиссия Оренбургского УФАС России, исходя из принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, осуществляющим свою деятельность на всей территории Российской Федерации и обладающим возможностью принять участие в запросе предложений, приходит к выводу об обоснованности довода жалобы о включении излишнего требования о предоставлении сотрудника руководящего состава охранного предприятия в срок не более 30 минут.

Необходимость установления требования об обязанности исполнителя иметь возможность незамедлительного (в количестве 3 человек) временного усиления всех охранных постов путем выставления, за счет Исполнителя, дополнительных охранников на срок до трех часов (неизменный показатель) также не доказана Заказчиком, не основана на положениях законодательства.

Согласно п. 5.2 «ГОСТ Р 59044-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 24.09.2020 № 674-ст, состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должен состоять не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу, а также должны быть оснащены оборудованием, позволяющим передавать сигнал о ее месте нахождения (месте нахождения транспортного средства) в дежурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы в режиме реального времени.

Пунктом 5.6 ГОСТ Р 59044-2020 также установлено, что время прибытия мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на охраняемый объект с момента поступления сообщения от оперативного дежурного охранной организации в городах с населением менее 500 тыс. человек должно составлять не более 10 мин.

Вместе с тем, пп. 18 п. 3 Технического задания установлено, что время прибытия ГБР должно быть не более 5 минут.

Пункт 5 Технического задания также определяет, что исполнитель, заключающий договор, должен обеспечить в том числе место нахождения мобильной группы быстрого реагирования на расстоянии, позволяющем их прибытие на объекты охраны ГАПОУ «НСТ» не позднее 5 минут после подачи сигнала тревоги с поста охраны.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 №Д28и-699, указано, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границу административного округа, однако при этом заказчик не должен создавать дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

Кроме указания конкретного места оказания услуг заказчиком установлены временные рамки: «Время прибытие группы ГБР должно быть не более 5 минут», что ниже установленного п. 5.6 ГОСТ Р 59044-2020, для данного населенного пункта времени прибытия ГБР. Заказчиком не представлено доказательств необходимости снижения минимального времени прибытия ГБР, установленного в п. 5.6 ГОСТ Р 59044-2020.

В соответствии с нормами законодательства РФ о порядке и условиях хранения служебного оружия, комната для хранения оружия, должна быть установлена с соблюдением законодательства РФ, с соблюдением ГОСТ для оборудования.

Доказательств наличия возможности приобретения (либо возможности аренды) помещений, которые могут быть использованы потенциальными участниками закупки Комиссии Оренбургского УФАС России Заказчиком не предоставлено.

Положение о закупках Заказчика также запрещает устанавливать требования, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Территориальное ограничение по возможному расположению потенциальных участников закупки, в пределах определенного населенного пункта без предоставления возможности на участие в процедуре закупке потенциальным участникам, располагающимся в иной территориальной зоне, но имеющим возможность своевременно и качество исполнить обязательства по договору по итогам закупки носят дискриминационный характер и необоснованно ограничивают конкуренцию, нарушают требования п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Заказчиком доказательств наличия конкуренции на рынке охранных услуг по указанным дополнительным требованиям на территории г. Новотроицка Комиссии Оренбургского УФАС России не представлено, представителями Заказчика в подтверждении конкуренции указано, что на участие в запросе предложений, поступило 3 заявки.

Комиссия Оренбургского УФАС России, не имея возможности на стадии подачи заявок проанализировать поступившие заявки приходит к выводу, что поступившие заявки не подтверждают наличие конкуренции на рынке данных услуг, по установленным Заказчиком требованиям, а также что установленные Заказчиком требования дают возможность субъектам малого и среднего предпринимательства имеющим лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с ФЗ № 2487-1, дающей право на оказание данных видов услуг на всей территории РФ без дополнительных издержек выполнить требования установленные Заказчиком, при выбранном Заказчиком виде конкурентной процедуры, и установлении неценовых критериев в виде общей обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами и опыта выполнения работ (оказания услуг), связанный с предметом договора.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, учитывая факт выдачи ГАПОУ «НСТ» предписания о необходимости аннулирования процедуры запроса предложений в электронной форме (извещение № 32211553175) в рамках рассмотрения дела № 056/07/3-563/2022, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы частично обоснованной без выдачи предписания.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх. № 6971 от 25.07.2022) ООО «ОП» Сириус» на действия заказчика ГАПОУ «НСТ» при проведении запроса предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах ГАПОУ «НСТ», находящихся по адресу: 462359, Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Советская, д. 43 (Учебный корпус) и ул. Фрунзе, д. 1 (Учебный корпус, мастерские), в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (извещение: 32211553175) частично обоснованной.

2. Предписание не выдавать

3. Снять ограничения, наложенные на закупку (извещение № 32211553175) уведомлением Оренбургского УФАС России от 28.07.2022 исх. № 5781.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                        <…>

 

Члены Комиссии                                                                   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны