Решение №ЛП/882/23 решение от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

МАУ ДО Спортивная школа «Металлург» г. Медногорска

 

462281, Оренбургская область,

г. Медногорск, ул. Комсомольская, д. 11, корпус А

med-dysh@rambler.ru

 

ООО «Крамбекс»

 

445032, Самарская область, г.о. Тольятти, г. Тольятти, пр-кт Московский, зд. 4Т, помещ. 4

consult@crumbex.ru

 

 

 

 

Решение принято 23 мая 2023 г. В полном объеме решение изготовлено 26 мая 2023 г. г. Оренбург

 

Решение по делу № 056/07/3-534/2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – руководителя Оренбургского УФАС России , членов Комиссии:

. – ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

 - специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

при участии представителей МАУ ДО Спортивная школа «Металлург» г. Медногорска (далее – Заказчик) – Сюсюры О.М., Фоминовой А.С. дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

при участии представителя ООО «Крамбекс» - Божко М.А. дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

рассмотрев жалобу ООО «Крамбекс» (вх. № 983-ЭП/23 от 16.05.2023) на действия заказчика муниципального автономного учреждения дополнительного образования Спортивная школа «Металлург» г. Медногорска при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку и установку спортивной площадки для игры в мини футбол на открытом воздухе (извещение № 32312365001),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Крамбекс» (вх. № 983-ЭП/23 от 16.05.2023) на действия заказчика муниципального автономного учреждения дополнительного образования Спортивная школа «Металлург» г. Медногорска при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку и установку спортивной площадки для игры в мини футбол на открытом воздухе (извещение № 32312365001).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 18.05.2023 исх. № ИБ/667/23, заказчику от 18.05.2023 исх. № ИБ/668/23.

Рассмотрение жалобы было назначено на 23.05.2023 в 10 ч. 30 мин.

Согласно доводам жалобы и пояснениям представителя Заявителя, в Техническом задании Заказчика установлено следующее требование:

 

Протокол испытаний на устойчивость к износу, циклов (тест Лиспорт)

Не менее 80 000

 

По мнению представителя Заявителя, требование о наличии «протокола испытаний на устойчивость к износу, циклов (тест Лиспорт)» является избыточным и ограничивает круг потенциальных участников закупки. Более того, проведение испытаний искусственного покрытия проводится на платной основе, что вынуждает потенциальных поставщиков нести дополнительные затраты, не предусмотренные расчетом начальной максимальной цены Контракта.

Кроме того, Заказчиком в Техническом задании установлено требование к цвету искусственного покрытия: «цвет синий (550 м²)».

По мнению Заявителя, установление требования о поставке газона для футбольного поля синего цвета ограничивает конкуренцию, так как в соответствии с п. 8.1 раздела 8 требований стандарта РФС (Российского Футбольного Союза) к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием от 18.10.2021 года: «8.1. В качестве покрытия должна быть использована искусственная трава зеленого цвета», а также в соответствии с п. 10.3. вышеуказанного стандарта РФС: «10.3. Разметка должны быть выполнена из такой же искусственной травы, которая использовалась для покрытия футбольного поля, с волокном белого или желтого цвета.». Таким образом, по мнению представителя Заявителя, использование искусственного покрытия синего цвета не предусмотрено.

Третий довод жалобы представитель Заявителя снял с рассмотрения, в связи с внесением Заказчиком изменений в критерии оценки заявок.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, указав, что при описании объекта закупки были учтены требования законодательства и указаны технические и функциональные характеристики, а также потребительские свойства товара, которые установлены, в том числе, в соответствии с техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

По первому доводу жалобы представитель Заказчика пояснил, что в п. 27 конкурсной документации содержатся требования к содержанию и составу заявки. Требование о предоставлении протокола испытаний не устанавливалось Заказчиком в документации. Под «протоколом испытаний на устойчивость к износу, циклов (тест Лиспорт)» понимается износостойкость материала как техническая характеристика, никаких подтверждающих документов предоставлять дополнительно не требуется. Данное требование установлено в соответствии с ГОСТ Р 58724-2019, и, в том числе, установленный показатель находит отражение в технических паспортах производителей искусственной травы, а также на официальных сайтах производителей (образцы паспортов приложены к письменным пояснениям).

Относительно того, что в ГОСТ Р 58724-2019 не упоминается название испытательного стенда Lisport, не свидетельствует о том, что Заказчик не может указать такое требование как протокол испытаний на устойчивость к износу. Методы на проверку изностойкости есть различные, наиболее точные результаты испытаний на изностойкость проводятся по методу Лиспорт. Испытания по методу Лиспорт проводятся различными специализированными лабораториями, в том числе, не имеющими международной аккредитации ФИФА.

По второму доводу жалобы Заявителя представители Заказчика пояснили, что синий цвет искусственного покрытия – это потребность Заказчика. Газон синего цвета будет укладываться в зоне безопасности (технической зоне) поля, требований о соответствии каким-либо стандартам для поставляемого товара в документации не установлено.

Кроме того, представители Заказчика пояснили, что ранее уже проводилась закупка на поставку покрытия синего цвета, покрытие было поставлено Заказчику.

Также, на участие в конкурсе подано 2 заявки, что также подтверждает возможность поставки искусственного покрытия синего цвета.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки – Положением о закупке.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного учреждения дополнительного образования Спортивная школа «Металлург» г. Медногорска (версия № 15) (далее - Положение), утверждено и размещено в ЕИС 09.05.2023 г.

Согласно пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 3.4 Закона о закупках, заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса в электронной форме в следующие сроки: не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей.

Аналогичные требования указаны в п. 25.21 Положения о закупке.

09.05.2023 г. МАУ ДО Спортивная школа «Металлург» г. Медногорска на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru разместило извещение № 32312365001 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку и установку спортивной площадки для игры в мини футбол на открытом воздухе.

Окончательная версия извещения (версия № 2) размещена 16.05.2023 г.

Дата начала срока подачи заявок 09.05.2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок 22.05.2023 г. в 08:00.

Дата подведения итогов 24.05.2023 г.

Согласно п. 1-3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Данные требования указаны Заказчиком в п. 6.5 Положения о закупке.

Оценивая довод Заявителя об установлении излишних требований к искусственному покрытию - наличие «протокола испытаний на устойчивость к износу, циклов (тест Лиспорт) - не менее 80 000», Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

В п. 27 конкурсной документации содержится исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в конкурсе.

Среди указанных документов представления протокола испытаний на устойчивость к износу не требуется.

Вместе с тем, «протокол испытаний на устойчивость к износу, циклов (тест Лиспорт) - не менее 80 000» указан в качестве технической характеристики, установленной в п. 1.1 Технического задания.

Установление данного требования в Техническом задании подразумевает под собой указание износостойкости, как технической характеристики поставляемого товара.

Показатель протокола испытаний на устойчивость к износу, то есть износостойкости, указывается в технических паспортах на искусственное покрытие, что подтверждается техническим паспортами производителей покрытия, представленными в материалы дела.

Каких-либо документов, подтверждающих износостойкость, предоставлять в составе заявки не требуется.

Довод жалобы необоснованный.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные права и возможности на всех стадиях данного процесса. Избирательный подход к участникам закупки недопустим.

Закон о закупках не обязывает заказчиков заключать договоры по результатам проведения закупок со всеми хозяйствующими субъектами, имеющими намерение получить прибыль. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Заказчик самостоятельно определяет необходимость приобретения конкретного товара, а также качественные характеристики такого товара, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности.

В п. 1.1 Технического задания Заказчиком установлена необходимость поставки искусственного покрытия синего цвета.

Данная потребность обоснована представителями Заказчика тем, что искусственное покрытие синего цвета будет укладываться для выделения зоны безопасности (технической зоны) поля.

Установление данного показателя является допустимым и не противоречит требованиям законодательства в сфере закупок и защиты конкуренции, в равной мере применяется ко всем участникам закупки.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что на участие в конкурсе были поданы две заявки, выражающие согласие и подтверждающие возможность поставки данного покрытия.

Представителем Заявителя помимо пояснений о том, что Заявитель, являясь производителем искусственного покрытия, покрытие такого цвета не производит, других доказательств невозможности поставки покрытия синего цвета в материалы дела не представил.

Нецелесообразность и невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований, обусловленных нуждами заказчика, само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств.

Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Крамбекс» (вх. № 983-ЭП/23 от 16.05.2023) на действия заказчика муниципального автономного учреждения дополнительного образования Спортивная школа «Металлург» г. Медногорска при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку и установку спортивной площадки для игры в мини футбол на открытом воздухе (извещение № 32312365001), необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные на закупку (извещение №32312365001) уведомлением Оренбургского УФАС России от 18.05.2023 исх. № ИБ/668/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Члены комиссии:

   

 

   

 

   

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

МАУ ДО Спортивная школа "Металлург" г. Медногорска
ИНН 5606003506, ОГРН 1025600753199
ООО "Крамбекс"
ИНН 6324044094, ОГРН 1136324010976