Решение №б/н Жалоба признана обоснованной от 26 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:

в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

представителя ООО «ЮгСмартПроект» - (по доверенности),

представителей Государственного казенного учреждения «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» - (по доверенности),

представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» - (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «ЮгСмартПроект» на действия Государственного казенного учреждения «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» при проведении электронного аукциона на работы по монтажу и пуско-наладке единой системы видеонаблюдения (номер извещения № 0853500000322008437),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.10.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «ЮгСмартПроект» (далее – Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на работы по монтажу и пуско-наладке единой системы видеонаблюдения (номер извещения № 0853500000322008437) (далее – закупка).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу - Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр организации закупок», оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком в нарушение норм Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. По мнению Заявителя, вне зависимости от объекта закупки, если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у Заказчика возникает обязанность установить такой запрет.

Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, пояснив, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД 2 (способ закупки) путем соотношения объекта закупки соответствующего коду с учетом спецификации закупки (письмо Минфина России № 24-03-08/36404 от 09.07.2017 г.) Казенным учреждением при осуществлении закупки был применен код ОКПД 2: 33.20.39.900 «Услуги по монтажу прочего оборудования специального назначения, не включенные в другие группировки», который максимально отображает потребность Заказчика. Объектом закупки являются работы по монтажу и пуско-наладке единой системы видеонаблюдения и в соответствии с приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об учреждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» относятся к ВР 244 ГОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений». В проекте контракта приемка отдельных элементов системы видеонаблюдения по товарной накладной или акту не предусмотрена, используемые для работ материалы не принимаются отдельно к бухгалтерскому учету казенного учреждения в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Приемка выполненных работ оформляется подписанием сторонами структурированного документа. Результатом работ является смонтированная единая система видеонаблюдения, то есть сложная, единая (централизованная) система, которая в последующем будет приниматься Заказчиком к бухгалтерскому учету как единый объект основного средства (письмо Минфина России от 24.07.2019 № 02-08-10/55310).

Представители Заказчика обратили внимание Комиссии Оренбургского УФАС России, что определение предмета контракта является правом Заказчика, с учетом реализации которого определяется необходимость установления условий проведения закупки, в том числе запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.    В данном случае, Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящих из иностранных государств, так как предметом обжалуемой закупки является выполнение работ, а не поставка оборудования.

Представитель Уполномоченного органа жалобу просил признать необоснованной, пояснив, что требования Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 применяется в случае, если предметом контракта является поставка оборудования. Объектом электронного аукциона № 0853500000322008437 является выполнение работ по монтажу и пуско-наладке единой системы видеонаблюдения, в связи с чем Заказчиком правомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящих из иностранных государств.

Комиссией Оренбургского УФАС России было принято решение об объявлении перерыва в заседании до 01.04.2022 г. до 16 часов 00 минут.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:

10.10.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на работы по монтажу и пуско-наладке единой системы видеонаблюдения (номер извещения № 0853500000322008437). 

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 964 883,00 рублей.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 (ред. от 08.08.2022) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации», «Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд») (далее – Постановление Правительства № 1236), указано:

«Установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению».

П. 2(1) Постановления Правительства № 1236устанволено, что в целях реализации настоящего постановления:

- подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;

- подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.

Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристики требуемого заказчику оборудования установлены в Техническом задании, являющимся приложением к извещению о проведении электронного аукциона № 0853500000322008437.

В соответствии с техническим заданием система видеонаблюдения для нужд Заказчика включает в себя: камера видеонаблюдения купольная, камера видеонаблюдения цилиндрическая, коммутатор 8 портовый, коммутатор 16 портовый, коммутатор 24 портовый, видеорегистратор 8 канала, видеорегистратор 16 канала, видеорегистратор 32 канала, накопитель данных внутренний 4Гб, накопитель данных внутренний 6Гб, накопитель данных внутренний 8Гб, монитор.

Проанализировав описание объекта закупки (характеристики требуемого заказчику оборудования), Комиссией установлено, что заказчиком, кроме прочего, проводится закупка в том числе, программного обеспечения (далее также - ПО).

В соответствии с описанием объекта закупки, заказчиком приобретаются камеры видеонаблюдения (КТРУ: 26.70.13.000-00000004), к характеристикам которой в техническом задании установлено следующее требование: «Full HD 1080p».

Комиссией установлено, что в реестре российского программного обеспечения имеются сведения о регистрации программного обеспечения для применения на цифровых камерах видеонаблюдения (реестровая запись № 12466 от 30.12.2021 г.).

Вместе с тем, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии Постановлением Правительства № 1236 в извещении о проведении электронного аукциона № 0853500000322008437 не установлен, а также не размещено обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства № 1236.

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п. 15ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает необходимым выдать предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЮгСмартПроект» на действия Государственного казенного учреждения «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» при проведении электронного аукциона на работы по монтажу и пуско-наладке единой системы видеонаблюдения (номер извещения № 0853500000322008437) обоснованной.

2. Признать Государственное казенное учреждение «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» нарушившим положения ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Государственному казенному учреждению «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны