Решение №б/н Без выдачи предписания от 31 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

        Резолютивная часть решения оглашена «17» января 2023г.

      Решение изготовлено в полном объеме «31» января 2023г.

 

      Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

….. - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;

…….. - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

…... - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

в присутствии:

    - представителя ООО «Я» по доверенности;

- директора ООО «И»,

в отсутствии:

- заявителя Г.В., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;

- ответчиков: А.И.; А.Ш., извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;

- заинтересованных лиц: ООО «М»; ООО «Г»; ИП, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;

рассмотрев материалы настоящего дела, возбужденного по признакам нарушения требований п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» по факту распространения посредством поисковой системы «Яндекс» контекстной рекламы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 28.06.2022г. с вх. №6126 Московским УФАС России переданы материалы по заявлению Г.В. по факту распространения посредством поисковой системы «Яндекс» контекстной рекламы следующего содержания:

1. «Вывод из запоя 24/7 на дому за 6.500 руб. Позвоните нам! – Не ждите! Выезд во все районы! Выведение из запоя. Выезд за 30 мин! все районы. Фикс. цены. Анонимно. Поможем! Звоните! https://hippocrat-clinic.ru/».

2. «Вывод из запоя в Тюмени – Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!».

3. «Вывод из запоя в Оренбурге! Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!».

По мнению заявителя указанная реклама распространяется без соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, что нарушает требования, установленные п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Оренбургским УФАС России определено, что рассматриваемая информация является рекламой по смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – медицинским услугам по избавлению от алкогольной зависимости. Следовательно, на нее распространяются требования указанного закона.    

Субъектами рекламного рынка в числе прочих, являются: рекламодатель, рекламораспространитель на действия которых распространяются требования рекламного законодательства.

В ходе рассмотрения заявления, антимонопольным органом в качестве рекламодателей определены: А.И., ООО «И» и А.Ш.

В качестве рекламораспространителя – ООО «Я».

Усмотрев признаки нарушения требований п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» при распространении вышеуказанной рекламы, Определением исх. №6238 от 12.08.2022г. в отношении А.И, ООО «И», А.Ш., ООО «Я» было возбуждено Комиссионное дело №056/05/7-598/2022.

22.08.2022г. вх. №7887 Московским УФАС России, в порядке рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, а также в связи с наделением ФАС России Оренбургского УФАС России полномочиями по рассмотрению и возбуждению дел по факту распространения спорных реклам, переданы материалы дела №077/05/5-11030/2022, возбужденного в отношении А.И. по признакам нарушения п. 3 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая идентичность текста рассматриваемой рекламной информации  в делах №056/05/5-740/2022, №056/05/7-598/2022, определение в качестве рекламодателя в числе прочих, одного и того же лица – А.И. Определением от 20.10.2022г. исх. №7819 дело №056/05/7-598/2022 и дело №056/05/5-740/2022 были объединены в одно производство. Объединяемому делу присвоен №056/05/5-740/2022.

Определениями (от 15.11.2022г. исх. №8301, от 15.12.2022г. исх. №9214) рассмотрение дела №056/05/5-740/2022 неоднократно откладывалось, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: ООО «М», ООО «Г», ИП.

В материалах дела имеются письменные пояснения: ООО «И» (от 11.07.2022г. вх. №6539, от 19.09.2022г. вх. №8632, от 01.11.2022г. вх. №9925, от 12.01.2023г. вх. №241); ООО «Я» (от 07.09.2022г. вх. №8347, от 17.01.2023г. вх. №446); ООО «М» (от 01.11.2022г. вх. №9926, от 12.01.2023г. вх. №239); ИП и ООО «Г» (от 16.01.2023г. вх. №326).

Проанализировав имеющиеся материалы и действующее законодательство, Комиссией установлено следующее.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области рассматривает объединенное дело №056/05/5-740/2022 возбужденное в отношении: А.И., ООО «И», А.Ш. и ООО «Я» по признакам нарушения требований п. 7 ст. 7, п. 3 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержащихся в рекламах, распространяемых посредством поисковой системы «Яндекс», следующего содержания: «Вывод из запоя 24/7 на дому за 6.500 руб. Позвоните нам! – Не ждите! Выезд во все районы! Выведение из запоя. Выезд за 30 мин! все районы. Фикс. цены. Анонимно. Поможем! Звоните! https://hippocrat-clinic.ru/»

- «Вывод из запоя в Тюмени – Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!»

- «Вывод из запоя в Оренбурге! Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!».

Данная информация является рекламой по смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – медицинским услугам по избавлению от алкогольной зависимости. Следовательно, на нее распространяются требования указанного закона.         

Статьей 5 ФЗ «О рекламе» определены общие требования к рекламе - реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно п.7 ст.7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

По смыслу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление медицинской деятельности требуется лицензия (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

При этом п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением правительства РФ от 01.06.2021г. №852, установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявление о предоставлении лицензии с утвержденным пакетом документов.

В свою очередь в соответствии с п. 11 Положения при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами "а" - "е" пункта 8 настоящего Положения сведения (документы).

Комиссией проанализированы в отдельности, размещенные в поисковой системе «Яндекс» рекламные объявления и установлено следующее.

1. Согласно имеющимся материалам, спорная реклама: «Вывод из запоя 24/7 на дому за 6.500 руб. Позвоните нам! – Не ждите! Выезд во все районы! Выведение из запоя. Выезд за 30 мин! все районы. Фикс. цены. Анонимно. Поможем! Звоните! https://hippocrat-clinic.ru/» размещалась в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 30.01.2022г. по 11.05.2022г. в рамках договора заключённого между ООО «Я» и физическим лицом А.И. на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее - «Оферта»).

Указанный договор между Я и рекламодателем заключен посредством акцепта Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты (подтверждается счетами, актами об оказанных услугах и счетами-фактурами).

Пункт 6.5 Оферты предусматривает, что оплата рекламодателем счета является акцептом Оферты и влечет заключение договора на условиях предварительной оплаты.

В материалах дела имеются акты об оказанных услугах ООО «Я», которые подтверждают факт оплаты А.И. оказываемых по договору услуг (от 31.01.2022г., 02.02.2022г., 08.02.2022г., 21.02.2022г., 28.02.2022г., 05.03.2022г., 15.03.2022г., 18.03.2022г., 31.03.2022г., 30.04.2022г.).

Комиссией установлено, что указанные в рекламе медицинские услуги оказывает ООО «Г». В соответствии с Лицензией №ЛО….. выданной ООО «Г» Департаментом здравоохранения по городу Москве на осуществление медицинской деятельности, местом осуществления лицензируемого вида деятельности является: 115612, г. Москва, ул. Ключевая, д. 24, корп. 1. Данный факт также подтверждается представленными в материалы дела письменными пояснениями ИП и ООО «Г».

Указанная в рекламном объявлении ссылка: https://hippocrat-clinic.ru/» является официальным сайтом наркологической клиники «Г», на котором в разделе  «услуги» указан адрес осуществления медицинских услуг: г. Москва, ул. Ключевая, д. 24, к.1, а также в разделе «лицензии и сертификаты» имеется лицензия №ЛО..  на осуществление медицинской деятельности, выданная ООО «Г».

Таким образом, перейдя по указанной в рекламе ссылке у потребителя имеется возможность ознакомиться с деятельностью клиники, местом оказания медицинских услуг, а также удостовериться в наличии соответствующей лицензии, следовательно рекламная информация не может признаваться недостоверной относительно места приобретения товара/услуги, и не имеющей соответствующей лицензии.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что реклама: «Вывод из запоя 24/7 на дому за 6.500 руб. Позвоните нам! – Не ждите! Выезд во все районы! Выведение из запоя. Выезд за 30 мин! все районы. Фикс. цены. Анонимно. Поможем! Звоните! https://hippocrat-clinic.ru/», распространяемая в поисковой системе «Яндекс» не нарушает требования Закона о рекламе.

2. В период с 31.03.2022г. по 14.04.2022г. в  рамках  договоров,  заключенных  между  ООО  «Я»  и  ООО «И»; ООО «Я» и физическим лицом А.Ш. на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее - «Оферта»), в поисковой системе «Яндекс» распространялись следующие рекламные объявления: - «Вывод из запоя в Тюмени – Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!» (далее по тексту - вывод из запоя в Тюмени) - «Вывод из запоя в Оренбурге! Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!» (далее по тексту - вывод из запоя в Оренбурге).

Указанные договоры между Я и рекламодателями заключены посредством акцепта Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты (подтверждается счетами, актами об оказанных услугах и счетами-фактурами).

Пункт 6.5 Оферты предусматривает, что оплата рекламодателем счета является акцептом Оферты и влечет заключение договора на условиях предварительной оплаты.

В материалах дела имеются акты об оказанных услугах ООО «Я», которые подтверждают факт оплаты А.Ш. оказываемых по договору услуг по размещению рассматриваемых реклам (от 23.03.2022г., 26.03.2022г., 27.03.2022г., 29.03.2022г., 31.03.2022г., 02.04.2022г., 03.04.2022г., 04.04.2022г.) и факт оплаты ООО «И» оказываемых по договору услуг по размещению рассматриваемых реклам (от 01.04.2022г., 04.04.2022г., 05.04.2022г., 06.04.2022г., 08.04.2022г.).

ООО «И» в своих пояснениях указывает, что спорные рекламные объявления: «вывод из запоя в Тюмени» и «вывод из запоя в Оренбурге» были размещены в интересах ООО «М» на основании Договоров оказания консультационных услуг №11, №12, №13 от 28.01.2022г., №14 от 12.06.2022г., №16 от …...

Согласно п. 1.1 Указанных Договоров, в соответствии с условиями настоящего договора исполнитель (ООО «И») по поручению заказчика (ООО «М») обязуется оказать услуги по предоставлению информации об обращениях пациентов за помощью в лечении, направлению пациентов на консультации и дальнейшему лечению по специализации к заказчику, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в порядке и в сроки, установленные настоящим договором.

ООО «М» в письменных пояснениях указывает, что реклама: «Вывод из запоя в Тюмени – Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!» была размещена в соответствии с лицензией №ЛО….. от 18.08.2022г.

Комиссией установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности в г. Тюмень №ЛО…. выдана ООО «М» от 18.08.2022г., в то время как спорная реклама, согласно представленным данным ООО «Я», распространялась в период с 30.01.2022г. по 11.05.2022г.

Соответственно на момент распространения спорной рекламы ООО «М» не обладало соответствующей лицензией на осуществление медицинской деятельности на территории г. Тюмени.

Кроме того, копия лицензии на осуществление ООО «М» медицинской деятельности на территории г. Оренбурга и Оренбургской области ООО «Я», ООО «И» и ООО «М» не представлена.

При этом согласно Правилам размещения рекламы на Яндексе при размещении рекламы медицинских услуг копия лицензии на осуществление указанной деятельности должна быть предоставлена в службу размещения до момента начала размещения рекламы.

Комиссией установлено, что перед размещением спорной рекламы, в адрес ООО «Я» в рамках кампании по размещению рассматриваемых реклам: «вывод из запоя в Тюмени» и «вывод из запоя в Оренбурге» ООО «И» и А.Ш. были представлены: Лицензия №ЛО-выданная ООО «М», место нахождения и место осуществления лицензируемого вида деятельности: Самарская обл., г. Самара…... Лицензия №ЛО…. выдана ООО «М» место нахождения и место осуществления лицензируемого вида деятельности: Воронежская обл., г. Воронеж.

Исходя из нормы законодательства, осуществлять лицензируемый вид деятельности возможно только на той территории, которая указана в лицензии, выданной органом власти субъекта.

Вместе с тем, среди представленных лицензий отсутствуют лицензии на осуществление медицинской деятельности ООО «М» на территории г. Тюмень и г. Оренбург.

Таким образом, контекстная реклама, распространяемая посредством поисковой системы «Яндекс» воспринимается потребителями рекламы буквально и дает основание полагать, что услуги по избавлению от алкогольной зависимости оказываются, в том числе, на территории г. Тюмени, г. Оренбурга.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что спорная рекламная информация:

- «Вывод из запоя в Тюмени – Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!»

- «Вывод из запоя в Оренбурге! Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!»

 содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара/услуги в определенном месте, и распространяется в отсутствие соответствующих лицензий.

 Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что спорная рекламная информация распространяется в нарушение требований п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» в соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 38 Закона, несут: рекламодатель и рекламораспространитель.

За нарушение требований п. 3 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона, несет рекламодатель.

Согласно п.5, п. 7 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из имеющихся в материалах дела актов и счетов, оплату по договору с «Я» осуществляли ООО «И» и А.Ш.

Вместе с тем, ООО «И» в ходе рассмотрения дела заявило, что А.Ш. был привлечен обществом в качестве стажера.

В соответствии с п. 1.2 Договора оказания консультационных услуг, заключенного с ООО «М», Исполнитель (ООО «И») вправе привлекать третьих лиц для оказания услуг по договору. Во всех отношениях с третьими лицами Исполнитель выступает от своего имени, за свой счет и на свой риск.

Кроме того, согласно п. 2.1.5 указанного Договора, Исполнитель (ООО «И») обязуется нести ответственность за третьих лиц, привлеченных к исполнению настоящего Договора.

Таким образом, ООО «И» имело возможность осуществить надлежащий контроль за действиями сотрудника и соблюдением законодательства о рекламе, однако не предприняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения, установленных законом о рекламе требований.

По результатам анализа представленных документов, а также письменных пояснений, Комиссией Оренбургского УФАС России в качестве рекламодателя спорных реклам:

- «Вывод из запоя в Тюмени – Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!»;

- «Вывод из запоя в Оренбурге! Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!» определено ООО «И».

Учитывая совокупность имеющихся в материалах дела документов, письменных пояснений, представленных ООО «Я», Комиссией в качестве рекламораспространителя определено - ООО «Я».

В случае принятия Комиссией решения о признании рекламы ненадлежащей, в соответствии с ч. 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе» решается вопрос о выдачи предписания о прекращении нарушения   законодательства    Российской    Федерации   о    рекламе.

Ввиду того, что выявленное нарушение устранено в добровольном порядке, в материалы дела представлены сведения, согласно которым спорная рекламная информация перенесена в архив и больше не распространяется, что подтверждается представленными ООО «Я» скриншотами архива, у Комиссии не имеется оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу:

- «Вывод из запоя в Тюмени – Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!»;                           

- «Вывод из запоя в Оренбурге! Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!» распространяемую в поисковой системе «Яндекс» ненадлежащей и нарушающей требования, установленные п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона РФ «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела №056/05/7-740/2022 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Я» и ООО «И» производства по делу об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны