Решение №б/н Жалоба признана обоснованной от 11 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии: Членов Комиссии:

в присутствии представителей Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области –

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» -

представитель ООО «Монитор Компани» на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен, 

рассмотрев жалобу ООО «Монитор Компани» на действия Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку серверного оборудования (номер извещения№ 0853500000322009293),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.11.2022 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба ООО «Монитор Компани» (далее – Заявитель) на действия Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку серверного оборудования (номер извещения № 0853500000322009293) (далее – Аукцион).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Из доводов жалобы следует, что при размещении закупки, Заказчик описал предмет закупки используя не только каталог товаров (работ, услуг), но установил и дополнительные характеристики.

При этом, в соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 08.02.2017 г.), в случае установления запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 616 от 30.04.2020 г.), дополнительные характеристики устанавливать запрещено.

Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, пояснили, что в п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 08.02.2017 г.), идет речь о случаях установления в извещении запрета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 616 от 30.04.2020 г., а также о случаях установления ограничений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 10.07.2019 г.

При этом, извещение по проведении электронного аукциона № 0853500000322009293 не одержит требования об ограничениях, установленных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 10.07.2019 г. Вместе с тем, в извещении  о проведении электронного аукциона № 0853500000322009293, установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 616 от 30.04.2020 г., однако, товары, приобретаемые в рамках электронного аукциона, не включены в пункты 25(1)-25(7) Перечня промышленных товаров, указанные в п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 08.02.2017 г.).

Также, представители Заказчика обратили внимание Комиссии Оренбургского УФАС России на то, что Заказчиком соблюдены требования п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 08.02.2017 г.), а именно: в описание товара (работы, услуги) включено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик.

 Представитель Уполномоченного органа жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что исходя из буквального толкования положений п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 08.02.2017 г.), товар «Сервер» не попадает под исключение, следовательно Заказчик вправе указывать дополнительную информацию в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Также, представитель Уполномоченного органа отметил, что указание требований к программному обеспечению в разделе «Дополнительные характеристики» не вызывает противоречия с требованиями закона, так как программное обеспечение представляет иной товар, сущность которого отделима от характеристик поставляемого сервера и выделена в отдельное описание согласно действующему законодательству. Если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога Заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.

            В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы представителе й Заказчика, пришла к следующим выводам:

26.10.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку серверного оборудования (номер извещения № 0353400001722000012).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 585 690,00 рублей.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

В соответствии с ч. 1 Правил использования КТРУ, настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).

В соответствии с ч. 5 Правил использования КТРУ, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее – Постановление Правительства № 616), при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В соответствии с ч. 6 Правил использования КТРУ, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Постановления Правительства № 616, Правительство Российской Федерации постановляет установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Объектом закупки № 0853500000322009293 является поставка серверного оборудования, в извещении о проведении электронного аукциона для обеих позиций поставки товара код КТРУ 26.20.14.000-00000189.

В извещении о проведении электронного аукциона № 0853500000322009293 Заказчиком установлены следующие запреты: «Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"», «Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства"», поскольку код КТРУ 26.20.14.000-00000189 входит в Перечень промышленных товаров, утвержденный Постановлением Правительства № 616.

Вместе с тем, в техническом задании Заказчиком установлены Дополнительные характеристики, не предусмотренные код КТРУ 26.20.14.000-00000189, также указано обоснование использования дополнительных характеристик.

Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком допущено нарушение требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, жалоба признается обоснованной.

Учитывая, что на участие в аукционе подано 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона № 0853500000322009293, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Монитор Компани» на действия Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку серверного оборудования (номер извещения№ 0853500000322009293), обоснованной.

2. Признать Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области нарушившим положения ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны