Решение №б/н реклама признана ненадлежащей, без выдачи предписания от 17 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

       …. – председателя Комиссии, временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;        

       ….. - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

       ….. - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

       в присутствии ответчика – Б.Б.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

       Руководствуясь статьей 33 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») 14 марта 2022 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведена проверка рекламы, размещенной и распространяемой на территории города Оренбурга, на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе.

       В ходе проверки установлено, что по адресу: г. Оренбург, ул. Механизаторов 24 а, на территории автомойки «Люкс», распространяется реклама массажных услуг, со следующей текстовой информацией: «Массаж ШИАЦУ Здесь и сейчас. Японский массаж акупунктурных точек «Шиацу» восстановите силы и укрепите здоровье! Сеанс массажа: - эффективно снимает усталость; - улучшает обмен веществ;                             - активизирует кровообращение, улучшит самочувствие и повысит работоспособность; - повысит мышечный тонус; - улучшит осанку; - успокоит нервную систему. *Продолжительностью не менее 10 минут. Массажное оборудование для дома: WWW.ORENM.RU, УГОЛОКУДОВОЛЬСТВИЯ.РФ. По техническим вопросам обращаться по телефону: +7……..».

В ходе правового анализа по факту распространения указанной рекламной информации установлено, что в рекламной листовке употребляется слово «массаж» (медицинская услуга), но вместе с тем отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний рекламируемых услуг и о необходимости получения консультации специалистов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Усмотрев признаки нарушения Закона о рекламе при распространении указанной рекламы, Оренбургским УФАС России Определением исх. №3284 от 15.04.2022г. в отношении ООО «Оренэлектросторой» (ИНН 5610141668) было возбуждено дело №056/05/24-303/2022 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» и назначено к рассмотрению на 12.05.2022г. 14 ч. 30 мин.

12.05.2022г. 14 ч. 30 мин. в режиме видеоконференцсвязи состоялось рассмотрение настоящего дела. В заседании участвовали представитель ООО «Оренэлектросторой» по доверенности – …., и заинтересованное лицо – Б.Б., которые дали ряд пояснений и представили запрошенные антимонопольным органом документы.

Согласно пояснениям представителя ООО «Оренэлектрострой», общество является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги в сфере электроэнергетики. Данный факт, подтверждается Уставом общества, в котором содержится перечень видов деятельности, выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей информацию об основном и дополнительных видах деятельности.

Обществом отрицается факт причастности к распространению спорной рекламы. Представитель общества подтверждает, что Б.Б. является сотрудником ООО «Оренэлектрострой», и абонентский номер, указанный в рекламе выделен ему как служебный.

В том числе, ООО «Оренэлектрострой» представлены документы, свидетельствующие о том, что обществом проводилось служебное расследование по факту использования Б.Б. (начальником службы балансов) в личных целях служебного номера телефона, предоставленного ему организацией для выполнения должностных обязанностей (Приказ №10-к от 31.03.2022г. «О проведении служебного расследования»; Акт от 05.04.2022г. «О результатах проведения служебного расследования»; Приказ №12-к от 07.04.2022г. «О дисциплинарном взыскании»).

Б.Б. в своих пояснениях указывает, что с целью изучения потребительского спроса и возможного продвижения товара (массажного оборудования) самостоятельно изготовил рекламную листовку за свой счет и разместил в автомойке «Люкс» по адресу: г.  Оренбург, ул. Механизаторов 24а.                       

В рекламной листовке указал абонентский номер, который на момент размещения рекламы являлся его служебным номером, предоставленный ему по основному месту работы в ООО «Оренэлектрострой». На данный момент, абонентский номер переоформлен на Б.Б. как на физическое лицо.

На основании вышеизложенного, Определением исх. №3997 от 12.05.2022г. рассмотрение дела было отложено на 08.06.2022г. 14 ч. 30 мин., в связи с заменой ненадлежащего лица - ООО «Оренэлектрострой» на надлежащее лицо – Б.Б.

Проанализировав представленные материалы и действующее законодательство Комиссией установлено следующее.

По адресу: г. Оренбург, ул. Механизаторов 24 а, на территории автомойки, распространяется реклама массажных услуг, со следующей текстовой информацией: «Массаж ШИАЦУ Здесь и сейчас. Японский массаж акупунктурных точек «Шиацу» восстановите силы и укрепите здоровье! Сеанс массажа: - эффективно снимает усталость; - улучшает обмен веществ; - активизирует кровообращение, улучшит самочувствие и повысит работоспособность; - повысит мышечный тонус; - улучшит осанку; - успокоит нервную систему. *Продолжительностью не менее 10 минут. Массажное оборудование для дома: WWW.ORENM.RU, УГОЛОКУДОВОЛЬСТВИЯ.РФ. По техническим вопросам обращаться по телефону: +7-……».

Данная информация по смыслу части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» имеет все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: она предназначена для неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – массажным услугам. Следовательно, на нее распространяются требования Закона о рекламе.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н, массаж (A21.01.001 - Общий массаж медицинский) является медицинской услугой.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено понятие медицинской услуги - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Следовательно, рассматриваемая реклама услуг массажа является рекламой медицинских услуг.

Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний рекламируемых услуг и о необходимости получения консультации специалистов, что является недопустимым.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (www.rossvyaz.ru), номер +7-…..в рекламной листовке принадлежит номерной емкости, закрепленной за оператором подвижной связи ПАО «МегаФон».

В материалах дела имеются сведения, что абонентский номер, указанный в рекламной листовке, выделен ООО «Оренэлектрострой» (ИНН 561014166) на основании договора об оказании услуг связи.

В свою очередь ООО «Оренэлектрострой» (вх. №3465 от 04.04.2022г.) поясняет, что номер, указанный в рекламе, действительно принадлежит ООО «Оренэлектрострой», вместе с тем сообщает, что он закреплен за сотрудником Б.Б. Данный факт подтверждается заявлением № от 10.11.2021г. о регистрации корпоративных сим-карт, поданным через портал Госуслуги. В целях проведения оперативных переговоров, а также решения других производственных задач, данный номер закреплен за данным сотрудником на постоянной основе и находится в его постоянном круглосуточном использовании.

На основании вышеизложенного, учитывая обстоятельства дела. Комиссией установлено, что спорная рекламная листовка, была изготовлена лично Б.Б. и размещена в автомойке «Люкс» по адресу: г. Оренбург, ул. Механизаторов 24 а, с целью изучения потребительского спроса и возможного продвижения товара (массажного оборудования).

В рекламной листовке Б.Б. указал абонентский номер, который на момент размещения рекламы являлся его служебным номером, предоставленный ему по основному месту работы в ООО «Оренэлектрострой». На данный момент, абонентский номер переоформлен на Б.Б. как на физическое лицо.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что распространение спорной рекламы осуществляется в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частями 6,7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании имеющихся материалов дела, Комиссия приходит к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем является Б.Б.

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении её распространения.

Ввиду того, что выявленное нарушение устранено в добровольном порядке, Б.Б. в антимонопольный орган представлены сведения о прекращении распространения ненадлежащей рекламы на территории автомойки «Люкс», у Комиссии не имеется оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу массажных услуг, распространяемую посредством листовки на территории автомойки «Люкс», ненадлежащей и нарушающей требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела №056/05/24-303/2022 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении                                Б.Б. производства по делу об административном правонарушении.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны