Решение №б/н реклама признана ненадлежащей, без выдачи предписания от 17 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
…. – председателя Комиссии, временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;
….. - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
….. - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
в присутствии ответчика – Б.Б.,
УСТАНОВИЛА:
Руководствуясь статьей 33 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») 14 марта 2022 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведена проверка рекламы, размещенной и распространяемой на территории города Оренбурга, на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе.
В ходе проверки установлено, что по адресу: г. Оренбург, ул. Механизаторов 24 а, на территории автомойки «Люкс», распространяется реклама массажных услуг, со следующей текстовой информацией: «Массаж ШИАЦУ Здесь и сейчас. Японский массаж акупунктурных точек «Шиацу» восстановите силы и укрепите здоровье! Сеанс массажа: - эффективно снимает усталость; - улучшает обмен веществ; - активизирует кровообращение, улучшит самочувствие и повысит работоспособность; - повысит мышечный тонус; - улучшит осанку; - успокоит нервную систему. *Продолжительностью не менее 10 минут. Массажное оборудование для дома: WWW.ORENM.RU, УГОЛОКУДОВОЛЬСТВИЯ.РФ. По техническим вопросам обращаться по телефону: +7……..».
В ходе правового анализа по факту распространения указанной рекламной информации установлено, что в рекламной листовке употребляется слово «массаж» (медицинская услуга), но вместе с тем отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний рекламируемых услуг и о необходимости получения консультации специалистов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Усмотрев признаки нарушения Закона о рекламе при распространении указанной рекламы, Оренбургским УФАС России Определением исх. №3284 от 15.04.2022г. в отношении ООО «Оренэлектросторой» (ИНН 5610141668) было возбуждено дело №056/05/24-303/2022 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» и назначено к рассмотрению на 12.05.2022г. 14 ч. 30 мин.
12.05.2022г. 14 ч. 30 мин. в режиме видеоконференцсвязи состоялось рассмотрение настоящего дела. В заседании участвовали представитель ООО «Оренэлектросторой» по доверенности – …., и заинтересованное лицо – Б.Б., которые дали ряд пояснений и представили запрошенные антимонопольным органом документы.
Согласно пояснениям представителя ООО «Оренэлектрострой», общество является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги в сфере электроэнергетики. Данный факт, подтверждается Уставом общества, в котором содержится перечень видов деятельности, выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей информацию об основном и дополнительных видах деятельности.
Обществом отрицается факт причастности к распространению спорной рекламы. Представитель общества подтверждает, что Б.Б. является сотрудником ООО «Оренэлектрострой», и абонентский номер, указанный в рекламе выделен ему как служебный.
В том числе, ООО «Оренэлектрострой» представлены документы, свидетельствующие о том, что обществом проводилось служебное расследование по факту использования Б.Б. (начальником службы балансов) в личных целях служебного номера телефона, предоставленного ему организацией для выполнения должностных обязанностей (Приказ №10-к от 31.03.2022г. «О проведении служебного расследования»; Акт от 05.04.2022г. «О результатах проведения служебного расследования»; Приказ №12-к от 07.04.2022г. «О дисциплинарном взыскании»).
Б.Б. в своих пояснениях указывает, что с целью изучения потребительского спроса и возможного продвижения товара (массажного оборудования) самостоятельно изготовил рекламную листовку за свой счет и разместил в автомойке «Люкс» по адресу: г. Оренбург, ул. Механизаторов 24а.
В рекламной листовке указал абонентский номер, который на момент размещения рекламы являлся его служебным номером, предоставленный ему по основному месту работы в ООО «Оренэлектрострой». На данный момент, абонентский номер переоформлен на Б.Б. как на физическое лицо.
На основании вышеизложенного, Определением исх. №3997 от 12.05.2022г. рассмотрение дела было отложено на 08.06.2022г. 14 ч. 30 мин., в связи с заменой ненадлежащего лица - ООО «Оренэлектрострой» на надлежащее лицо – Б.Б.
Проанализировав представленные материалы и действующее законодательство Комиссией установлено следующее.
По адресу: г. Оренбург, ул. Механизаторов 24 а, на территории автомойки, распространяется реклама массажных услуг, со следующей текстовой информацией: «Массаж ШИАЦУ Здесь и сейчас. Японский массаж акупунктурных точек «Шиацу» восстановите силы и укрепите здоровье! Сеанс массажа: - эффективно снимает усталость; - улучшает обмен веществ; - активизирует кровообращение, улучшит самочувствие и повысит работоспособность; - повысит мышечный тонус; - улучшит осанку; - успокоит нервную систему. *Продолжительностью не менее 10 минут. Массажное оборудование для дома: WWW.ORENM.RU, УГОЛОКУДОВОЛЬСТВИЯ.РФ. По техническим вопросам обращаться по телефону: +7-……».
Данная информация по смыслу части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» имеет все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: она предназначена для неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – массажным услугам. Следовательно, на нее распространяются требования Закона о рекламе.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н, массаж (A21.01.001 - Общий массаж медицинский) является медицинской услугой.
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено понятие медицинской услуги - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Следовательно, рассматриваемая реклама услуг массажа является рекламой медицинских услуг.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний рекламируемых услуг и о необходимости получения консультации специалистов, что является недопустимым.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (www.rossvyaz.ru), номер +7-…..в рекламной листовке принадлежит номерной емкости, закрепленной за оператором подвижной связи ПАО «МегаФон».
В материалах дела имеются сведения, что абонентский номер, указанный в рекламной листовке, выделен ООО «Оренэлектрострой» (ИНН 561014166) на основании договора об оказании услуг связи.
В свою очередь ООО «Оренэлектрострой» (вх. №3465 от 04.04.2022г.) поясняет, что номер, указанный в рекламе, действительно принадлежит ООО «Оренэлектрострой», вместе с тем сообщает, что он закреплен за сотрудником Б.Б. Данный факт подтверждается заявлением № от 10.11.2021г. о регистрации корпоративных сим-карт, поданным через портал Госуслуги. В целях проведения оперативных переговоров, а также решения других производственных задач, данный номер закреплен за данным сотрудником на постоянной основе и находится в его постоянном круглосуточном использовании.
На основании вышеизложенного, учитывая обстоятельства дела. Комиссией установлено, что спорная рекламная листовка, была изготовлена лично Б.Б. и размещена в автомойке «Люкс» по адресу: г. Оренбург, ул. Механизаторов 24 а, с целью изучения потребительского спроса и возможного продвижения товара (массажного оборудования).
В рекламной листовке Б.Б. указал абонентский номер, который на момент размещения рекламы являлся его служебным номером, предоставленный ему по основному месту работы в ООО «Оренэлектрострой». На данный момент, абонентский номер переоформлен на Б.Б. как на физическое лицо.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что распространение спорной рекламы осуществляется в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частями 6,7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании имеющихся материалов дела, Комиссия приходит к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем является Б.Б.
Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении её распространения.
Ввиду того, что выявленное нарушение устранено в добровольном порядке, Б.Б. в антимонопольный орган представлены сведения о прекращении распространения ненадлежащей рекламы на территории автомойки «Люкс», у Комиссии не имеется оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу массажных услуг, распространяемую посредством листовки на территории автомойки «Люкс», ненадлежащей и нарушающей требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела №056/05/24-303/2022 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении Б.Б. производства по делу об административном правонарушении.