Решение №б/н Признать действия ООО «Природа» нарушившими п.4 ч. 1 ст. 10 ... от 18 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: Членов Комиссии: в присутствии путем использования системы ВКС:

- представителя ответчика по доверенности ООО «Природа» - представителя заявителя МО Сакмарского района.;

- представителя МО Беляевского района.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступили заявления глав МО Сакмарского района Оренбургской области МО Оренбургского района Оренбургской области, МО Беляевского района Оренбургской области на действия общества с ограниченной ответственностью «Природа» (далее – региональный оператор, ООО «Природа») по факту злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по обращению с ТКО, в части прекращения вывоза ТКО с указанных территорий.

  Действующим законодательством РФ установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - ФЗ «О защите конкуренции», Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области от 28.03.2022 г. установлено, что региональный оператор ООО «Природа» (ИНН 5612167252, юридический адрес: 460009, г. Оренбург, ул. Цвиллинга, д.61/1, офис 5) занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области.

Таким образом в силу своего доминирующего положения, ООО «Природа» обязано соблюдать требования и ограничения, установленные п. 4. ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Усмотрев признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Природа», Оренбургским УФАС России возбуждено дело № 56/01/10-565/2022 на основании приказа от «26» июля 2022 г.

К участию в рассмотрении дела привлечены:

- в качестве ответчикаООО «Природа» (ИНН 5612167252, место нахождение 460009, Оренбургская область, город Оренбург, ул. Цвилинга, д. 61/1, офис 5);

- в качестве заявителей:

 - администрация МО Сакмарского района Оренбургской области (461420, Оренбургская область, с. Сакмара, ул. Советская, 25);

- администрация МО Оренбургского района Оренбургской области (461420, г. Оренбург, ул. Степана Разина, д. 211);

- администрация МО Беляевского района Оренбургской области (461330, Оренбургская область, с. Беляевка, ул. Советская, 46 б).

 - в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

- Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (460015, г. Оренбург, Дом Советов);

- Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области (460015, г. Оренбург, Дом Советов).

- ГУ «ГУДХОО» (460961, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д.58).

Определением от 04.08.2022 г. № 5965 дело назначено к рассмотрению на 16.08.2022 г. на 11 часов 00 минут.

Определением от 16.08.2022 г. № 6316 дело назначено к рассмотрению на 28.09.2022 г. на 14 часов 30 минут.

Определением от 30.09.2022 г. № 7330 дело назначено к рассмотрению на 17.10.2022 г. на 11 часов 00 минут.

Определением от 18.10.2022 г. № 7719 Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела, в связи с чем дело отложено на 18.11.2022 г. на 11 часов 00 минут.

Заявители в рамках рассмотрения дела доводы, изложенные в заявлении, поддержали, а также пояснили, с 22.07.2022 г. вывоз твердых коммунальных отходов с территорий Беляевского, Оренбургского, Сакмарского районов Оренбургской области прекращен ООО «Природа», официального уведомления от регионального оператора о прекращении вывоза ТКО не поступало. Причиной прекращения по пояснениям ООО «Природа» явилась необходимость при движении транспортных средств с ТКО, по маршруту следования пересекать автоматический пост весогабаритного контроля, которым фиксируется превышение допустимой для автомобильных дорог осевой нагрузке транспортного средства, а также факты получения административных штрафов за указанное превышение.

Представитель МО Сакмарского района в рамках рассмотрения дела пояснял, что на территории Сакмарского района имеются альтернативные маршруты для вывоза ТКО, о которых МО сообщало региональному оператору в телефонном разговоре. Согласно СанПиН в летний период вывоз ТКО должен осуществляться ежедневно. Данные действия регионального оператора создают неблагоприятную санитарно – эпидемиологическую обстановку на территориях Оренбургского, Беляевского, Сакмарского районов Оренбургской области.

Со стороны заявителей предоставлены следующие документы:

- акты осмотра мест (площадок) накопления ТКО в период с 22.07.2022 г. по 28.07.2022 г.;

- переписка представителей администрации МО с органами власти по вопросам прекращения вывоза ТКО в период с 25.07.2022 г. по 12.08.2022 г.

Представитель ООО «Природа» в рамках рассмотрения дела с вменяемыми нарушениями не согласились и сообщили, что руководством было принято решение приостановить вывоз ТКО с 22.07.2022 г. в Оренбургском, Сакмарском, Беляевском районах Оренбургской области, уведомив глав районов в устном порядке по телефону.

Причиной прекращения послужило наложение многократных штрафов в связи с введением  на дорогах общего пользования комплексов весогабаритного контроля по адресам: 23 км 777 м а/д Оренбург-Беляевка, Оренбургский р-н, Оренбургская обл. и 1 км 134.3 м а/д подъезд к с. Сакмара от а/д Р-239 Казань-Оренбург-Акбулак граница с Республикой Казахстан, Сакмарский р-н, Оренбургская обл., с максимальной разрешённой нагрузкой на ось 6 тонн, которые начали свою работу с 24.06.2022 года. Первый административный штраф региональному оператору был вынесен 30.06.2022 г., ввиду чего региональному оператору стало известно о введении автоматических пунктов весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах регионального и муниципального значения Оренбургской области. После получения штрафов региональный оператор обратился в ГУ «ГУДХОО» за выдачей специального разрешения на движение по автомобильным дорогам Оренбургской области.

ООО «Природа» 28.07.2022 г. возобновлено транспортирование ТКО в Беляевском районе, а с 29.07.2022 г. возобновлено в Оренбургском и Самарском районе.

В качестве подтверждения своей позиции ООО «Природа» предоставлены следующие докуенты:

- письменные пояснения № 5331 от 10.08.2022 г.;

- письменные пояснения № 6001 от 08.09.2022 г.;

- копии ПТС транспортных средств, осуществляющих вывоз ТКО в Оренбургском, Сакмарском, Беляевском районах Оренбургской области;

- копии выписок с территориальной схемы обращения с ТКО в Оренбургском, Сакмарском, Беляевском районах Оренбургской области;

- копия письма Губернатору Оренбургской области № 4858 от 22.07.2022 г.;

- копия письма Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № 4604 от 13.07.2022 г.;

- копия письма Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № 4602 от 12.07.2022 г.;

- копия письма Министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области № 4630 от 14.07.2022 г.;

- копия письма в Прокуратуру Оренбургской области № 4825 от 21.07.2022 г.;

- копия письма Главному управлению дорожного хозяйства Оренбургской области № 4627 от 14.07.2022 г.;

- копия письма в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 4969 от 27.07.2022 г.;

- копия письма Российскому экологическому оператору № 4899 от 25.07.2022 г.;

- копия протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 06.02.2019 г. об определении исполнителя права заключения контракта на оказание услуг по транспортированию ТКО, лот № 2;

- таблица расчетов убытков регионального оператора;

- копии маршрутных графиков.

Представитель по доверенности ГУ «ГУДХОО» в рамках рассмотрения дела пояснила, что автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области закреплены за учреждением на праве оперативного управления.

Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» (Приложение З) установлена допустимая нагрузка на ось транспортного средства для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 6 тонн на ось, 10 тонн на ось, 11,5 тонн на ось. При этом, применение нагрузки 6 тонн на ось, возможно в случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте информации о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства.

В рамках возложенных на ГУ «ГУДХОО» полномочий учреждением был размещен на официальном сайте http://www.orendor.orb.ru приказ ГУ «ГУДХОО» № 87 от 21 марта 2022 года о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства (в приложении к приказу содержится перечень автомобильных дорог).

На участках автомобильных дорог Оренбург—Беляевка, Подъезд к с. Сакмара от а/д Р-239 Казань—Оренбург—Акбулак—граница с Республикой Казахстан, рассчитанных (построенных) под осевую нагрузку 6 тонн, установлены дорожные знаки 3.12. «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства», которыми запрещается движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на какую-либо ось, превышает указанную на знаке.

Автоматические посты весогабаритного контроля, размещенные на указанных дорогах, построены в полном соответствии с требованиями действующих технических норм и правил, а также проектно-сметной документацией, прошедшей в установленном порядке государственную экспертизу,

Автомобильная дорога Оренбург-Беляевка в Оренбургском районе Оренбургской области была построена в 1962 году под нормативную осевую нагрузку 6 тонн на ось.

В 2018 году, в связи со строительством автомобильной дороги обход г. Оренбурга, на участке автомобильной дороги Оренбург-Беляевка с км. 9+590 по км.15+590 были выполнены работы по реконструкции. Несущая способность указанного участка дороги была увеличена до 10 тонн на ось.

Автоматические посты весогабаритного контроля обустроены на 24 км автомобильной дороги Оренбург-Беляевка в Оренбургском районе (нормативная нагрузка 6 т на ось).

Автомобильная дорога подъезд к с. Сакмара от а/д Казань-Оренбург в Сакмарском районе построена в 1978 году под нормативную осевую нагрузку 6 тонн на ось.

Автоматические посты весогабаритного контроля обустроены на 2 км. подъезд к с. Сакмара от а/д Казань-Оренбург в Сакмарском районе (нормативная нагрузка 6 т на ось).

13.04.2022 г. на официальном сайте ГУ «ГУДХОО» https://orendor.orb.ru/ размещена информация о том, что с 13.04.2022 г. работа автоматических постов весогабаритного контроля в Оренбургской области переводится в режим мониторинга (тестовый режим) до 01.06.2022 г., а 08.06.2022 г. на официальном сайте размещена информация о том, что тестовый режим завершен, и с  июня 2022 г. все пункты осуществляют работу в штатном режиме.

Представитель ГУ «ГУДХОО» пояснила также, что ООО «Природа» только 27.07.2022 г. обратилось в управление за выдачей специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства.

ГУ «ГУДХОО» предоставлены следующие документы:

- письменные пояснения № 7782 от 17.08.2022 г.;

- письменные пояснения № 13/33 от 28.09.2022 г.;

- письменные пояснения № 1210/22 от 12.10.2022 г.;

- копия приказа № 87 от 21.03.2022 г.;

- скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение информации о введении автоматических постов весогабаритного контроля.

Комиссией, проанализировав письменные и устные пояснения сторон имеющиеся материалы комиссионного дела, а также нормы действующего законодательства, установлено.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1). Данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В целях исполнения возложенных на него функций, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, предупреждением монополистической деятельности, антимонопольный орган наделен полномочиями, к числу которых согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме.

Вместе с тем реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований, служащих гарантией прав и законных интересов проверяемого лица.

В целях реализации Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2020 № 235-пп «Об уполномоченном органе исполнительной власти Оренбургской области»  приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 04 июня 2020 года N 260 утверждена региональная программа «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской области».

В соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч.2 ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Постановление Правительства №1156) утверждены Правила, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно п. 2 Правил - вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Погрузка твердых коммунальных отходов - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов. Уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

Согласно Правилам  обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 настоящих Правил. Разделами II и III настоящих Правил предусмотрен порядок осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов и порядок осуществления. обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов соответственно.

В целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. (пункт 34 Постановления Правительства №1156).

ООО «Природа» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области, осуществляет деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности согласно лицензии № (56)-5209-Т/П от 26.07.2019 года.

ООО «Природа» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1175658009053 и с 01.01.2019 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.

В силу пункта 8(10) Правил №1156 проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Правилами №1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, независимо от поступления от потребителей заявок/заключенных договорах услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, предусмотренных типовой формой, утвержденной Правилами №1156, в том числе в части графика вывоза.

ООО «Природа» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области, осуществляет обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов с территории Сакмарского, Оренбургского, Беляевского районов Оренбургской области собственными силами согласно утвержденным графикам.

Население и юридические лица (проживающие в Оренбургском районе (7 252 чел.), Беляевском районе (11 677 чел.) и Сакмарском районе (23 857 чел.) в соответствии с положениями ЖК РФ и Закона об отходах, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, определенным для соответствующей зоны.

Таким образом, со всеми потребителями проживающими, а также осуществляющими деятельность на территории Оренбургского, Беляевского, Сакмарского районов Оренбургской области, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен с региональным оператором на условиях типового договора.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений № 606 от 06.12.2019 года «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области» к зоне деятельности регионального оператора ООО «Природа» относится вся территория Оренбургской области.

Региональный оператор осуществляет обращение с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Оренбургской области (далее — Территориальная схема), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № 606 от 06.12.2019 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходам Оренбургской области» и Приказом № 214 от 14.05.2021 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 06.12.2019 № 606».

Согласно выписки из территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области региональный оператор осуществляет вывоз ТКО с мест (площадок) накопления ТКО в Сакмарском, Оренбургском и Беляевском районах Оренбургской области, размещенных в территориальной схеме.

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области письмом № НС-12-18/25040 от 09.09.2022 г.) предоставило в рамках рассмотрения дела выписку из территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области с указанием мест (площадок) накопления ТКО в Сакмарском, Оренбургском и Беляевском районах Оренбургской области.

Следовательно места (площадки) накопления ТКО в Сакмарском, Оренбургском и Беляевском районах Оренбургской области внесены в территориальную схему, и в силу действующего законодательства об отходах производства и потребления региональный оператор обязан осуществлять на данных территориях сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Региональный оператор осуществляет транспортирование ТКО в Сакмарском, Оренбургском, Беляевском районах Оренбургской области согласно маршрутным графикам, предоставленным в рамках рассмотрения дела письмом № 7590 от 11.08.2022 г. (указанные графики согласованы с главами МО устно):

- на территории Оренбургского района транспортирование ТКО согласно маршруту №1-402 СНТ (портальный, задняя загрузка ТКО, КГО) утвержденному директором ООО «Природа» 01.07.2022 г.;

- на территории Сакмарского района транспортирование ТКО согласно маршруту №1-809 Сакмара (боковая загрузка ТКО) утвержденному директором ООО «Природа» 01.07.2022 г., маршруту №1-804 Сакмарский район (портальный, задняя загрузка ТКО, КГО) утвержденному директором ООО «Природа» 01.07.2022 г.;

- на территории Беляевского района транспортирование ТКО согласно маршруту №9-001 Беляевка (боковая загрузка ТКО) утвержденному директором ООО «Природа» 01.07.2022 г.

Оценивая доводы ООО «Природа», относительно прекращения оказания услуг по обращению ТКО с территории Оренбургского, Беляевского, Сакмарского районов Оренбургской области Комиссия считает их необоснованными по следующим причинам.

Автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (далее-Учреждение).

Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» (Приложение № 3) установлена допустимая нагрузка на ось транспортного средства для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 6 тонн на ось, 10 тонн на ось, 11,5 тонн на ось.

При этом, применение нагрузки 6 тонн на ось, возможно в случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте в информационнокоммуникационной сети «Интернет» информации о допустимой для автомобильных дорог осевой нагрузке транспортного средства.

Комиссией установлено, что в рамках вышеуказанных полномочий ГУ «ГУДХОО» издан приказ № 87 от 21 марта 2022 года «О допустимой для автомобильных дорог осевой нагрузке транспортного средства» с перечнем автомобильных дорог, в числе которых автомобильные дороги расположенные в Оренбургском, Беляевском, Сакмарском районах Оренбургской области, который был размещен на официальном сайте ГУ «ГУДХОО» https://orendor.orb.ru/.

На участках автомобильных дорог Оренбург—Беляевка, подъезд к с. Сакмара от а/д Р-239 Казань—Оренбург—Акбулак—граница с Республикой Казахстан, рассчитанных (построенных) под осевую нагрузку 6 тонн, установлены дорожные знаки 3.12. «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства», которыми запрещается движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на какую-либо ось, превышает указанную на знаке.

Автомобильная дорога Оренбург-Беляевка в Оренбургском районе Оренбургской области была построена в 1962 году под нормативную осевую нагрузку 6 тонн на ось. В 2018 году несущая способность указанного участка дороги была увеличена до 10 тонн на ось. Автоматические посты весогабаритного контроля обустроены на 24 км автомобильной дороги Оренбург-Беляевка в Оренбургском районе и имеющей нормативную нагрузку 6 т на ось.

Автомобильная дорога подъезд к с. Сакмара от а/д Казань-Оренбург в Сакмарском районе построена в 1978 году имеет нормативную осевую нагрузку 6 тонн. Автоматические посты весогабаритного контроля обустроены на 2 км. подъезд к с. Сакмара от а/д Казань-Оренбург в Сакмарском районе нормативная нагрузка 6 т на ось.

13.04.2022 г. на официальном сайте ГУ «ГУДХОО» https://orendor.orb.ru/ размещена информация о том, что с 13.04.2022 г. работа автоматических постов весогабаритного контроля (далее по тексту - АПВГК) в Оренбургской области переводится в режим мониторинга (тестовый режим) до 01.06.2022 г.

  Автоматические посты весогабаритного контроля размещены на следующих участках дорог:

-автомобильная дорога Оренбург-Беляевка в Оренбургском районе Оренбургской области АПВГК обустроен на 24 км автомобильной дороги Оренбург-Беляевка в Оренбургском районе (нормативная нагрузка 6 т на ось);

-автомобильная дорога подъезд к с. Сакмара от, а/д Казань-Оренбург в Сакмарском районе АПВГК обустроен на 2 км, подъезд к с, Сакмара от, а/д Казань-Оренбург в Сакмарском районе (нормативная нагрузка 6 т на ось).

08.06.2022 г. размещена информация о том, что тестовый режим завершен, с июня 2022 г. все АПВГК осуществляют работу в штатном режиме. Сведения о нарушителях направляются в Ространснадзор и УГИБДД по Оренбургской области. 

  Факт размещения на официальном сайте ГУ «ГУДХОО» https://orendor.orb.ru/ вышеуказанной информации подтвержден актом осмотра интернет - сайта Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по проведению осмотра информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от 28.09.2022 г.

Данные обстоятельства свидетельствуют о заблаговременном извещении лиц, в том числе регионального оператора о наличии дорог с ограничением массы, приходящейся на ось транспортного средства и начале работы автоматических постов весогабаритного контроля.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого - более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения

Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства утвержден приказом Минтранса России от 05.06.2019 № 167. Данный порядок действует на территории Оренбургской области.

Согласно пункту 4 указанного порядка специальное разрешение выдается на движение транспортного средства по определенному маршруту без груза или с грузом на срок до трех месяцев.

ООО «Природа» обратилось за выдачей специального разрешения только 27.07.2022 г. на 4 транспортных средства; 28.07.2022 на 15 транспортных средств, 07.10.2022 г. на 16 транспортных средств для проезда по автомобильным дорогам Оренбург – Беляевка и подъезд к с. Сакмара от а/д Казань – Оренбург.

Кроме того, комиссией установлено, что по маршруту Оренбург-Беляевка в Оренбургском районе в обход км 24 а/д имеются маршруты, предусматривающие альтернативное движение, а именно:

- а/д М-5 «Урал» Москва-Рязань-Пенза-СамараУфа-Челябинск (подъезд к пункту пропуска «Орск») — автомобильная дорога федерального значения (информацией об осевой нагрузке отсутствует);

- Р-239 Казань-Оренбург-Акбулак-гр. С.Р. Казахстан (информация об осевой нагрузке отсутствует).

По маршруту в обход 2 км Подъезд к с. Сакмара от а/д Казань-Оренбург в Сакмарском районе:

- по а/д М-5 «Урал» Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск (подъезд к пункту пропуска «Орск») - автомобильная дорога федерального значения (информация об осевой нагрузке отсутствует).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что у регионального оператора имелась возможность не прекращать осуществление вывоза ТКО в Сакмарском и Беляевском районе Оренбургской области, используя альтернативные маршруты, не имеющие допустимую нагрузку на ось транспортного средства.

Более того Комиссией установлено, что региональный оператор заблаговременно за выдачей специального разрешения не обращался, то есть не предпринял все зависящие от него меры по недопущению возникновения пагубных последствий.

Комиссией установлено, что довод регионального оператора о прекращении вывоза ТКО в Оренбургском, Сакмарском, Беляевском районах Оренбургской области с 22.07.2022 г., в связи с наложением многократных штрафов из - за введения на дорогах общего пользования комплексов весогабаритного контроля не явилось обстоятельством, препятствующим осуществлению деятельности, которая в силу вышеуказанных норм законодательства РФ является обязательной для данного лица, а прекращение оказание оказания услуг по вывозу ТКО прямо не предусмотрено федеральными законами.

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 18.10.2022 г. об отложении рассмотрения дела, Комиссией Оренбургского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 056/01/10-565/2022 (исх. № 7719 от 18.10.2022 г.). Данное заключение оглашено на заседании Комиссии 17.10.2022 г., отправлено сторонам по электронной почте. Заседание Комиссии в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела было отложено на 18.11.2022 г. в 11 часов 00 минут.

 Частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лицам, участвующие в деле, предоставлено право представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

На заседание Комиссии ООО «Природа» предоставлены письменные возражения № 7874 от 17.11.2022 г. на заключение об обстоятельствах дела № 056/01/10-565/2022, в которых общество указало, следующее:

«На территории Оренбургского, Сакмарского, Беляевского районов Оренбургской области места площадки для накопления ТКО не соответствуют установленным нормам СанПин 2.1.3684-21, следовательно транспортировка с таких мест является противоречащей действующему законодательству.

У регионального оператора отсутствуют технические возможности проведения взвешивания транспортного средства в районах Оренбургской области, а следовательно, и отсутствует понимания фактической нагрузки на ось после забора ТКО с вышеуказанных районов.

Региональный оператор не имел возможности заблаговременно обратиться за получением специального разрешения.

По вопросу имеющихся альтернативных дорог, региональный оператор осуществляет транспортировку ТКО в рамках единого установленного тарифа Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, и расходы на движение по альтернативным дорогам не включены в тариф, следовательно не могли быть осуществлены.

 Орган исполнительной власти, имеет право провести конкурсный отбор для определения другого регионального оператора на всей территории Оренбургской области.

За период с 22.07.2022 28.07.2022 на территории вышеуказанных районов несанкционированных свалок не обнаружено, а значит весь объем ТКО вывезен».

Указанные возражения также были озвучены ответчиком на заседании Комиссии 18.11.2022 г.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав письменные и устные возражения ООО «Природа» на заключение об обстоятельствах дела, считает их не обоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, по следующим основаниям.

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области письмом № НС-12-18/25040 от 09.09.2022 г.) предоставило в рамках рассмотрения дела выписку из территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области с указанием мест (площадок) накопления ТКО в Сакмарском, Оренбургском и Беляевском районах Оренбургской области.

Следовательно места (площадки) накопления ТКО в Сакмарском, Оренбургском и Беляевском районах Оренбургской области внесены в территориальную схему, и в силу действующего законодательства об отходах производства и потребления региональный оператор обязан осуществлять на данных территориях сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО.

Первый административный штраф региональному оператору был вынесен 30.06.2022 г., ввиду чего региональному оператору стало известно о введении автоматических пунктов весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах регионального и муниципального значения Оренбургской области, однако за выдачей специального разрешения ООО «Природа» обратилось только 27.07.2022 г., что противоречит доводам общества о том, что региональный оператор не имел возможности заблаговременно обратиться за получением специального разрешения.

ООО «Природа» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1175658009053 и с 01.01.2019 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 и является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области следовательно у общества существует обязанность осуществлять деятельность по обращению с твердых коммунальных отходов с территории Сакмарского, Оренбургского, Беляевского районов Оренбургской области собственными силами согласно утвержденным графикам.

Довод ООО «Природа» о том, что за период с 22.07.2022 28.07.2022 на территории вышеуказанных районов несанкционированных свалок не обнаружено, а значит весь объем ТКО вывезен, не соответствует действительности.

В материалах дела имеется письмо № 56-00-08/03-4912-2022 от 01.09.2022 г. о направлении результатов проведения проверки в отношении ООО «Природа» на территории Сакмарского, Оренбургского, Беляевского районов Оренбургской области. По результатам проверки ООО «Природа» было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу об установлении в действиях ООО «Природа» факта нарушения п.4 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по обращению с ТКО, путем прекращения оказания услуги по обращению с ТКО для населения и юридических лиц (проживающих в Оренбургском районе (7 252 чел.), Беляевском районе (11 677 чел.) и Сакмарском районе (23 857 чел.), которое прямо не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Из содержания упомянутой нормы следует, что под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления гражданских прав, причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда.

В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).

Злоупотребление доминирующим положением предполагает необходимость установления антимонопольным органом объективной взаимосвязи между положением такого субъекта и рассматриваемыми действиями, его поведения на этом рынке.

Таким образом, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут быть установлены в случае злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в результате которого наступают или могут наступить неблагоприятные последствия в виде ограничения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление) определено, что Закон о защите конкуренции направлен, в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд. Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Кроме того, в случаях, указанных в части 2 статьи 10 Закона, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, вправе ссылаться на допустимость его поведения в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона. В указанных случаях поведение доминирующего на рынке субъекта не признается нарушением статьи 10 Закона.

В силу пункта 13 Постановления Пленума в силу пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, в частности: навязывание при заключении договора невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора; необоснованное сокращение (прекращение) производства товара; отказ либо уклонение такого субъекта от заключения договора; создание им дискриминационных условий.

Прекращение реализации товара определенному покупателю, всем покупателям или их определенной группе, могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта - продавца по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 и 8 части 1 статьи 10 Закона, и тогда, когда эти действия (бездействие) влекут за собой устранение конкуренции на том смежном рынке, на котором с использованием данного товара осуществляет свою деятельность покупатель (покупатели), что предвидел или должен был предвидеть доминирующий субъект на момент совершения им названных действий.

По смыслу статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка (пункт 11 Постановления).

Управлением установлено, что ООО «Природа» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области, осуществляет обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов с территории Сакмарского, Оренбургского, Беляевского районов Оренбургской области собственными силами согласно утвержденным графикам.

Допущенные ООО «Природа» нарушения повлекли не предусмотренное законодательством прекращение оказание услуг по обращению с ТКО для жителей Сакмарского, Оренбургского, Беляевского районов Оренбургской области, входящей в зону его обслуживания, и массовое нарушение их прав и законных интересов. При этом, граждане и юридические лица, обязанные в соответствии с части 1 статьи 153 ЖК РФ вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оплачивали ее по цене, предусмотренной действующим законодательством.

Учитывая вышеизложенные, Комиссия считает, что рассматриваемые действия ООО «Природа» являются результатом злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по обращению с ТКО и ущемляют интересы неопределенного круга потребителей, что подтверждает наличие в действиях регионального оператора нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, действия ООО «Природа», являющегося субъектом занимающим доминирующее положение и профессиональным участником рынка, во взаимосвязи с поведением направлены на причинение вреда и ущемление прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, определенных границами Оренбургского, Беляевского, Сакмарского районов Оренбургской области и не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах реализации гражданских прав, в связи с чем содержат нарушение запрета, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Применяя данные правовые нормы в совокупности, учитывая тот факт, что допущенные нарушения антимонопольного законодательства на день принятии решения ООО «Природа» добровольно устранены, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции", комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Природа» нарушившими п.4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в злоупотреблении своим доминирующем положении на товарном рынке оказания услуг по обращению с ТКО путем прекращения оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с 22.07.2022 г. по 28.07.2022 г. в Беляевском районе Оренбургской области  а с 22.07.2022 г. по 29.07.2022 г. в Оренбургском и Сакмарском районах Оренбургской области, которое прямо не предусмотрено федеральными законами.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, не выдавать.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны