Решение №б/н Жалоба признана необоснованной от 21 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 106 от 26.08.2020 г.), в составе:
Председателя Комиссии: врио руководителя Оренбургского УФАС России – (…),
членов Комиссии: (…),
в отсутствие представителя заявителя ООО Торговый дом «Уральский кабель» уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
при участии представителей заказчика АО «Коммунальные электрические сети Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (далее – АО «Оренбургкоммунэлектросеть») – (…) (доверенность №14/102 от 03.11.2022) и (…) (доверенность №14/217 от 03.11.2022),
рассмотрев жалобу (вх. № 1516 от 08.02.2023) на действия заказчика АО «Коммунальные электрические сети Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» при проведении закупки в форме приглашения делать оферты на поставку самонесущего изолированного провода для нужд АО «Оренбургкоммунэлектросеть (Извещение: 32312076640),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 1516 от 08.02.2023) ООО Торговый дом «Уральский кабель» на действия заказчика АО «Оренбургкоммунэлектросеть» при проведении закупки в форме приглашения делать оферты на поставку самонесущего изолированного провода для нужд АО «Оренбургкоммунэлектросеть» (Извещение: 32312076640).
Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 13.02.2023 исх. № 1263, заказчику от 13.02.2023 исх. № 1264.
Рассмотрение жалобы было назначено на 16.02.2023 в 15 ч. 30 мин.
Исходя из доводов жалобы следует, что Заказчиком допущены нарушения при организации торгов, выразившиеся во внесении в документацию о закупке требований, которые противоречат положениям Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон о закупках). По мнению Заявителя, включение в закупочную документацию оценочных критериев «Стоимость основных средств» и «Обеспеченность кадровыми ресурсами» противоречит Положению о закупках Заказчика и ограничивает круг участников закупки.
В Комиссию от АО «Оренбургкоммунэлектросеть» поступили пояснения и документы (вх. №1878 от 16.02.2023), запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых Заказчик не согласился с доводами Заявителя и просил признать жалобу (вх. №1516 от 08.02.2023) ООО Торговый дом «Уральский кабель» (далее – ООО ТД «Уральский кабель») необоснованной.
Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
В силу ч.6 ст.3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что 31 января 2023 года на официальном сайте единой информационной системы АО «Оренбургкоммунэлектросеть» размещено извещение и документация о проведении закупки в форме приглашения делать оферты на поставку самонесущего изолированного провода для нужд АО «Оренбургкоммунэлектросеть» (Извещение: 32312076640).
Дата начала срока подачи заявок 31.01.2023.
Дата окончания срока подачи заявок 08.02.2023 10:00.
Дата подведения итогов 09.02.2023.
Согласно протоколу заседания Единой закупочной комиссии АО «Оренбургкоммунэлектросеть» по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок от 09.02.2023, по окончании срока подачи заявок на участие в закупке в форме приглашения делать оферты на поставку самонесущего изолированного провода для нужд АО «Оренбургкоммунэлектросеть», было подано 3 заявки, все заявки были допущены к участию в закупке.
Положение о закупке товаров, работ услуг АО «Оренбургкоммунэлектросеть» (далее – Положение) утверждено решением Совета директоров АО «Оренбургкоммунэлектросеть», протокол №2 от 11.11.2022.
Пунктом 5.1.5.5 раздела 3 Положения предусмотрено, что конкурентные закупки могут осуществляться в форме приглашения делать оферты.
В соответствии с п.5.6.1 Положения, приглашение делать оферты проводится в случае, если Обществу необходимо осуществить процедуру поиска наиболее предпочтительных предложений на рынке для удовлетворения своей потребности. При этом отбор победителя может осуществляться как исключительно по ценовому критерию, так и в совокупности с оценкой свойств товаров, работ, услуг и (или) квалификации поставщика (подрядчика, исполнителя), а проведение закупки в иной форме, предусмотренной Положением невозможно или нецелесообразно для наиболее своевременного, полного и эффективного удовлетворения потребностей Общества в товарах, работах, услугах.
В силу п. 20.4 Положения, критерии оценки могут быть ценовыми и неценовыми.
Согласно п.20.4.1 Положения, к ценовым критериям оценки относятся:
– цена договора и (или) цена за единицу продукции;
– расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание приобретаемой продукции;
В случае если участники закупочной процедуры применяют различные системы налогообложения (являются плательщиками НДС или применяют упрощенную систему налогообложения), то в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений всех участников закупочной процедуры, обеспечения равной и объективной оценки заявок, сравнение предложений по критерию «цена договора и (или) цена за единицу продукции» проводится без учета НДС.
Согласно п.20.4.2 Положения, к неценовым критериям оценки относятся:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики объекта закупки (товара, работы, услуги);
2) качество технического предложения участника закупки при проведении закупки на выполнение работ, оказание услуг;
3) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
4) срок предоставления гарантии качества продукции;
5) квалификация участника закупки, в рамках которой оцениваются:
– обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;
– обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;
– обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;
– наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема предмету закупки.
Пунктом 20.4.3 Положения установлено, что, исходя из предмета закупки и обстоятельств ее осуществления в документации о закупке могут устанавливаться иные ценовые и (или) неценовые критерии.
Согласно п.20.5 Положения, в документации о конкурентной закупке устанавливаются содержание и значимость (весомость) каждого критерия оценки, наличие подкритериев оценки и их значимость (весомость), а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок.
В соответствии с п. 27 Документации по проведению приглашения делать оферты (далее – Документация), оценка и сопоставление Заявок (далее – оценка Заявок) осуществляются на основании следующих критериев:
– цена договора;
– стоимость основных средств;
– обеспеченность кадровыми ресурсами.
В п.п. 27.3 Документации установлено, что для целей оценки Заявок критериям оценки присвоена следующая значимость:
№ п/п |
Наименование критерия оценки Заявок |
Значимость критерия оценки Заявок |
|
Обозначение |
Величина |
||
1 |
Цена договора |
КзначЦД |
60% |
2 |
Стоимость основных средств |
КзначОС |
20% |
3 |
Обеспеченность кадровыми ресурсами |
КзначОКР |
20% |
Согласно п.п. 27.7 Документации, оценка каждой заявки по критерию оценки «Стоимость основных средств» осуществляется комиссией на основании Бухгалтерского баланса участника на 31 декабря 2021 года по строке «Основные средства».
В соответствии с п.п. 27.8 Документации, оценка каждой заявки по критерию оценки «Обеспеченность кадровыми ресурсами» осуществляется комиссией на основании сведений о среднесписочной численности, содержащихся в расчете по страховым взносам организации за 2021 год. За каждого сотрудника, указанного в расчете, начисляется 5 баллов.
Изучив материалы дела и проанализировав Документацию по проведению приглашения делать оферты, Положение о закупке товаров, работ услуг Заказчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
Осуществляя организацию и проведение закупки, Заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
По смыслу ч.1 ст.1 Закона о закупках, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, что предполагает относительную свободу Заказчиков в определении условий закупок.
Согласно Определению Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 по делу № А40-3315/2016 порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупках согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными, в первую очередь, на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям удовлетворения потребности Заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Выбор показателей для оценки и сопоставления заявок является исключительным усмотрением Заказчика со всеми правовыми последствиями совершения таких действий.
При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки.
Так, Заказчик в п. 20.4.3 Положения закрепил возможность установления в документации о закупке иных ценовых и неценовых критериев оценки, исходя из предмета закупки и обстоятельств ее осуществления.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках, при установлении рассматриваемых критериев оценки.
Вместе с тем, при оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, Комиссия выясняла действительную потребность в установлении Заказчиком дополнительных требований.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что закупка проводится на поставку самонесущего изолированного провода, поставка которого будет производиться в 6 городах Оренбургской области в которых находятся филиалы Заказчика. Кроме того, поставка самонесущего изолированного провода осуществляется за счет средств поставщика. Также, в соответствии с разделом 4 Документации «Техническое задание», отмотка проводов, намотка на барабаны, в том числе стоимость самих барабанов осуществляется силами и за счет средств поставщика.
Таким образом, учитывая всю сложность выполнения поставки товара, общую протяженность между городами в которых находятся филиалы, а также то, что все действия осуществляются за счет поставщика, Заказчик устанавливает критерии оценки «Стоимость основных средств» и «Обеспеченность кадровыми ресурсами» для наиболее полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
На основании изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что установление Заказчиком критериев оценки «Стоимость основных средств» и «Обеспеченность кадровыми ресурсами» не нарушает положения Закона о закупках и не приводит к дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, а направлено на рациональное расходование средств и достижении максимального результата.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы и отсутствии нарушений принципов Закона о закупках со стороны Заказчика.
Руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. № 1516 от 08.02.2023) ООО Торговый дом «Уральский кабель» на действия заказчика АО «Оренбургкоммунэлектросеть» при проведении закупки в форме приглашения делать оферты на поставку самонесущего изолированного провода для нужд АО «Оренбургкоммунэлектросеть» (Извещение: 32312076640), необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на закупку (Извещение: 32312076640) уведомлением Оренбургского УФАС России от 13.02.2023 исх. № 1264.