Постановление б/н постановление от 23 июля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

ООО «Электросетевая компания»

 

460040, обл. Оренбургская, г. Оренбург, ул. Мира, д. 12, кв. 66

 

elektroset56@yandex.ru

 

 

Байгузину Д.Р.

 

460040, г. Оренбург, ул. Мира, д. 3/1,

кв. 216

 

uumaarr@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об административном

правонарушении № 056/04/9.21-614/2021

 

«23» июля 2021 г.   12 часов 00 минут                                                    г. Оренбург

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей - Полубоярова Людмила Юрьевна,  в режиме видеоконференцсвязи, по результатам административного расследования, проведенного в соответствии с определением от 09.06.2021г. по делу № 056/04/9.21-614/2021 в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Электросетевая компания» (ИНН 5610153416, КПП 561001001, ОГРН 1135658012710, ул. Мира, д. 12, кв. 66, г. Оренбург, Оренбургская область, 460040), по факту нарушения пункта 16 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа, Правила № 861), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,   

в присутствии путем использования ВКС: директора ООО «Электросетевая компания» Харченко Владимира Михайловича, представителя ООО «Электросетевая компания» Харченко Елены Александровны (доверенность б/н от 17.08.2021 г.),

в присутствии потерпевшего Байгузина Д.Р.

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступило заявление Байгузина Д.Р. (вх. № 4114 от 20.04.2021 г.) указывающее на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В ходе рассмотрения материалов, нормативно-правовых актов, а также документов, имеющихся у Должностного лица, установлено следующее.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» передача электроэнергии относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Федеральным законом от 26 марта 2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплено, что в качестве основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются: обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка; содействие развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защита прав потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20).

Положениями части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно Выписки из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности ООО «ЭСК» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Таким образом, ООО «ЭСК» обязано соблюдать требования, установленные Правилами № 861.

В соответствии с ч. 2 Постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям регламентирован Правилами технологического присоединения.

Данными Правилами технологического присоединения определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, определены порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.

В силу пункта 2 (2) Правил технологического присоединения действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется.

Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 6 Правил технологического присоединения предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

При рассмотрении административного дела, ООО «ЭСК» заявило о том, что факт получения заявки Байгузина Д.Р. 05.08.2020 и направления 19.08.2020 подписанного со своей стороны проекта договора № 0032 (от 19.08.2020) (далее – Проект договора № 0032), с указанием в пункте 5 срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляющего 24 месяца, подтверждает. Электросети, обеспечивающие электроэнергией участки, расположенные на территории СНТ «Магистраль» принадлежат на праве собственности ООО «ЭСК».

ООО «ЭСК» считает, что Байгузин Д.Р. технические условия к Проекту договора № 0032 со своей стороны не выполнил. Договор № 0032 не считается заключенным. Срок на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в 24 месяца был установлен в связи с тем, что это минимальный срок для получения денежных средств по инвестиционной программе и средний срок для реконструкции юридического лица, которым является СНТ «Магистраль». Также, Общество полагает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению устанавливается только для электросетевой компании.

 Тем не менее ООО «ЭСК» было осуществлено технологическое присоединение земельного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, СНТ «Магистраль», земельный участок № 97/1. Данный факт подтверждается: актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии № 488 от 14.07.2021;  актом о выполнении технических условий № 488 от 14.07.2021; актом об осуществлении технологического присоединения № 488 от 14.07.2021; актом о выполнении технических условий № 488 от 14.07.2021. Кроме того, ООО «ЭСК» в адрес субъекта розничного рынка был направлен пакет документов по технологическому присоединению земельного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, СНТ «Магистраль», земельный участок № 97/1.

От Потерпевшего в материалы дела были представлены документы и материалы, согласно которым Байгузин Д.Р. утверждает, что со своей стороны технические условия к Проекту договора № 0032 им были выполнены.

21.10.2020 Байгузиным Д.Р. в адрес ООО «ЭСК» было направлено уведомление о выполнении технических условий по Проекту договора № 0032.

06.11.2020 ООО «ЭСК» в адрес Байгузина Д.Р. направило уведомление о том, что уведомление от 21.10.2020 Обществом получено, фактические присоединения будут выполнены в рамках Договора № 0032 (п. 5).

25.11.2020 Байгузиным Д.Р. в адрес ООО «ЭСК» была направлена претензия о несоблюдении Правил технологического присоединения, ответа на претензию от Общества не последовало.

В настоящее время участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, СНТ «Магистраль», земельный участок № 97/1 к электрическим сетям подключен, но надлежащим образом оформленных документов, свидетельствующих о выполнении технологического присоединения в его адрес от ООО «ЭСК» не поступало.

Заслушав пояснения сторон, рассмотрев документы, представленные в материалы административного дела, должностное лицо приходит к следующему.

Байгузин Д.Р.  05.08.2020 г. обратился в ООО «ЭСК» с заявкой № 0032 об осуществлении технологического присоединения, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, СНТ «Магистраль», земельный участок № 97/1.

В соответствии с п. 15 Правил № 861, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.

Должностным лицом установлено, что ООО «ЭСК» уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям в адрес Байгузина Д.Р. не направляло. Рассмотрение заявки приостановлено не было.

ООО «ЭСК», рассмотрев заявку на технологическое присоединение 19.08.2020 направило Байгузину Д.Р. подписанный со своей стороны Проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 0032 (от 19.08.2020) и подписанные со своей стороны технические условия к данному проекту договора.

В пункте 5 Проекта договора № 0032 указано, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 24 (двадцать четыре) месяца со дня заключения настоящего договора.

Должностным лицом установлено, что Байгузин Д.Р. относится к категории заявителей, указанных в п. 14 Правил № 861, так как является физическим лицом направляющим заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Правилами № 861 установлены соответствующие сроки технологического присоединения различных категорий заявителей.

В соответствии с абз. 8 пп. б п. 16 Правил № 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Учитывая вышеизложенное, должностное лицо приходит к выводу о том, что ООО «Электросетевая компания» нарушен п.16 Правил №861.

Время совершения административного правонарушения 19.08.2020 г. место совершения – ул. Мира, д. 12, кв. 66, г. Оренбург, Оренбургская область, 460040.

Ответственность за  данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.21   Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.

Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Субъективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, состоит в наличии вины.

Субъектом административного правонарушения является любой собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства.

Объект административного правонарушения – общественные правоотношения, возникающие в сфере недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Обстоятельств, исключающих и отягчающих административную ответственность, материалами дела не установлено.

Смягчающим обстоятельством является то, что ранее ООО «Электросетевая компания» к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, административное правонарушение совершено впервые. 

Срок давности привлечения ООО «Электросетевая компания» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об электроэнергетике на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению (ст. 3.1 КоАП РФ).

Оценив доказательства на основании ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оценив конкретные обстоятельства и характер совершения правонарушения, руководствуясь законом и правосознанием, должностное лицо приходит к выводу о том, что данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность правонарушения, имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Напротив, освобождение ООО «Электросетевая компания» от административной ответственности и ограничением только устным замечанием означало бы неполную реализацию ее принципов и умаление ее целей. Справедливость и целесообразность юридической ответственности не были бы соблюдены, а достижение частной превенции не могло бы рассматриваться как безусловное, поскольку предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем во многом обусловлено адекватностью санкций.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Обратного в материалы дела представлено не было.

Согласно ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 ст.19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Установлено, что на основании Сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Электросетевая компания» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.21 КоАП РФ ООО «Электросетевая компания» совершено впервые. Со стороны ООО «Электросетевая компания» отсутствуют факты причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

На основании изложенного, должностное лицо считает, что замена административного штрафа, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, на предупреждение будет реально достигнута цель предупреждения совершения новых правонарушений.

С учетом того, что ООО «Электросетевая компания» является субъектом малого и среднего предпринимательства, наказание в виде административного штрафа, предусмотренное статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит замене на предупреждение.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Руководствуясь статьями 9.21, 4.1.1, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Электросетевая компания» (ИНН 5610153416, КПП 561001001, ОГРН 1135658012710, ул. Мира, д. 12, кв. 66, г. Оренбург, Оренбургская область, 460040), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. На основании положений статьи 4.1.1 КоАП РФ административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, заменить на предупреждение.

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном ст. 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя

Оренбургского УФАС России                                                      Л.Ю. Полубоярова 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны