Постановление б/н Постановление от 3 февраля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Председателю правления (Ликвидатору)

КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ»

«………»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении  

 №  056/04/14.33-42/2021

 

«03» февраля 2021                                                                                                  г. Оренбург

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области советник государственной гражданской службы РФ 1 класса «………»

., рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы дела №  056/04/14.33-42/2021, возбужденного в отношении должностного лица КПК «Сберегательный» - Председателя Правления «………»

 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного   ч. 1 ст.14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  - КоАП РФ), и, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 26 КоАП РФ,

в отсутствии «………»

 (лицо извещено надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии «………»

. (вх. №938 от 02.02.2021),

руководствуясь ст. 23.48, 29.9, 29.10, ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

УСТАНОВИЛА:                                        

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по делу №056/01/14.6-77/2020 КПК «Сберегательный» признан нарушившим нормы статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поводом к рассмотрению указанного дела явилось поступление в Оренбургское УФАС России заявления «…». (вх. №9935 от 07.11.2019г.) о том,  что в офисе по ул. Пролетарская, д. 13/ул. Пушкинская, 22 используется цветовое оформление вывески, которое ввело ее в заблуждение, поскольку является схожим с цветовой гаммой, используемой ПАО «Сбербанк», что указывает на признаки ведения недобросовестной конкуренции.

В ходе правого анализа Оренбургским УФАС России было установлено, что по ул. Пушкинской, 22/ ул. Пролетарской, 13 г. Оренбурга располагается офис кредитного потребительского кооператива «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» (ИНН: 5607141964).

Над входом в офис была расположена вывеска с наименованием «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» кредитный потребительский кооператив». Рядом с текстом с левой стороны на данной вывеске нанесено стилизованное изображение дома, внутри которого расположение изображение монеты с типографским знаком российского рубля «₽» (группа «Знаки валют» стандарта Юникод). Текст и изображения выполнены в белом цвете на зеленом фоне.

Должностным лицом установлено, что ПАО «Сбербанк России» зарегистрировано 20.06.1991 (сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002), в ЕГРЮЛ сведения внесены 16.08.2002 (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности ПАО «Сбербанк России» значится денежное посредничество (ОКВЭД 64.19).

В свою очередь, кредитный потребительский кооператив «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» (далее – КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ») зарегистрирован в ЕГРЮЛ 27.07.2017 г. (ОГРН 1175658015609, ИНН 5607141964; юридический адрес:              г. Оренбург, ул. Пролетарская. 13, офис 9); основной вид деятельности – предоставление займов и прочих видов кредита (ОКВЭД 64.92), дополнительные – денежное посредничество прочее (ОКВЭД 64.19), деятельность по предоставлению потребительского кредита (ОКВЭД 64.92.1).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся, в том числе, привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

На основании статьи 3 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном данным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; размещения вышеуказанных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их. финансовых потребностей.

Услуги банков и кооперативов относятся к одному виду, обладают сходными потребительскими свойствами и оказываются для одних и тех же целей, являются взаимозаменяемыми и распространяются среди одного и того же круга лиц. Услуги, которые предоставляет КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» (приём сбережений) являются однородными с услугами тридцать шестого класса МКТУ.

Следовательно, с учётом изложенного, КПК «СБЕРГАТЕЛЬНЫЙ», ПАО «Сбербанк России» являются конкурентами на рынке привлечения денежных средств.

В соответствии со ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст. 1482 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

В соответствии с п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» использовал в своей деятельности наименование «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» на вывесках, рекламных баннерах, рекламных видеороликах в бело – зеленой цветовой гамме, а также в качестве фирменного обозначения. Ввиду отсутствия в открытых источниках (сайт ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» https://www1.fips.ru/) информации о зарегистрированных КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» товарных знаков, названное позволяет сделать вывод об использовании обозначения «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» с применением бело – зеленой гаммы в качестве коммерческого обозначения в понимании ст. 1538 ГК РФ и фирменных наименований.

Должностное лицо Оренбургского УФАС России установило, что в ходе рассмотрения дела №056/01/14.6-77/2020  был исследован сайт КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» кпк-сберегательный.рф, установлено, что по состоянию на 29.01.2020 на данном сайте доступна информация о доходных программах кооператива. КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» предлагал неограниченному кругу лиц передать кооперативу свои сбережения под определённый процент.

Кроме того, в материалах дела имеется запись рекламного ролика, из которого следует, что КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» с 2018 года распространяет рекламу о деятельности кредитного потребительного кооператива на телеканале «Россия-1» с использованием социальной тематики (привлечение пожилых людей), цветовой гаммы и стиля схожего до степени смешения с ПАО «Сбербанк».

Должностным лицом Управления было установлено, что ПАО «Сбербанк» при рекламировании своих услуг, также использовало социальную тематику.

Оказываемые КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» виды деятельности, содержание его сайта, оформление места осуществления деятельности, рекламных роликов, в совокупности создавало впечатление об оказании им банковских услуг, поскольку услуги банков по привлечению и размещению денежных средств, в силу опыта работы, сроков деятельности, частого упоминания в средствах массовой информации, более популярны среди населения.

Как следовало из справки Федерального института промышленной собственности (вх. № 11497 от 23.12.2019) финансовые услуги, в частности денежного посредничества относятся к услугам тридцать шестого класса МКТУ, в том числе услугам, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак по свидетельству № 417925.

Согласно указанной выше справки Федерального института промышленной собственности обозначен вывод о том, что используемое изображение, нанесенное на вывески, рекламные баннеры, расположенные на ул. Пролетарской, 13/Пушкинской, 22 является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 417925, поскольку ассоциируется с ним в целом в силу подобия заложенных идей, обусловленного, в том числе семантическим сходством словесных элементов «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ»/ «СБЕРБАНК», сходной цветовой гаммы, сходного композиционного построения элементов.

Должностное лицо Оренбургского УФАС России учитывает, что Комиссия Оренбургского УФАС России в рамках дела №056/01/14.6-77/2020  сравнив товарный знак ПАО «Сбербанк России» и атрибутику, используемую при осуществлении деятельности КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ», пришла к выводу, что указанная атрибутика и товарный знак сходны между собой до степени смешения. Данное сходство установлено с позиции простого потребителя, который не обладает специальными знаниями.

В материалах дела имеются достаточные доказательства того, что действия ответчика создают угрозу смешения услуг КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» и ПАО «Сбербанк» в понимании потребителей услуг, то есть их схожесть способна ввести в заблуждение потребителей услуг. При этом по делам данной категории для признания нарушения достаточно представить доказательства, свидетельствующие о вероятности смешения двух конкурирующих обозначений. При этом заявитель не обязан представлять доказательства, которые свидетельствуют о конкретных случаях введения потребителей в заблуждение.

Статьёй 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения. Так, не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

1)       незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации,

2)       копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

В материалах дела представлена информация о привлечении и размещении КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» денежных средств физических лиц. Согласно данной информации ответчиком в 2019 году было привлечено 11 857 рублей от членов кредитного потребительского+ кооператива – физических лиц.

Кроме того, в материалы дела были представлены договоры с пайщиками за 2018 год о передаче личных сбережений физических лиц – членов КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ».

Таким образом, установлено, что действия ответчика могли стать причиной ошибочного выбора потребителей при приобретении товара, когда у потребителей возникло ничем не обоснованное мнение о тесной связи между сторонами.

Также действия КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» решением Комиссии по делу  №056/01/14.6-77/2020 были квалифицированы как умаляющие деловую репутацию ПАО «Сбербанк». Действия КПК «Сберегательный» могли привести к размытию бренда банковских услуг ПАО «Сбербанк» и потерю ранее наработанной положительной репутации в восприятии потребителей.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 14.6, ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия признала в действиях кредитно-потребительского кооператива «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» (ОГРН 1175658015609, ИНН 5607141964)  нарушения статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в незаконном использовании для услуг кредитно-потребительского кооператива обозначений, которые сходны до степени смешения с товарными знаками ПАО «Сбербанк» по свидетельствам № 417925, № 597317, № 556088 (нарушение части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции) и имитации наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля ПАО «Сбербанк» (нарушение части 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции).

Ответственность за данное правонарушение установлена  ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которой недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностное лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Должностным лицом установлено, что в соответствии с протоколом от 18.07.2017 общего собрания учредителей КПК «Сберегательный» «………»

 избран председателем правления кооператива. На момент совершения рассматриваемого административного правонарушения «………»

являлся Председателем Правления КПК «Сберегательный».

Приказом № 1 от 18.07.2017 «О вступлении в должность председателя правления» «………»

ступил в должность председателя правления кооператива.

Являясь должностным лицом КПК «Сберегательный» «………»

допустил нарушение ч. 1 ст. 14.6 ФЗ «О защите конкуренции», ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

Должностное лицо устанавливает место и время совершения административного правонарушения.

Время и дата совершения административного правонарушения – октябрь 2019г. момент обнаружения заявителем вывески на здании где располагался КПК «Сберегательный».

Место совершения административного правонарушения: г. Оренбург,                       ул. Пушкинская, 22/ ул. Пролетарская, 13.В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации - с 21.09.2020г.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения правонарушения с 29.07.2020.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

        Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материалами дела факт правонарушения и наличия вины должностного лица КПК «Сберегательный» - председателя правления «………»

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.33 КоАП РФ, подтверждается.

Ответственность за данное правонарушение установлена  ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которой недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Оценив доказательства на основании ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оценив конкретные обстоятельства и характер совершения правонарушения, руководствуясь законом и правосознанием, должностное лицо приходит к выводу о том, что данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным по следующим основаниям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

 Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В связи с этим, характер и степень общественной опасности конкретного деяния позволяют говорить о наличии оснований для привлечения КПК «Сберегательный» к административной ответственности. Напротив, освобождение КПК «Сберегательный» от административной ответственности и ограничением только предупреждением означало бы неполную реализацию ее принципов и умаление ее целей. Справедливость и целесообразность юридической ответственности не были бы соблюдены, а достижение частной превенции не могло бы рассматриваться как безусловное, поскольку предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем во многом обусловлено адекватностью санкций.

  Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется  производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу  о том, что срок привлечения к административной ответственности не истёк, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.

При назначении наказания в качестве смягчающих обстоятельств учитывается, что КПК «Сберегательный» рассматриваемое правонарушение совершено впервые.

        

   Руководствуясь 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛА:

  1. Признать должностное  лицо КПК «Сберегательный» - Председателя Правления «………» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. Наложить на должностное  лицо КПК «Сберегательный» - Председателя Правления «………»   административный штраф в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных т. 31.5 КоАП РФ.  

    В соответствии с ч.5 ст. 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление  по делу об административном правонарушении (возможно по факсу: 77-80-70).

   Неуплата административного штрафа в срок (в соответствии  со ст. 20.25 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение в  течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном ст. 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Наименование получателя: УФК по Оренбургской области (Оренбургское УФАС России)

ИНН 5610042191

КПП 561001001

ОКТМО 53701000

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ БАНКА РОССИИ//УФК по Оренбургской области г. Оренбург

Номер банковского счета (корреспондентский счет): 40102810545370000045

Номер казначейского счета (для учета и распределения поступлений): 03100643000000015300

БИК 015354008

КБК 161 1 16 01141 01 0033 140

УИН 16100500000000851274

 

 

 

Заместитель руководителя                                                                        «………»

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны